Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:36, доклад
Первой причиной того почему необходимо выделить психологию в системе наук это является то, что она изучает самое сложное что только известно человечеству – это психика. Психика является «высокоорганизованной материей» и если применить это понятие к человеку, то можно к нему добавить и слово «самая». Человеческий мозг является самой высокой организованной материей, которая только известна человечеству.
А. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:
1. Более адекватное восприятие
действительности, свободное от
влияния актуальных
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4. Деловая направленность.
Такие люди заняты обычно не
собой, а своей жизненной задачей
или миссией. Обычно они соотносят
свою деятельность с
5. Они нередко склонны
к одиночеству и для них
характерна позиция
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.
7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.
8. Предельные переживания,
характеризующиеся ощущением
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.
13. "Философское" чувство
юмора. Они относятся с юмором
к жизни в целом и к самим
себе, но никогда не считают
смешной чью-либо ущербность
14. Креативность (созидательность,
творчество), не зависящая от того,
чем человек занимается, и проявляющаяся
во всех действиях
15. Более выраженная автономность
и противостояние к приобщению
к какой-либо культуре. Они не
принимают безоговорочно ту
Структура личности
Направленность личности проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Желание - вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.
Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.
Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.
Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.
Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.
Склонность
- проявление потребностно-
Мировоззрение - осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя.
Убеждение - высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами.
Идеал - это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении.
Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации.
Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении.
Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей.
Регуляторы поведения личности
На поведение человека влияет две группы факторов (стимулов): внутренние (личностные) и внешние (ситуационные). И поведение является результатом влияния этих двух групп факторов
К внутренним факторам (
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, мышление, воображение, память, мышление, речь, представления.
Свойства личности: темперамент, характер, способности, воля, эмоциональность, настроения, потребности, цели, мотивы, ценности и ценностные ориентации, намерения, стремления, интересы, интеллект.
Индивидуальные умения, навыки, привычки, возраст, пол, социальное положение и т.д.
Черты личности: авторитаризм, макиавеллизм, перфекционизм, локус контроля, склонность к риску, догматизм, стиль деятельности, нравственные и моральные принципы, психологическая компетентность (социально-психологический интеллект) и т. п.
Установки: к труду, к организации и группе, коллегам и начальству и др.
К внешним или ситуационным фак
1. Социальная позиция (общественное положение)
2. Социальная роль (то есть социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности)
3. Социальные и групповые нормы
4. Социальные ожидания
5. Социальные ценности
6. Социальные установки
7. Статус личности в обществе, организации и группе
8. Рабочая роль (занимаемая должность)
9. Специфика труда
10. Содержание и средства труда
11. Условия труда
12. Стаж работы в организации
13. Инструкции, положения, приказы, распоряжения
14. Мораль, традиции, обычаи, ритуалы, существующие в организации и рабочей группе
15. Государственные
законы, общественные правила
16. Семейное положение.
Первые четыре фактора (позиция, роль, нормы и ожидания) носят относительно статичный характер и являются простейшими. Иногда в психологической литературе их объединяют понятием «система внешней мотивации подчинённого» [Урб., с. 115].
Если свести воедино все факторы, влияющие на поведение, то получим общую формулу поведения индивида, согласно которой оно является функцией природных и приобретённых особенностей и окружающей среды:
П=f (I,Х,Е),
где I –природные свойства индивида, Х – особенности характера, Е – окружающая среда.
Хотя есть и другие формулы: П=f (Х,Е); П=f (I,Е).
Как мы видим, во многих компонентах-регуляторах присутствуют слова социальная или социальные, что указываетна общественные корни компонентов, на социальную регуляцию поведения. Поэтому необходимо, прежде всего, рассмотреть присущий данной социальной группе менталитет.