Особенности прявления темперамента у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Темперамент (лат. тemperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Сангвинический темперамент.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА.
3. ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКА.
4. . УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Файлы: 1 файл

темперамент.docx

— 41.89 Кб (Скачать)

- в требованиях и указаниях  используется только спокойный,  ровный тон, ведь медлительность - свойство темперамента, поэтому  малыш действует не назло, а  просто иначе не может;

- любая нагрузка дается на  положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.

Повышенная активность сверхподвижных детей определяется протеканием  нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она  будет направлена и в какой  степени проявится: как дезорганизующая или способствующая успешному развитию личности.

Возможны два варианта воспитания такого ребенка:

1. Малыша одергивают, наказывают  за непоседливость, специально дают  задания, требующие чрезмерной  усидчивости: «Пусть привыкает». Но объективно ребенок выполнить  их не может и, выражая протест,  намеренно игнорирует указания  взрослых. Всевозможными способами  малыш стремится избежать выполнения  требований. Его нервная система  перевозбуждается. А в результате еще больше повышается двигательная активность.

2. Усиление положительных и ослабление  отрицательных сторон в поведении  ребенка. Воспитателю следует  помнить, что нет плохих или  хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный  уровень тревожности, который  связан с высокой чувствительностью  к разным раздражителям. Последняя  обусловливает излишнюю впечатлительность  и ранимость. Такие дети долго  и серьезно переживают неудачи,  что может приводить к неуверенности.  Но в то же время уровень  тревожности значим в жизни.  Особое место он занимает в  структуре эмоциональности. Тревожность  может стимулировать активность  и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других - размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Для взрослого очень важно учитывать  индивидуально-типологические особенности  саморегуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

Подчеркнем, что главный принцип  учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике  формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

2. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996


Информация о работе Особенности прявления темперамента у детей дошкольного возраста