Особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.
В результате постановки цели были выделены следующие задачи исследования:
Рассмотреть представление о лидерстве, лидерских качествах и гендерных особенностях;
Эмпирически выявить особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения лидерских качеств студентов…………………………………………………………………………..6
Особенности лидерских качеств у студентов ………………………….…………6
Подходы к определению гендерных особенностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей …………………………………………..12
Проявление гендерных особенностей …….…....17
Глава II. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.………………………………………………………………….…22
2.1 Организация и методики исследования.………………………………………………….…22
2.2 Анализ результатов исследования проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей ……………………………………………………………..…...30
Заключение………………………………………………………………….......42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Введение курсовая работа.docx

— 72.79 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Соликамский государственный педагогический институт» 

Кафедра психологии и коррекционной педагогике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности проявления лидерских  качеств у студентов  в зависимости  от гендерных особенностей 
 
 
 
 
 
 

                Курсовая  работа студентки 

                дневного  отделения IV курса

                психологического факультета

                Белиной Евгении Валентиновны 

                Научный руководитель:

                Мальцева  Наталья Владимировна,

                кандидат  психологических наук,

                  доцент. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Соликамск, 2010 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы изучения лидерских качеств студентов…………………………………………………………………………..6

Особенности лидерских качеств у студентов ………………………….…………6

Подходы к определению гендерных особенностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей …………………………………………..12

Проявление  гендерных особенностей …….…....17

Глава II. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.………………………………………………………………….…22

2.1 Организация и методики исследования.………………………………………………….…22

2.2 Анализ результатов исследования проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей ……………………………………………………………..…...30

Заключение………………………………………………………………….......42

Список  использованной литературы…………………………………………...44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  проблемы исследования

     В связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики, связанной с гендерным подходом в различных областях психологии, исследование гендерных особенностей лидерства становится предметом активного изучения в современной психологической науке.

     Специфика гендерной психологии лидерства заключается в установлении особенностей гендерных отношений, гендерных стереотипов, гендерной социализации, гендерной самоидентификации и ряда других гендерных характеристик лидеров (Т.В. Бендас, 2005). Значимость проблемы возрастает в связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений о лидерской роли.

     Первоначально исследования в области гендерной психологии лидерства проводились преимущественно зарубежными учеными (A. Erhard, 1972; С. Jacklin, Е. Maccoby, 1974; S. Bern, 1975; G. Graen, 1976; A. Eagly, 1987; A. Feingold, 1994 и др.). В настоящее время развитие данной проблемы отмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах (В.В. Абраменкова, 1987; Л.В.Бабаева, А.С. Кочарян, И.Н.Логвинов, 1996; Т.В. Бендас, 2000, Е.С. Соколова, 2003 и др.).

     Еще со времен древнегреческого философа Платона обсуждалась проблема - что  есть женщина? Сам Платон считал, что оба пола должны осваивать одни и те же занятия и ремесла, к тому же женщинам наравне с мужчинами надлежит участвовать в войнах. Вместе с тем, предоставляя женщине "равные" права с мужчиной, он утверждал, что мужчина во всем превосходит женщину, следовательно, о равноценности полов не могло быть и речи.

     В данной работе рассматривается отличие  мужчины от женщины в области  проявления лидерских качеств личности.

     Лидер - это, прежде всего, человек, на поведение  которого ориентированы члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.

     В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно  было ранее, но и женщины. Женщина - руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам, руководителям, привносят в деловую жизнь новые черты и изменения.

     Поэтому целью данной курсовой работы явилось  выявление представлений о наличии  определенных лидерских качеств  личности в зависимости от пола, их особенности развития и проявления.

     Объектом  исследования проявления лидерских качеств в студенческом возрасте.

     Предмет исследования: проявление лидерских качеств в студенческом возрасте у юношей и девушек.

Цель  исследования: выявление лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.

     В результате постановки цели были выделены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть представление о лидерстве, лидерских качествах и гендерных особенностях;
  2. Эмпирически выявить особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей;

В процессе определения цели и задач, была сформулирована следующая гипотеза: ? .

Методы  исследования:

  1. Методика «Организаторские способности лидера» Е. Жариков, Е. Крушельницкая;
  2. Методика «Определение коммуникативных и организаторских способностей» А.В. Батаршев;
  3. Методика "Маскулинность - фемининность" С. Бем.
  4. Методика «Выявления маскулинности-фемининности» Е.И. Розов.
  5. Количественно – качественный анализ результатов;

 

Глава 1. Теоретические основы изучения лидерских  качеств студентов.

1.1 Особенности лидерских качеств у студентов.

     Лидер - это личность, за которой все  остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные  решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы [1, С.284].

     Лидер может быть назначен официально, а  может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером [10, С.310].

     Таким образом, лидером группы может стать  только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех  или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру) [10, С.311].

     Талант  руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических  качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь группы к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой группу при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером [6, С.86].

     Лидерство - это процесс социальной организации  и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью [1, С.285].

     Лидерство  -  одно   из   проявлений власти,   отличительное  свойство  политической  деятельности,  право  выдвигать руководителя,  который  ее  осуществляет.  Это  явление  присуще  и   другим   видам  деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д. Обязательное условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и  масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и  общественных  групп  и  движений.  Формализованная  власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или  в  коллективах  людей, которые за ним следуют [6, С.87].

     В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, — чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают, прежде всего, такие качества, как ум, энергия, характер.

Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Немалую роль играет целеустремленность.

     Не  только культуры и исторические эпохи, но и социальные классы, слои, группы, общности требуют лидеров, обладающих различными качествами. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие — руководителю научного коллектива, третьи — партийному лидеру.

     Немаловажное  значение имеют физические качества, к которым относят рост человека, его вес, сложение или фигуру, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права стать в ней лидером.                

     История свидетельствует, что люди маленького роста вырастали до очень больших  исторических размеров, т.е. становились очень влиятельными фигурами мировой истории, как, например, Наполеон, Петр Первый.

     Список  черт, необходимых лидеру, постоянно  расширялся, но правильного объяснения этому феномену так и не находилось. Некоторые до сих пор думают, что лидерство — это качество, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Это ложная теория, поскольку искусству быть лидером можно научиться. Секреты мастерства заново открывает каждое поколение, но сами по себе они просты. Изучая их, мы не станем Цезарями или Наполеонами, но научимся эффективно действовать, а в большинстве случаев этого достаточно.

     В малой группе роль  лидера  заключается  в  сплочении  ее  участников  и  направлении их деятельности.  От него требуется тесное  личное общение с ближайшим окружением.  При этом выявляются и  играют  организующую  роль  его  личные  качества  умение владеть ситуацией,  принимать решения,  брать  на  себя  ответственность,  делать  верный  политический    выбор   (людей,   проблем,   первоочередных   задач).  Одновременно лидер должен уметь  удовлетворять  интересы  группы,  не  выходя  за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение  в  зависимость  от  своих  благодеяний.  На  отношения  с  группой  и  авторитет  лидера  оказывают  значительное  влияние  личный стиль его  поведения (авторитарный, жесткий или демократический) [6, С.87].

     Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения.  Оно должно быть  отобрано  по  деловым,  профессиональным  признакам.  Личная преданность - важное качество окружения. Единомыслие,  взаимопонимание, интерес к делу,  взаимное  доверие,  уверенность  в правильности выбора,  нравственная  устойчивость,  убежденность  также  дают  право  занимать   место   в  коллективе,   окружающем   лидера. 

Информация о работе Особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей