Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:11, курсовая работа
Цель исследования: выявление лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.
В результате постановки цели были выделены следующие задачи исследования:
Рассмотреть представление о лидерстве, лидерских качествах и гендерных особенностях;
Эмпирически выявить особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения лидерских качеств студентов…………………………………………………………………………..6
Особенности лидерских качеств у студентов ………………………….…………6
Подходы к определению гендерных особенностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей …………………………………………..12
Проявление гендерных особенностей …….…....17
Глава II. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.………………………………………………………………….…22
2.1 Организация и методики исследования.………………………………………………….…22
2.2 Анализ результатов исследования проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей ……………………………………………………………..…...30
Заключение………………………………………………………………….......42
Список использованной литературы…………………………………………...44
1.3 Проявление гендерных особенностей.
Традиционно лидерство изучалось почти без учета пола, поскольку лидерская роль считалась маскулинной. Многие феномены, экспериментальные факты, теории имеют отношение к мужчинам и мужским группам. И в настоящее время ряд исследователей пересматривает достижения современной лидерологии (термин ввел в отечественную психологию М.Г. Ярошевский) с учетом пола, или гендера. Под гендером мы вслед за Л.В.Поповой и Э.Игли понимаем пол как социальное явление, как продукт культуры [2].
Все гендерные особенности можно разделить на три группы.
Первая – особенности маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются особенностями мужественности / женственности. Рассмотрим сначала, что означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности (женственности).
Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность.
1.
Понятия маскулинность и
2.
Понятия маскулинность и
представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.
3.
В понятиях маскулинность и
феминность отражены
Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.
В области современных социальных наук существуют разные концепции маскулинности, которые варьируются от эссенциалистской до социально-конструктивистской.
Эссенциалистский подход рассматривает маскулинность как производную от биологической разницы между мужчиной и женщиной, то есть как природную категорию и, таким образом, маскулинность определяется как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения. Согласно данному подходу, маскулинность - это то, чем мужчина является и что, соответственно, составляет его природную сущность.
Социально-
При рассмотрении маскулинности необходимо учитывать ее множественность, историчность и ситуационность.
Множественность проявляется в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности - от доминантных до маргинализированных. Доминантная модель маскулинности отражает представления о мужской гендерной роли, разделяемые преобладающей частью общества, объединенной по расовым, социальным и культурным признакам. Эта форма маскулинности считается наиболее правильной и желаемой, при этом она также является наиболее жестко структурированной моделью.
Историчность маскулинности проявляется в изменениях, вносимых в ее структуру в ходе исторических процессов. Под влиянием культурных и экономических факторов и технологического развития общества меняются социальные практики мужчин и женщин, что приводит к изменению традиционных гендерных ролей.
Ситуационность
маскулинности проявляется
Концепция
маскулинности важна как для
гендерных, так и для женских
и мужских исследований. Изучение
моделей маскулинности позволяет лучше
понять основные составляющие гендерной
идеологии общества и принципы функционирования
институтов патриархатного доминирования,
а также найти пути изменения существующего
гендерного порядка
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.
2.1. Организация и методики исследования.
Данное эмпирическое исследование проводилось в ПГМА г.Пермь, СГПИ г.Соликамск.
Общий объём выборки составляет 56 студентов. По половому признаку в эксперименте приняли участие 28 юношей, 28 девушек. Исследование проводилось в течение 3 месяцев – с ноября 2010 года по январь 2011 года.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
Методика 1 «Организаторские способности лидера» Е. Жарикова, Е. Крушельницкой позволяет оценить способность человека быть лидером. Студентам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет», затем подсчитывается сумма баллов с помощью ключа.
Методика 2 «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» А.В. Батаршева позволяет выявить уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов, на каждый из вопросов следует ответить «Да» или «Нет». Затем подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа.
Методика 3 "Маскулинность - фемининность" С. Бем диагностирует психологический пол и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.
Методика
4 «Выявления маскулинности-фемининности»
Е.И. Розова направлена на степень проявления
маскулинности и феминности. Испытуемому
предлагается ряд утверждений, каждое
из которых соответствует или не соответствует
каким-то особенностям его поведения.
После проведения методики на выявления организаторских способностей лидера были получены следующие данные:
Степень выраженности качеств лидерства | юноши | девушки |
Качества лидера выражены слабо | 1 (1, 8%) | 4 (7, 1%) |
Качества лидера выражены средне | 7 (12, 5%) | 21 (37, 5%) |
Качества лидера выражены сильно | 18 (32, 1%) | 3 (5, 4%) |
Лидер, склонен к диктату | 2 (3, 6%) | 0 (0%) |
Данные полученные в следующей методике «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» следующие:
Уровни
коммуникативных и |
юноши | девушки |
Очень низкий | 0 (0%) | 0 (0%) |
Низкий | 0 (0%) | 1 (3,6%) |
Средний | 9 (32,2%) | 6 (21,4%) |
Высокий | 6 (21,4%) | 6 (21,4%) |
Высший | 13 (46,4%) | 15 (53,6%) |
1 девушка (3,6%) набравшая 3 балла по коммуникативным и 2 балла по организаторским склонностям имеет коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Она не стремится к общению, предпочитает проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствует себя скованно. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивает своего мнения, тяжело переживает обиды. Редко проявляет инициативу, избегает принятия самостоятельных решений.
9 юношей (32,2%) и 6 девушек (21,4%) имеют средний уровень, для них характерно следующее: они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако, потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивости.
6 юношей (21,4%) и 6 девушек (21,4%) набравшие оценку в 13-16 баллов свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
13 юношей (46,4%) и 15 девушек (53,6%) имеют высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей, и это свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны. Принимают самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
Методика "Маскулинность - фемининность" С. Бема показала следующие данные: из 28 девушек только 3 (5,4%) имеют слабо выраженные особенности маскулинности, то есть проявления таких качеств как сильная, смелая, целеустремленная, самостоятельная, независимая, агрессивная, конечно, эти качества выражены не так сильно как у мужчин. У 8 и 11 девушек степень развития фемининности разная, у 11 (19,6%) эта особенность ярко выражена, чем у остальных (6 (10,7%) девушек). Фемининные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины, то есть такие качества как: заботливая, чувствительная, зависимая, нежная, мечтательная.
Из 28 юношей 4 (7,1%) имеют фемининную особенность, что, конечно же, присуще девушкам, они более женственны, мечтательны, но в данном случае оценка фактора фемининности невысокая. 8 (14,3%) и 14 (25%) юношей имеют маскулинные характеристики – это личностные черты, традиционно приписываемые образу мужчин, то есть сильные, смелые, целеустремленные, самостоятельные, независимые, агрессивные. Юношей данной выборки отличает большое самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области спортивных достижений и собственной внешности – физическое Я.
У 8 девушек (14,3%) и 2 (3,6%) юношей проявилась андрогинная особенность, из этого следует, что обе стороны представителей своего пола оценивают себя как личности, в которых на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов
Методика «Выявления маскулинности - фемининности» Е.И. Розова выявила следующее: у 15 девушек (26,8%) и 7 юношей (25%) качества маскулинности и фемининности развиты одинаково, то есть им свойственны и мужские и женские качества. У 3 девушек (5,4%) и 20 юношей (71,4%) ярко выражены маскулинные особенности, им свойственна сила, жестокость, напористость. И у 10 девушек (17,8%) и 1 юноши (3,6%) проявляются фемининые особенности, традиционно приписываемые женщине – это характерологические черты мягкости, готовности помочь.