Особенности психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:36, доклад

Краткое описание

Первой причиной того почему необходимо выделить психологию в системе наук это является то, что она изучает самое сложное что только известно человечеству – это психика. Психика является «высокоорганизованной материей» и если применить это понятие к человеку, то можно к нему добавить и слово «самая». Человеческий мозг является самой высокой организованной материей, которая только известна человечеству.

Файлы: 1 файл

педагогика ответы на билеты.docx

— 363.33 Кб (Скачать)

 

Психическое развитие личности

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер - начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностиі.

Особенности психического развития человека

Хотя темпы и результаты онтогенетического становления личности является немного разными, вариативными, и сам процесс психического развития индивида характеризуется рядом типичных особенностей Раскроем содержание наиболее йголовниших из этих особенностей:

1) противоречия  как основа психического развития  В основе психического развития, как и любого другого, лежат  противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики  самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом) Между этими видами противоречий существует устойчивую взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформ муються во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики;

2) непрерывность  психического развития Начавшись  еще до рождения ребенка и  бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается  каждый день без перерывов, \"отпусков\" или отдыха Нави ить ночью мозг продолжает перерабатывать информацию, поступившую днем ??Исключение составляет лишь явление задержки психического развития, вызванное тяжелыми физическими или психическими травмами мозга, но оно доси во редкое и относится к отклонениямдо відхилень;

3) дискретность - распределение онтогенеза человека  на отдельные возрастные периоды  со спецификой психического развития  в каждом Распределение этот  условный, так как, хотя границы  возрастных периодов и определены  учеными четко, но психика переходит  от одного периода к другому  постепенно;

4) необратимость  Те прогрессивные изменения, которые  сформировались вследствие психического  развития, уже не исчезают, а остаются  достоянием личности и влияют  на дальнейшее психическое функционирование  Регрессивные т тенденции можно  заметить лишь как отдельные формы защитного поведения человека, которые исследовались ЗФрейдомом;

5) взаимосвязь  психического с другими направлениями  развития - физическим, социальным, физиологическим  Так, в немовлячому возрасте психика ребенка развивается на основе физических достижений - например, когда младенец учится самостоятельно сидеть, то значительно расширяется круг его восприятие действительности, и также руки ребенка используются для исследования предметов У подростков процесс полового созревания приводит изм ины образа \"Я\", начинается осознание себя как взрослого - это является подтверждением связи физиологического и психического развития Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школе - новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики Итак, когда ученые хотят подчеркнуть взаимосвязь данных направлений развития индивида, то с гаду о его роста, созревания и социализации соціалізацію;

6) неравномерность  В определенном возрастном периоде  одни компоненты психики разви

Данное качество нужна, чтобы избежать перегрузки психики

щихся ускоренно, а другие - замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно - замедляются) Так, по развитию познавательной сферы ребенка можно проследить следующую динамику: в течение немовлячого периода интенсивно развиваются ощущения и восприятия, активизируется память, а мышление и воображение только зарождаются в следующем - раннем возрасте мощное развивается память и мышление, в дошкольном на первое место по темпам развития выходит воображение;

7) переход  от низших психических структур  в высшие Новые структуры психической  деятельности возникают путем  дифференциации имеющихся структур, то есть целостных форм, выделение  отдельных функций и новой  их интеграция ции, т.е. объединения в новое целое Иначе говоря, процесс этот идет не от элементов к целому, а от структурно низшего к высшему целого Каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей, а не на чистом месте (первая структура своим основанием имеет безусловно рефлекторную системную работу мозга) Она не просто оказывается, а образуется из того, что уже у индивида, и он усваивает из общественной среды Доказательством того, что генетически более ранние структуры не исчезают с возникновением поздних есть возможность возврата к ним них;

8) \"спиралевидный\" характер развития психики Признание  прогрессивной направленности онтогенеза  человеческой психики как переходов  от менее к более

Обладая системой обобщенных, абстрактных операций при решении задачи человек может при необходимости прибегать к конкретным действиям и даже к наглядно-действенных способов мышления

Обостренное стремление к самостоятельности, что проявляется в конце раннего возраста в непослушания, упрямства, строптивости, конфликтах со взрослыми, повторяется у детей-семилеток и в подростковом возрасте, а но с новыми содержанием и формам.

ГС Костюк совершенных ее форм не означает, что он идет прямолинейно Как отмечают некоторые исследователи, в нем наблюдаются бы возврат к пройденным этапам, повторение на новой основе ранее пережитых взаемов отношений индивида с общественной средой, т.е., образно говоря, психическое развитие идет не по прямой, а \"по спирали\"ралі";

9) взаимосвязь  количественных и качественных  изменений психики Психическое  развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления  психических функций вызывают  качественные преобразования, обеспечивая  формирование качественной них  психических новообразований При  этом психические процессы и  свойства ребенка носят в основном  качественные различия в психики  взрослыхх;

10) планомерность  и преемственность психического  развития Планомерность становления  личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических  изменений, которые являются стойкими  во времени и независимыми  е ид вариативных факторов (вроде  настроения, внешности человека) Преемственность  психического развития имеет  место как взаимосвязь предыдущих  и перспективных, будущих психических  изменений в общей динамикой  эти становления личности, наслоения  новообразований психики на ее  предыдущие прогрессивные проявлениеви.

Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.

 

Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность

Термин «человек» наделяет любого представителя людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. При этом у отдельно взятого конкретного человека некоторые из этих характеристик могут и отсутствовать. Этот термин не несет информации о том, имеется ли в виду бескорыстный или жадный, смелый или трусливый, общительный или замкнутый, вспыльчивый или выдержанный человек. Произнося слово «человек», мы лишь выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.

Индивид - Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, появившегося в результате исторического (филогенетического) и социального (онтогенетического) развития, как продукт синтеза врожденного и приобретенного. В повседневности под индивидом обычно понимают отдельного человека, обладающего свойствами, которые имеются у других людей, а также свойствами, которые у других отсутствуют.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности.

Личность – понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. 
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента; индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

 

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода,ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, 

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

  1. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

  1. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

  1. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

  1. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Понятие самоактуализирующей личности

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.

Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно 'стремление к покою'. У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше - знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом.

У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее 10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия - его доставляет лишь достижения цели.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение 'ради далекой и зачастую недостижимой цели'. Здесь будоражащий и возбуждающий 'мотив развития' ставится в противолполжность 'мотиву ликвидации дефицита', который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

Информация о работе Особенности психологии как науки