Особенности психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:36, доклад

Краткое описание

Первой причиной того почему необходимо выделить психологию в системе наук это является то, что она изучает самое сложное что только известно человечеству – это психика. Психика является «высокоорганизованной материей» и если применить это понятие к человеку, то можно к нему добавить и слово «самая». Человеческий мозг является самой высокой организованной материей, которая только известна человечеству.

Файлы: 1 файл

педагогика ответы на билеты.docx

— 363.33 Кб (Скачать)

А. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие  действительности, свободное от  влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес  к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и  других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных  форм поведения и неприятие  такого поведения со стороны  других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие  люди соблюдают установившиеся  ритуалы, традиции и церемонии, но  относятся к ним с должным  юмором. Это не автоматический, а  сознательный конформизм лишь  на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не  собой, а своей жизненной задачей  или миссией. Обычно они соотносят  свою деятельность с универсальными  ценностями и склонны рассматривать  её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому  все они в какой-то степени  философы.

5. Они нередко склонны  к одиночеству и для них  характерна позиция отстранённости  по отношению ко многим событиям  собственной жизни. Это помогает  им относительно спокойно переносить  неприятности и быть менее  подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6. Автономия и независимость  от окружения; устойчивость под  воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового  в уже известном. Богатство эмоциональных  реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения  собственного "Я". Более частые  прорывы на пик переживания. Эти  переживания помогают изменять  к лучшему мнение человека  о самом себе, вносят изменения  в его отношение к другим  людям и его общение с этими  людьми. Они высвобождают творческие  способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют  в мотивации развития, так как  человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное  событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с  человечеством в целом.

10. Дружба с другими  самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в  отношениях. Готовность учиться  у других. Уважение к другим  людям.

12. Устойчивые внутренние  моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. "Философское" чувство  юмора. Они относятся с юмором  к жизни в целом и к самим  себе, но никогда не считают  смешной чью-либо ущербность или  невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся  во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда 'творит' свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность  и противостояние к приобщению  к какой-либо культуре. Они не  принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они  не конформны, но и не склонны  к бездумному бунтарству. Они  достаточно критично относятся  к своей культуре, выбирая из  неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со  всей культурой, ощущая себя в  большей степени представителями  человечества в целом, чем представителями  своей страны. Поэтому они нередко  оказываются в изоляции в той  культурной среде, которую они  не желают принять.

 

Структура личности

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),

  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

  1. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

  1. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

  1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Направленность личности, формы

это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир,общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны вмотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

Направленность личности проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Желание - вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение - осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя.

Убеждение - высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами.

Идеал - это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении.

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации.

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении.

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей.

 

Регуляторы поведения личности

На поведение человека влияет две группы факторов (стимулов): внутренние (личностные) и внешние (ситуационные). И поведение является результатом влияния этих двух групп факторов

К внутренним факторам (личностным диспозициям, стимулам), которые влияют «изнутри», относятиндивидуальные особенности. Это:

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, мышление, воображение, память, мышление, речь, представления.

Свойства личности: темперамент, характер, способности, воля, эмоциональность, настроения, потребности, цели, мотивы, ценности и ценностные ориентации, намерения, стремления, интересы, интеллект.

Индивидуальные умения, навыки, привычки, возраст, пол, социальное положение и т.д.

Черты личности: авторитаризм, макиавеллизм, перфекционизм, локус контроля, склонность к риску, догматизм, стиль деятельности, нравственные и моральные принципы, психологическая компетентность (социально-психологический интеллект) и т. п.

Установки: к труду, к организации и группе, коллегам и начальству и др.

К внешним или ситуационным факторам-регуляторам поведения относятся

1. Социальная  позиция (общественное положение)

2. Социальная  роль (то есть социальная функция, модель поведения, объективно заданная  социальной позицией личности)

3. Социальные  и групповые нормы

4. Социальные  ожидания

5. Социальные  ценности

6. Социальные  установки

7. Статус личности  в обществе, организации и группе

8. Рабочая  роль (занимаемая должность)

9. Специфика  труда

10. Содержание  и средства труда

11. Условия  труда

12. Стаж работы  в организации

13. Инструкции, положения, приказы, распоряжения

14. Мораль, традиции, обычаи, ритуалы, существующие в  организации и рабочей группе

15. Государственные  законы, общественные правила поведения, менталитет (самосознание, общественное  мнение), семейные и национальные  традиции

16. Семейное  положение.

Первые четыре фактора (позиция, роль, нормы и ожидания) носят относительно статичный характер и являются простейшими. Иногда в психологической литературе их объединяют понятием «система внешней мотивации подчинённого» [Урб., с. 115].

Если свести воедино все факторы, влияющие на поведение, то получим общую формулу поведения индивида, согласно которой оно является функцией природных и приобретённых особенностей и окружающей среды:

П=f (I,Х,Е),

где I –природные свойства индивида, Х – особенности характера, Е – окружающая среда.

Хотя есть и другие формулы: П=f (Х,Е); П=f (I,Е). 

Как мы видим, во многих компонентах-регуляторах присутствуют слова социальная или социальные, что указываетна общественные корни компонентов, на социальную регуляцию поведения. Поэтому необходимо, прежде всего, рассмотреть присущий данной социальной группе менталитет.

Информация о работе Особенности психологии как науки