Особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.
В результате постановки цели были выделены следующие задачи исследования:
Рассмотреть представление о лидерстве, лидерских качествах и гендерных особенностях;
Эмпирически выявить особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения лидерских качеств студентов…………………………………………………………………………..6
Особенности лидерских качеств у студентов ………………………….…………6
Подходы к определению гендерных особенностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей …………………………………………..12
Проявление гендерных особенностей …….…....17
Глава II. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.………………………………………………………………….…22
2.1 Организация и методики исследования.………………………………………………….…22
2.2 Анализ результатов исследования проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей ……………………………………………………………..…...30
Заключение………………………………………………………………….......42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Введение курсовая работа.docx

— 72.79 Кб (Скачать)

 

     Заключение

     Обобщив данные по 4 методикам, получились следующие результаты: у девушек и юношей, имеющих маскулинный комплекс психологических особенностей, ярко выражены лидерские качества. Они ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола отвергают женское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому авторитету. Студенты, обладающими данными особенностями не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции. Им присущи независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.

  У студентов, где лидерские качества развиты средне и ниже среднего преобладает в большей степени феминными особенностями. Феминные студенты независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. Эти студенты, как правило,  в совместной деятельности являются ведомыми, их инициатива минимальна.

      Андрогинные студенты, имеющие высокие показатели лидерских качеств, относительно свободны от жестокой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности  к традиционным нормам, для них  характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное  преодоление трудностей. Им присуща  высокая социальная активность. Они  активно взаимодействуют со сверстниками, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом являются лидерами и звездами в группе. Андрогинные студенты действительно  объединяют в себе и демонстрируют  в своем поведении традиционно  мужские и женские черты, их маскулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь). Им присущи настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их личностного благополучия.  

 

Используемая  литература

  1. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  2. Бендас, Т.В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре. [Электронный ресурс]/ Бендас Т.В. - М., 2000. - С. 134-139. http://www. LitPORTAL.ru
  3. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 320 с. ISBN 978-5-93-878-293-8.
  4. Брокгауз Ф.А.  Энциклопедический словарь / Т.34. - СПб.: Миля, 1896.  -    664с.
  5. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. [Текст]: Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998.
  6. Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства.  М.: МГУ, 1985. –  214с.
  7. Лидерство в детском коллективе / авт.сост. Л.М.Волкова, А.Р.Борисевич, В.Н.Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128с.
  8. Нечаева Н.А. Идеал женины в структуре гендерных картин мира.// гендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиал Института социологии.
  9. Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога / Под ред. Т.В. Барчуновой. - Новосибирск, 1998.
  10. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.–  458с.
  11. Роббер М. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. – 80с.
  12. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 288 с.
  13. Чекалина А.А. Гендерная психология: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2009. – 240 с.
  14. 3
  15. 4
 

 

Приложение

     Методика 1. Шкала "маскулинность-фемининность" из Фрайбургского личностного опросника (FPI). Методика взята из книги: Е. И. Розов. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998. - Кн. 1.

     Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, каждое из которых соответствует  или не соответствует каким-то особенностям Вашего поведения. Если Вы считаете, что  такое соответствие имеет место, то дайте ответ "да", в противном  случае - ответ "нет". Свой ответ  зафиксируйте в имеющемся у Вас  листе ответов, поставив крестик  в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

     Текст опросника:

1.Я почти  ежедневно думаю о том, насколько  лучше была бы жизнь, если  бы меня не преследовали неудачи.

2. Могу  прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои  интересы.

3. Я  легко смущаюсь.

4. Люблю  такие задания, когда можно  действовать без долгих размышлений.

5. Часто  у меня нет аппетита.

6. Обычно  я решителен и действую быстро.

7. Когда  я чего-то боюсь, у меня пересыхает  во рту, дрожат руки и ноги.

8. Мне  доставляет удовольствие, как говорится,  ткнуть носом других в их  ошибки.

9. Активно  участвую в организации общественных  мероприятий.

10. Если  сильно разозлюсь на кого-то, то  могу его и ударить.

11. Меня  мало волнует, что ко мне  кто-то плохо относится.

12. Я  предпочитаю заставить любого  человека сделать то, что мне  нужно, чем просить его об  этом.

13. У  меня довольно часто меняется  настроение.

14. Я  уверен в своем будущем.

Ключ:

По 1 баллу  начисляется за ответы "да" по пп. 2, 4, 6, 8-12, 14 и за ответы "нет" по пп. 1, 3, 5, 7, 13.

Подсчитывается  общая сумма баллов. Чем она  больше, тем больше выражена маскулинность  и меньше - фемининность. 

     Методика  2. "Маскулинность-фемининность" С. Бем. Тест взят из книги: А. А. Реан. Психология изучения личности. - СПб., 1999. Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

     Текст опросника

1. Верящий  в себя.

2. Умеющий  уступать.

3. Способный  помочь.

4. Склонный  защищать свои взгляды.

5. Жизнерадостный.

6. Угрюмый.

7. Независимый.

8. Застенчивый.

9. Совестливый.

10. Атлетический.

11. Нежный.

12. Театральный.

13. Напористый.

14. Падкий  на лесть.

15. Удачливый.

16. Сильная  личность.

17. Преданный.

18. Непредсказуемый.

19. Сильный.

20. Женственный.

21. Надежный.

22. Аналитичный.

23. Умеющий  сочувствовать.

24. Ревнивый.

25. Способный  к лидерству.

26. Заботящийся  о людях.

27. Прямой, правдивый.

28. Склонный  к риску.

29. Понимающий  других.

30. Скрытный.

31. Быстрый  в принятии решений.

32. Сострадающий.

33. Искренний.

34. Полагающийся  только на себя (самодостаточный).

35. Способный  утешить.

36. Тщеславный.

37. Властный.

38. Имеющий  тихий голос.

39. Привлекательный.

40. Мужественный.

41. Теплый, сердечный.

42. Торжественный,  важный.

43.Имеющий собственную позицию.

44. Мягкий.

45. Умеющий  дружить.

46. Агрессивный.

47. Доверчивый.

48. Малорезультативный.

49. Склонный  вести за собой.

50. Инфантильный.

51.Адаптивный, приспособляющийся.

52. Индивидуалист.

53. Не  любящий ругательств.

54. Не  систематичный.

55. Имеющий  дух соревнования.

56. Любящий  детей.

57. Тактичный.

58. Амбициозный,  честолюбивый.

59. Спокойный.

60. Традиционный, подверженный условностям.

     Ключ  к тесту

     Маскулинность ("да"): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

     Фемининность ("да"): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

     Остальные пункты - нейтральные.

     За  каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (M) в соответствии со следующими формулами.

F = (сумма баллов по фемининности): 20;

M = (сумма баллов по маскулинности): 20.

Основной  индекс IS определяется как:

IS = (F - M) x 2,322.

     Если  величина индекса IS заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (IS < -1), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > 1) - о фемининности. При этом, в случае когда IS < -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининностгани.

     Методика 3. Организаторские способности лидера. Эта методика предназначена для  того, чтобы оценить способность  человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и  по его ответам на эти вопросы  делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

     Текст опросника 

1. Часто  ли вы бываете в центре внимания  окружающих? а) да, б) нет. 

2. Считаете  ли вы, что многие из окружающих  вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.

3. Находясь  на собрании людей, равных вам  по служебному положению, испытываете  ли вы желание не высказывать  своего мнения, даже когда это  необходимо? а) да, б) нет. 

4. Когда  вы были ребенком, нравилось ли  вам быть лидером среди сверстников?  а) да, б) нет. 

5. Испытываете  ли вы удовольствие, когда вам  удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.

6. Случается  ли, что вас называют нерешительным  человеком? а) да', б) нет. 

7. Согласны  ли вы с утверждением: «Все  самое полезное в мире есть  результат деятельности небольшого  числа выдающихся людей»? а) да, б) нет. 

8. Испытываете  ли вы настоятельную необходимость  в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? а) да, б) нет.

9. Теряли  ли вы иногда хладнокровие  в разговоре с людьми? а) да, б) нет. 

10. Доставляет  ли вам удовольствие видеть, что  окружающие побаиваются вас? 

а) да, б) нет.

11. Стараетесь  ли вы занимать за столом (на  собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.

12. Считаете  ли вы, что производите на людей  внушительное (импозантное) впечатление?  а) да, б) нет. 

13. Считаете  ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет. 

14. Теряетесь  ли вы, если люди, окружающие вас,  выражают несогласие с вами? а)  да, б) нет. 

15. Случалось  ли вам по личной инициативе  заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.

16. Если  то, что вы наметили, не дало  ожидаемых результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность за это  дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое  из этих двух мнений вам  ближе: 

а) настоящий  руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и  лично участвовать в нем;

б) настоящий  руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С  кем вы предпочитаете работать?

а) с  покорными людьми,

б) с  независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь  ли вы избегать острых дискуссий?  а) да, б) нет. 

20. Когда  вы были ребенком, часто ли  вы сталкивались с властностью  вашего отца? а) да, б) нет. 

21. Умеете  ли вы в дискуссии на профессиональную  тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.

22. Представьте  себе такую сцену: во время  прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

Информация о работе Особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей