Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:11, курсовая работа
Цель исследования: выявление лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.
В результате постановки цели были выделены следующие задачи исследования:
Рассмотреть представление о лидерстве, лидерских качествах и гендерных особенностях;
Эмпирически выявить особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения лидерских качеств студентов…………………………………………………………………………..6
Особенности лидерских качеств у студентов ………………………….…………6
Подходы к определению гендерных особенностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей …………………………………………..12
Проявление гендерных особенностей …….…....17
Глава II. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.………………………………………………………………….…22
2.1 Организация и методики исследования.………………………………………………….…22
2.2 Анализ результатов исследования проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей ……………………………………………………………..…...30
Заключение………………………………………………………………….......42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников [6, С.88].
Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности [11, С.14].
В пределах студенческой группы всегда можно выделить студентов, которым лучше других дается организовывать различные общественно-полезные мероприятия, проводить культурно-массовые мероприятия, управлять группой, налаживать отношения в группе и т.д.
Р. Бэйлс выявил, что в каждой малой группе выдвигаются как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.
Функция эмоционального лидера – психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика.
Инструментальный лидер – тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели [5].
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости коммуникативных и организаторских качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер в студенческой группе? Такими признаками как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
Л. И. Уманский разделил организаторские способности на три группы:
В группу организаторского чутья включают следующие компоненты:
Психологическая сообразительность – быстрое понимание психологических особенностей и состояния других людей, умение запоминать людей и их поступки, склонность к психологическому анализу поведению и поступков других людей и своих собственных, способность мысленно ставить себя в психическую ситуацию другого человека и действовать вместо него, глубокая вера и убеждение в силе, способностях и возможностях отдельной личности и коллектива в целом.
Практический психологический ум – умения лидера и руководителя распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей людей, регулировать психическое состояние в зависимости от условий деятельности и учёта взаимоотношений между ними при постановке задач, выдвигаемое перед коллективом в его деятельности.
Психологический такт – умение быстро найти необходимый тон, целесообразную форму общения в зависимости от психического состояния и индивидуальных особенностей окружающих людей, в речевой адаптации к разным людям, простоте и естественности в отношении с ними, чувстве справедливости и объективности при оценке и подборе людей.
Ко
второй группе организаторских качеств
Л. И. Уманский относит качества, связанные
с эмоционально-волевым
Общественная энергичность – способность лидера заражать своей энергией окружающих его людей (с помощью взгляда, мимики, взгляда, выражения лица, жестов, позы), логически-речевые и практическое воздействие через личный пример.
Взыскательность, характеризующийся смелостью, постоянством и гибкостью, категоричностью и настойчивостью, разнообразными формами понуждения, начиная с шутливой формы до приказа, индивидуальный подход в зависимости от постоянных и временных психических особенностей и состояния людей.
Критичность
– способность анализировать
отклонения от нормы в деятельности
и поведении других людей, которая
выражается в самостоятельности
при проведении критического анализа
вместе с коллективом, логичность и
аргументированность
В третью группу качеств – склонность к организаторской деятельности – Л.И. Уманский выделяет:
Способность лидера самостоятельно заниматься организаторской деятельностью.
Смело
брать на себя функции организатора
и ответственность за работу других
людей в трудных и
Потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за неё.
Получение положительных эмоций от её осуществления [5].
Студенты, обладающие коммуникативными способностями, постоянно испытывают потребность, как в коммуникативной, так и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле принимать самостоятельное решение.
1.2 Подходы к определению гендерных особенностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Гендерные
особенности - совокупность специфических
психологических и
Существует специальный раздел психологии — гендерная психология, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В результате проведения некоторых исследований были обнаружены различия в некоторых показателях у женщин и мужчин (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность), однако даже эти различия незначительны, проявляются лишь в определённых ситуациях и могут объясняться социальными причинами[3]. Другая часть исследований вовсе не показала сколь-нибудь значимых различий в показателях[4].
Гендерная
психология - совсем новое научное
направление, которое лишь начинает
заявлять о себе как о самостоятельной
области психологического знания, -
это отрасль психологической
науки, изучающая закономерности формирования
и развития характеристик личности
как представителя
В гендерной психологии изучаются различия в психологических особенностях мужчин и женщин, закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.
При изучении гендерных различий, подчёркивает Т.В. Бендас [6, С. 137], рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации.
По мнению О.А. Ворониной, Д. Майерса, Т.А. Репиной фундаментальным основанием гендерных положений гендерной теории является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Эти считающиеся «естественными» различия конструируются в обществе под воздействием социальных институтов, репрезентирующих традиционные представления о ролях мужчин и женщин в обществе, о «маскулинности» и «фемининности» как базовых категориях гендерных исследований.
В своих работах Ш. Берн [3, С. 256] подчёркивает, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия). Но факт телесного несходства мужчин и женщин ещё не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине.
Со времён античности до конца 17 века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.
В
настоящее время обоснованность
жёсткого разделения людей только на
два противоположных, не совпадающих
по своим природным
Как отмечает Г. Келли, выделяется несколько уровней биологической (сексуальной) организации человека:
Сочетание
различных характеристик
Теоретический
анализ гендерных исследований, проводимых
современными отечественными и зарубежными
учеными, обозначил большое многообразие
подходов и традиций, сложившихся в социальных
науках к изучению деятельности мужчин
и женщин, социальных отношений между
ними и социокультурного
Гендер –
это психологическое понятие, вмещающее
в себя социальный, культурный и исторический
контекст; оно характеризует социальные
представления о мужчине и женщине, об
их психологических особенностях. Гендер –
это пол, преломленный через процессы
социализации, поэтому социальные характеристики
автоматически включены в это понятие. Маскулинность и
Содержание
понятия «психологический пол» определяется
индивидуально-психологическим