Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:36, доклад
Первой причиной того почему необходимо выделить психологию в системе наук это является то, что она изучает самое сложное что только известно человечеству – это психика. Психика является «высокоорганизованной материей» и если применить это понятие к человеку, то можно к нему добавить и слово «самая». Человеческий мозг является самой высокой организованной материей, которая только известна человечеству.
Теория доминанты Ухтомского
Доминанта - очаг стойкого возбуждения в головном мозге, приобретающий положение временного доминирования над другими его отделами, трансформирующий и направляющий их деятельность. Доминантное возбуждение по принципу отрицательной индукции вызывает торможение других нервных центров. В то же время доминанта привлекает к себе возбуждение, поступающее в другие рефлекторные дуги, суммирует его, усиливается за его счет. Наличие доминанты изменяет координацию деятельности других отделов головного мозга, функционально связанных с доминантным очагом. При чрезмерной стойкости и длительном существовании доминанта превращается в очаг патологически застойного возбуждения (по И.П. Павлову). Особенно выражена ее инертность в коре большого мозга. Наличие патологических доминант объясняет патогенетические механизмы навязчивых и сверхценных идей, галлюцинаций, бреда, двигательных автоматизмов.
До 80% французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца телепередачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: "Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи!", "Сделайте хоть перерыв для ужина!", "Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы". Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и повернуть ручку переключателя. Но что-то им помешало сделать это...
А
вот пример более положительный: "Если
вы представите себе человека, - рассказывала
жена известного изобретателя Томаса
Эдисона, - живущего в состоянии непрерывного
возбуждения, не видящего ничего, что не
связано непосредственно с решаемой задачей,
то вы будете иметь точное представление
об Эдисоне во время работы". Пора из
столь противоположных примеров сделать
вывод. Он хорошо известен психофизиологам:
деятельность человека во многом определяется
доминантой - устойчивым очагом повышенной
возбудимости в коре и/или подкорке головного
мозга. Это и есть таинственное "что-то".
Доминантный очаг способен стягивать
внешние раздражители (подобно тому, как
откликается на любой толчок больной зуб
или палец).
Оценим: каждый нормальный человек все
время - даже во сне - думает. Но о чем? Где
новые мысли? Увы, их часто нет: из-за доминантных
очагов мысли редко сбиваются со своего
круга... Хотя, казалось бы, каждый волен
думать, что хочет, он не всегда волен решить,
что ему хотеть... Недаром Бернард Шоу писал:
"Не многие думают чаще, чем два или
три раза в год. Я добился мировой известности
благодаря тому, что думаю раз или два
в неделю..." Да, застойный очаг, с одной
стороны, физиологическая основа вредных
стереотипов, инерции мышления (вспомним
пример с французскими телезрителями),
а с другой - основа творческого "осенения",
"озарения". Отсюда столь популярные
в творческой среде истории про "озарения"
- ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник
Уатта, пасьянс Менделеева. Из-за стягивания
внешних раздражителей и постоянной подпитки
ими доминанты даже случайное впечатление
может вызвать в воспаленном мозгу искомое
решение. А может - и ложный вывод.
Перечислим основные свойства доминантного
очага, установленные А.А. Ухтомским: повышенная
возбудимость, инерция во времени (доминанта
существует, хотя раздражение великовато)
и, самое главное, способность суммировать
внешние раздражители, "само-подпитываться
ими".
Психология личности
Проблема личности в психологии
Личность – сложное,
многогранное явление общественной жизни,
продукт общественно-исторического развития,
с одной стороны, и деятель общественного
развития (субъект) – с другой. Ни одна
общественная наука не может абстрагироваться
от личности как общественного явления,
но у каждой из них свой объект исследования:
так, этику интересует личность как носительница
моральных убеждений, нравственных привычек
определенного общества; юридические науки исследуют правовые
нормы и правоотношения, определяющие
положение личности в различных сферах
жизни общества; педагогика изучает методы, формы
и средства воспитания личности;психология акцентируе
Личность как объект психологического изучения – это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания.
В науке до сих пор царит неразбериха в использовании понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». В одних случаях эти понятия отождествляются, в других – противопоставляются. Коренным, родовым, исходным понятием является понятие человек – биосоциальное существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек как целостное образование, носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности) обладает внутренней активностью и характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью.
Как биологическое существо человек принадлежит к классу млекопитающих, виду Homo sapiens. (К. Линней). С этой точки зрения человек может характеризоваться как индивид(от лат. indоviduus – неделимый, нераздельный) – самостоятельно существующий биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Это понятие отражает природные свойства человека, его телесную организацию: прямохождение, развитие руки как средства познания, высокоразвитый мозг. В наиболее обобщенной форме совокупность важнейших свойств индивида проявляется в принадлежности к полу, темпераменте, задатках, составляющих природную основу личности.
Таким образом, факт принадлежности живого существа к человеческому роду фиксируется понятием «индивид» (животное – особь). Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического (филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом) и онтогенетического развития (процесс индивидуального развития человека), носитель своеобразных, генетически обусловленных черт. Индивид является носителем психофизических свойств, характеризующих деятельность сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие) систем человека, которые включают в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро– и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека. Свойства индивида возникают на самых ранних ступенях развития ребенка. (Можно рассматривать новорожденного и глубоко умственно отсталого человека как индивида, но понятие «личность» к ним пока неприложимо.)
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли последнего. Сознание, речь, трудовая деятельность и другие человеческие признаки не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Поэтому, появляясь на свет как индивид, человек в ходе своего развития становится личностью. Формирование личности происходит по мере социализации ребенка. Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия наличность в процессе воспитания. Отечественные психологи доказали, что развитие человеческих форм сознания, формирование личности происходит путем интериоризации – процесса накопления опыта путем преобразования внешних действий предметной деятельности и общения во внутренние субъективные характеристики личности, ее сознания и деятельности.
Развитие человечества невозможно без активной передачи человеческой культуры новым поколениям. Поэтому одним из главных условий усвоения ребенком общественно-исторического опыта является его общение со взрослыми людьми, в ходе которого он усваивает человеческую культуру, овладевает различными видами деятельности. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человек обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не будучи биологически полноценным, не имея морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, нельзя достичь высших человеческих качеств даже под влиянием общества, воспитания и образования. Резюмируем сказанное.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем общества, определенной социальной группы, осознающий свое отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Личность – более узкое понятие, чем понятие «человек». Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной стороны. Личность – понятие социальное. Оно выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического, т. е. создает человека природа, а формирует общество. Личность, по мнению Б.Г. Ананьева, – не весь человек, а его социальное качество, психосоциальное свойство. Исходными характеристикамиличности являются статус, роли, внутренняя позиция, ценностные ориентации, которые определяются особенностями сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер.
В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью. Поэтому основными признаками личности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.
Бытие личности
Бытие — философская категория, обозначающая
существование, реальность. Соответственно,
бытием обладают не только явления природы,
но и человек, сферы его деятельности.
Мир мыслящих существ и всего cотворенного
ими входит в сферу бытия.
Формы бытия
В качестве первичной предпосылки бытия
человека выступает жизнь его тела. В природном
мире человек, существуя как тело, находится
в зависимости от законов развития и гибели
организмов, циклов природы. Чтобы дать
жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь
телу. Поэтому во всех цивилизованных
странах фундаментальные права человека
на удовлетворение его первичных потребностей,
прав, связанных с сохранением жизни, закреплены
юридически.
Индивид становится личностью, осваивая
достижения человеческой культуры (личностный.
аспект человеческого бытия). Поэтому
человек не слепо подчиняется требованиям
телесных законов, а в состоянии контролировать
и регулировать свои потребности, удовлетворяя
их не просто в соответствии с естеством,
но руководствуясь исторически возникшими
нормами и идеалами. Тем не менее, считается,
что индивидуальное бытие — основание
для бытия личности.
Социальное бытие может быть выражено
в более широком смысле как бытие общественное.
Общественное бытие (отношения людей к
природе и друг другу) возникает вместе
со становлением человеческого общества
и является первичным по отношению к сознанию
отдельного индивида и поколения.
Г. Гегель в «Феноменологии духа» высказывает мысль о том, что личностное бытие предполагает признание, исходящее от другого. Таким образом, в значительной степени мы не можем осознать свое бытие как личности и главное - не можем осуществить ее ценностно-значимое развитие, если отсутствуют другие, которые признают нас как личность.
Самосознание человека возможно только в процессе бытия среди других, вместе с другими в определенной среде. Это окружающий мир - не только и не столько природа, это - и другие личности, их отношения и взаимосвязи друг с другом, это - культурная среда.
Личность несет в себе черты цивилизации, историко-культурной эпохи, определенного образа жизни.
Основные проблемы изучение личности:
Факторы формирования личности
Несмотря на то, что личность в основном
формируется в ходе общения с другими
людьми, на процесс формирования личности
действует ряд факторов:
• В первую очередь на формирование личности
оказывают влияние генетические особенности
индивида, полученные им при рождении.
Наследственные черты являются базой
для формирования личности. Такие наследственные
качества индивида, как способности или
физические качества, накладывают отпечаток
на его характер, способ восприятия окружающего
мира и оценки других людей. Биологическая
наследственность во многом объясняет
индивидуальность личности, ее отличие
от других индивидов, так как не существует
двух одинаковых индивидов с точки зрения
их биологической наследственности.
• Вторым фактором, оказывающим влияние
на формирование личности человека, является
влияние физического окружения. Очевидно,
что окружающая нас природная среда постоянно
воздействует на наше поведение, участвует
в формировании человеческой личности.
Например, мы связываем с влиянием климата
возникновение цивилизаций, племен, отдельных
групп населения. Люди, выросшие в разном
климате, отличаются друг от друга. Наиболее
ярким примером тому является сравнение
горных жителей, жителей степей и людей,
населяющих джунгли. Природа постоянно
влияет на нас, и мы должны отвечать на
это влияние через изменение своей личностной
структуры.
• Третьим фактором формирования личности
человека принято считать влияние культуры.
Любая культура обладает определенным
набором социальных норм и разделяемых
ценностей. Этот набор является общим
для членов данного общества или социальной
группы. По этой причине представители
каждой культуры должны проявлять терпимость
по отношению к этим нормам и системам
ценностей. В связи с этим возникает понятие
модальной личности, воплощающей в себе
те общекультурные ценности, которые общество
прививает своим членам в ходе культурного
опыта. Таким образом, современное общество
с помощью культуры стремится сформировать
социабельную личность, легко идущую на
социальные контакты, готовую к сотрудничеству.
Отсутствие таких эталонов ставит человека
в положение культурной неопределенности,
когда он не осваивает основных культурных
норм общества.
• Четвертым фактором, формирующим личность
человека, является влияние социального
окружения. Следует признать, что этот
фактор можно считать основным в процессе
формирования личностных качеств индивида.
Влияние социального окружения осуществляется
через процесс социализации. Социализация
представляет собой процесс, посредством
которого индивидом усваиваются (интернализуются)
нормы его группы таким образом, что через
формирование собственного Я проявляется
уникальность данного индивида или личности.
Социализация личности может принимать
различные формы. Например, наблюдается
социализация через подражание, учет реакций
других людей, об общение разных форм поведения.
Социализация может быть первичной, то
есть протекающей в первичных группах,
и вторичной, то есть протекающей в организациях
и социальных институтах. Неудачная социализация
индивида к групповым культурным нормам
может привести к конфликтам и социальным
отклонениям.
• Пятым фактором, формирующим личность
индивида в современном обществе, следует
считать индивидуальный опыт человека.
Сущность воздействия этого фактора заключается
в том, что каждый че ловек попадает в разные
ситуации, в ходе которы он испытывает
влияние других людей и физического окружения.
Последовательность таких ситуаций является
уникальной для каждого человека и ой
ориентируется на будущие события, исход
из положительного и отрицательного восприятия
прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный
опыт представляет собой один из самых
значимых факторов формирования личности
человека.