Особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.
В результате постановки цели были выделены следующие задачи исследования:
Рассмотреть представление о лидерстве, лидерских качествах и гендерных особенностях;
Эмпирически выявить особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения лидерских качеств студентов…………………………………………………………………………..6
Особенности лидерских качеств у студентов ………………………….…………6
Подходы к определению гендерных особенностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей …………………………………………..12
Проявление гендерных особенностей …….…....17
Глава II. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.………………………………………………………………….…22
2.1 Организация и методики исследования.………………………………………………….…22
2.2 Анализ результатов исследования проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей ……………………………………………………………..…...30
Заключение………………………………………………………………….......42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Введение курсовая работа.docx

— 72.79 Кб (Скачать)

 

1.3 Проявление гендерных особенностей.

     Традиционно лидерство изучалось почти без  учета пола, поскольку лидерская  роль считалась маскулинной. Многие феномены, экспериментальные факты, теории имеют отношение к мужчинам и мужским группам. И в настоящее время ряд исследователей пересматривает достижения современной лидерологии (термин ввел в отечественную психологию М.Г. Ярошевский) с учетом пола, или гендера. Под гендером мы вслед за Л.В.Поповой и Э.Игли понимаем пол как социальное явление, как продукт культуры [2].

     Все гендерные особенности можно разделить на три группы.

     Первая  – особенности маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются особенностями мужественности / женственности. Рассмотрим сначала, что означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности (женственности).

     Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим  образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность.

     1. Понятия маскулинность и феминность  обозначают психические и поведенческие  свойства и черты, «объективно  присущие» (по выражению И.  Кона) мужчинам (маскулинность) или  женщинам (феминность).

     2. Понятия маскулинность и феминность  содержат различные социальные

представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.

     3. В понятиях маскулинность и  феминность отражены нормативные  эталоны идеального мужчины и  идеальной женщины. [24].

     Маскулинность (мужественность) представляет собой  комплекс аттитюдов, характеристик  поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.

     В области современных социальных наук существуют разные концепции маскулинности, которые варьируются от эссенциалистской до социально-конструктивистской.

     Эссенциалистский подход рассматривает маскулинность как производную от биологической разницы между мужчиной и женщиной, то есть как природную категорию и, таким образом, маскулинность определяется как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения. Согласно данному подходу, маскулинность - это то, чем мужчина является и что, соответственно, составляет его природную сущность.

     Социально-конструктивистский подход определяет маскулинность в  терминологии гендерных ожиданий. Маскулинность - это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола. Общественный конструкт маскулинности является производной от гендерной идеологии общества и сформирован под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации. На уровне индивидуальном, маскулинность конструируется как гендерная идентичность в соответствии с требованиями гендерных норм, которые преобладают в той или иной социальной группе, и реализуется посредством интерактивных действий.

При рассмотрении маскулинности необходимо учитывать  ее множественность, историчность и  ситуационность.

     Множественность проявляется в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности - от доминантных до маргинализированных. Доминантная модель маскулинности отражает представления о мужской гендерной роли, разделяемые преобладающей частью общества, объединенной по расовым, социальным и культурным признакам. Эта форма маскулинности считается наиболее правильной и желаемой, при этом она также является наиболее жестко структурированной моделью.

     Историчность  маскулинности проявляется в  изменениях, вносимых в ее структуру  в ходе исторических процессов. Под влиянием культурных и экономических факторов и технологического развития общества меняются социальные практики мужчин и женщин, что приводит к изменению традиционных гендерных ролей.

     Ситуационность  маскулинности проявляется через  социокультурную зависимость интенсификационных и инфляционных изменений, происходящих с ее некоторыми характеристиками. Так, например, во время войн, спортивных состязаний и конфликтных ситуаций существующие модели маскулинности интенсифицируются, и на первый план выходят такие характеристики как агрессивность и состязательность. В относительно спокойное время происходят инфляционные процессы, в результате которых ценность данных характеристик существенно понижается, и милитаризированная концепция маскулинности сглаживается.  

     Концепция маскулинности важна как для  гендерных, так и для женских  и мужских исследований. Изучение моделей маскулинности позволяет лучше понять основные составляющие гендерной идеологии общества и принципы функционирования институтов патриархатного доминирования, а также найти пути изменения существующего гендерного порядка 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.

2.1. Организация  и методики исследования.

     Данное  эмпирическое исследование проводилось  в ПГМА г.Пермь, СГПИ г.Соликамск.

     Общий объём выборки составляет  56 студентов. По половому признаку  в эксперименте приняли участие 28 юношей, 28 девушек. Исследование проводилось в течение 3 месяцев – с ноября 2010 года по январь 2011 года.

  Для проведения исследования были использованы следующие методики:

  1. «Организаторские способности лидера» Е. Жариков, Е. Крушельницкая;
  2. «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» А.В. Батаршев;
  3. "Маскулинность - фемининность" С. Бем.
  4. «Выявления маскулинности-фемининности» Е.И. Розов.

   Методика 1 «Организаторские способности лидера»  Е. Жарикова, Е. Крушельницкой позволяет  оценить способность человека быть лидером. Студентам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет», затем подсчитывается сумма баллов с помощью ключа.

       Методика 2 «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» А.В. Батаршева позволяет выявить уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов, на каждый из вопросов следует ответить «Да» или «Нет». Затем подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа.

     Методика 3 "Маскулинность - фемининность" С. Бем диагностирует психологический пол и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

     Методика 4 «Выявления маскулинности-фемининности» Е.И. Розова направлена на степень проявления маскулинности и феминности. Испытуемому предлагается ряд утверждений, каждое из которых соответствует или не соответствует каким-то особенностям его поведения. 
 

    1. Анализ  результатов исследования проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей.
 

     После проведения методики на выявления организаторских  способностей лидера были получены следующие  данные:

Степень выраженности качеств лидерства юноши девушки
Качества  лидера выражены слабо 1 (1, 8%) 4 (7, 1%)
Качества  лидера выражены средне 7 (12, 5%) 21 (37, 5%)
Качества  лидера выражены сильно 18 (32, 1%) 3 (5, 4%)
Лидер, склонен к диктату 2 (3, 6%) 0 (0%)

 

     Данные  полученные  в следующей методике «Определение коммуникативных и  организаторских склонностей» следующие:

Уровни  коммуникативных и организаторских  склонностей юноши девушки
Очень низкий 0 (0%) 0 (0%)
Низкий  0 (0%) 1 (3,6%)
Средний 9 (32,2%) 6 (21,4%)
Высокий 6 (21,4%) 6 (21,4%)
Высший  13 (46,4%) 15 (53,6%)

     1 девушка (3,6%) набравшая 3 балла по коммуникативным и 2 балла по организаторским склонностям имеет коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Она не стремится к общению, предпочитает проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствует себя скованно. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивает своего мнения, тяжело переживает обиды. Редко проявляет инициативу, избегает принятия самостоятельных решений.

      9 юношей (32,2%) и 6 девушек (21,4%) имеют средний уровень, для них характерно следующее: они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако, потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивости.

      6 юношей (21,4%) и 6 девушек (21,4%) набравшие оценку в 13-16 баллов свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

      13 юношей (46,4%) и 15 девушек (53,6%) имеют высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей, и это свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны. Принимают самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

      Методика "Маскулинность - фемининность" С. Бема показала следующие данные: из 28 девушек только 3 (5,4%) имеют слабо выраженные особенности маскулинности, то есть проявления таких качеств как сильная, смелая, целеустремленная, самостоятельная, независимая, агрессивная, конечно, эти качества выражены не так сильно как у мужчин. У 8 и 11 девушек степень развития фемининности разная, у 11 (19,6%) эта особенность ярко выражена, чем у остальных (6 (10,7%) девушек). Фемининные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины, то есть такие качества как: заботливая, чувствительная, зависимая, нежная, мечтательная. 

     Из 28 юношей 4 (7,1%) имеют фемининную особенность, что, конечно же, присуще девушкам, они более женственны, мечтательны, но в данном случае оценка фактора фемининности невысокая. 8 (14,3%) и 14 (25%) юношей имеют маскулинные характеристики – это личностные черты, традиционно приписываемые образу мужчин, то есть сильные, смелые, целеустремленные, самостоятельные, независимые, агрессивные. Юношей данной выборки отличает большое самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области спортивных достижений и собственной внешности – физическое Я.

У 8 девушек (14,3%) и 2 (3,6%) юношей проявилась андрогинная особенность, из этого следует, что обе стороны представителей своего пола оценивают себя как личности, в которых на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов

     Методика «Выявления маскулинности - фемининности» Е.И. Розова выявила следующее: у 15 девушек (26,8%) и 7 юношей (25%) качества маскулинности и фемининности развиты одинаково, то есть им свойственны и мужские и женские качества. У 3 девушек (5,4%) и 20 юношей (71,4%) ярко выражены маскулинные особенности, им свойственна сила, жестокость, напористость. И у 10 девушек (17,8%) и 1 юноши (3,6%) проявляются фемининые особенности, традиционно приписываемые женщине – это характерологические черты мягкости, готовности помочь.

Информация о работе Особенности проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерных особенностей