Особенности прявления темперамента у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Темперамент (лат. тemperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Сангвинический темперамент.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА.
3. ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКА.
4. . УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Файлы: 1 файл

темперамент.docx

— 41.89 Кб (Скачать)

ПЛАН:

1.ВВЕДЕНИЕ.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

3. ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКА.

4. . УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Темперамент (лат. тemperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается  с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с  людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой  и жестами. Но этот темперамент характеризуется  некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние  активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В  деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все  психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства  флегматика внешне выражаются слабо, они  обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность  нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется  и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко  вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует  развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие  к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут  сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение  к труду, к окружающей жизни, к  людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной  деятельности, ярко проявляется в  несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического  темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко  меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в  его деятельности: он с увеличением  и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с  подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом  запас нервной энергии может  быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление  исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик  допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что  часто не дает ему возможности  объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные  ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают  психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем  и прекращение ее. В работе, меланхолики  обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана  с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния  у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них  выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости  и одиночеству, избегают общения  с малознакомыми, новыми людьми, часто  смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной  и спокойной обстановке люди с  таким темпераментом чувствуют  себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать  и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным  свойством. Сильная нервная система  более успешно справляется с  одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной  системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его  учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются  черты разных темпераментов.

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

 

Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в  одинаковой степени. Равно как и  специфические свойства каждого  типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

3.ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА  ДОШКОЛЬНИКА.  

Тест Н. Л. Крыловой, рассчитанный на дошкольников и младших школьников. 
 
Тест Н. Л. Крыловой 
 
Начертите на листке бумаги горизонтальную и вертикальную оси. Напишите у левого конца горизонтальной оси - "замкнутость" (интроверсия), а у правого - "общительность" (экстраверсия). В высшей точке горизонтальной оси - "невротизм" (нестабильность), в нижней - "стабильность". Поставьте в центре нулевую точку - это статистическая норма. Понаблюдайте за ребенком и поставьте точку, которая, по вашему мнению, соответствует проявлению этих черт у него (стабильность-нестабильность, интроверсия-экстраверсия). Посмотрите на картинке, какому типу характера соответствуют координаты, которые вы определили. 
 
  
 

4. УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

 

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование  свойств темперамента приводит к  развитию отрицательных черт у дошкольников, например у:

сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;

холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;

флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;

меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления  отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать  устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать  от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить  перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного  внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует  чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать  ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

В особой заботе воспитателя нуждаются  две группы детей - медлительные и  сверхподвижные. Первые характеризуются  тем, что очень долго выполняют  режимные процессы, задерживая остальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные  игры и физические упражнения, да и  то постоянно нарушают правила, неверно  реагируют или слишком сконцентрированные, поэтому не слышат указаний, нередко  рассеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):

- вхождение в работу требует  запаса времени, спешка тормозит  инертного ребенка;

Информация о работе Особенности прявления темперамента у детей дошкольного возраста