Особенности адаптации дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития к условиям специального образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития является одной из важнейших проблем коррекционной педагогики. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь проходит очень болезненно. Дети с задержкой психического развития длительное время усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, с трудом выделяют сверстников в качестве объекта для взаимодействия. У таких детей значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.).

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………..
2. Определение понятия «социально-психологическая даптированность личности»…………………………………………………………………….
3. Дети с задержкой психического развития как «группа социального риска»…………………………………………………………………………
4. Условия психического развития детей с особыми образовательными потребностями……………………………………………………………..
5. Выводы…………………………………………………………………..
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЗПР.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Эмоциональные колебания как у совсем маленьких, так и у старших детей чаще всего бывают вызваны неблагоприятной ситуацией. Склонность к таким расстройствам зачастую обусловлена генетической предрасположенностью к колебаниям эмоционального фона.       

 Депрессивное состояние у маленького ребёнка, сопровождается изменением физического состояния: снижением аппетита, остановкой в весе, снижением иммунитета (подверженность заболеваниям) и, как правило, изменением общего состояния: капризности, отказа от общения, временной приостановки в развитии; немотивированной агрессии. После трёх лет «настроение» начинает звучать более отчётливо. Но ещё длительное время, вплоть до переходного возраста, когда эмоции «вырвутся» вперёд, станут осознаваемыми, насыщенными, как бы реальными для самого ребёнка, у ребёнка отсутствуют типичные депрессивные жалобы на печаль и тоску. В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья: расстройства сна, аппетита, потливость, озноб, дрожь, покраснение или побледнение кожи, энурез или энкопрез. Его общее состояние может быть или вялым, заторможенным, или беспокойным, гиперактивным, тревожным, плаксивым. Другим проявлением изменений эмоционального состояния могут быть: повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, исступлённый гнев и немотивированная агрессия, болезненные страхи и некоторые другие проявления, чаще проявляющиеся у детей старшего дошкольного возраста.         

Эти состояния имеют тенденцию  к углублению и усложнению; повторению. Такие проявления регистрируются в основном у сравнительно узкого контингента - так называемых групп риска: дети с низким уровнем познавательной активности вследствие ранних органических поражений центральной нервной системы, дети с наследственной отягощённостью психическими заболеваниями, дети с микросоциальной и педагогической запущенностью, дети из семей с неправильным типом воспитания, развивающиеся в условиях эмоциональной депривации и т.д. Дети из этих групп имеют повышенный риск возникновения нарушений эмоционального развития.

        Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий.

        В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим личность ребёнка, является его воспитание и обучение. Неблагоприятная микросоциальная среда, неправильный тип воспитания в семье и многие другие социальные и психологические предпосылки служат отягощающим фактором в эмоциональном развитии   дошкольников. Для таких детей характерны: повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. В дошкольном возрасте такие дети обращают на себя внимание поведением. Им хочется бегать, громко смеяться, играть, заниматься только тем, чем хочется. Интересы отличаются неустойчивостью, любимые занятия быстро надоедают, они устают сами, чрезмерно подвижны, суетливы, легко вступают в конфликты и утомляют всех, кому приходится проводить с ними большую часть дня. Дети с ЗПР излишне утомляемы, часто жалуются на боли (в т.ч. головные), плохо переносят шум, жару, духоту, езду в транспорте.

Поведение детей с психическим недоразвитием осложняется болезненными переживаниями чувства собственной неполноценности, нередко осложняемое, неблагоприятной средой, непониманием взрослыми, недостатком эмоциональных положительных отношений, дефицит эмоциональных контактов, не богатый эмоциональный опыт.  
Тщательное изучение детей с проблемами в развитии приводит исследователей к выводу о том, что у преобладающей части из них нарушения носят негрубый характер. Эти дети составляют «группу риска» и по своим психофизическим показателям находятся между нормально развивающимися и с патологией развития.

Группа детей, объединенных характеристикой «временная задержка психического развития», чрезвычайно неоднородна по происхождению, механизму развития, проявлениям и степени выраженности. Она занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и легкой степенью умственной отсталости. К этому следует добавить наличие различных отклонений в поведении у детей с задержкой психического развития, которое начинает прослеживаться с детского сада.

        В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

          Агрессивность

          Пассивность

          Гиперактивность

          Вспыльчивость         

Таким образом, ввиду незрелости личности ребёнка в целом и нарушений эмоционально-волевой сферы, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время могут привести к нарушениям поведения, а в последствии, к стойкому изменению личности.         

Нарушения поведения - отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм. В настоящее  время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся поведение» или девиантное.         

Группа детей с нарушением поведения  многообразна. Причём есть различие в причинах, динамике изменений и различия в психолого-педагогических характеристиках детей.         

Все нарушения поведения делятся  на 2 группы.

1. Патологические (патохарактерологические  реакции).

2. Непатологические (характерологические  реакции).         

Характерологические реакции - преходящее ситуационно обусловленное изменение поведение ребёнка, которое проявляется преимущественно в определённой среде (микросреде), имеет чёткую психологическую направленность, не ведёт к нарушению социальной адаптации в целом и не сопровождается расстройствами соматических функций.          

Патохарактерологические реакции - психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребёнка и ведут к нарушению социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими соматовегетативными расстройствами Патохарактерологическая реакция чаще развивается из характерологической. Реже реакция с самого начала бывает патологической, но имеет место у детей с психопатическими чертами характера или церебральной резидуально-органической недостаточностью, а также при дисгармонически протекающем переходном периоде (например, возрастной кризис 7 лет). Признаками перехода характерологической реакции в патологическую, является выход изменённого поведения ребёнка за рамки той микросреды и той ситуации, в которых реакция первоначально возникла, утрата частью проявлений психологически понятного, непосредственно реактивного характера, а также постепенное присоединение неврологического компонента: колебаний настроения, раздражительности, аффективной возбудимости, истощаемости сомато-вегетативньгх расстройств.         

В этиологии патохарактерологических  реакций важна роль разнообразных  отрицательных ситуационных факторов, премущественно длительно действующих - конфликтные внутрисемейные отношения, неправильный воспитательный подход, эмоциональная депривация, непедагогичные действия педагогов. Способствующими факторами являются акцентуированные и патологические черты характера, резидуально-органическая недостаточность. Из внешних факторов имеют значение неблагоприятный микросоциальный психологический климат, а также так называемая «педагогическая запущенность».

           Существует 2 критерия отнесения поведения к патологическому

1.  Устойчивость проявлений нарушения поведения, т.е. постоянно.

2.  Полиморфизм проявлений, т.е. нарушения, носят множественный характер.         

Проблемы, связанные с девиантным поведением, в последние годы обостряются. Это связано в первую очередь с социально-экономическими причинами, к которым относят ухудшающуюся экологическую обстановку, снижением уровня жизни основной массы населения, ухудшению криминогенной обстановки т.д. Состояние окружающей среды, качество продуктов питания ведут к снижению числа здоровых матерей. Они, в свою очередь, часто оказываются неспособными произвести на свет здоровое потомство.         

Нарушения поведения проявляются не только у детей с недостатками психического и физического развития. К 7 годам жизни, судя по наблюдениям психологов и педагогов, нарушения поведения имеют стойкую тенденцию к закреплению. Эта картина наблюдается во всех категориях детского населения. Количество детей с нарушениями поведения растёт из года в год. И в связи с этим сравнительно недавно, в конце 80-х годов, эти дети были объединены в самостоятельную категорию среди других категорий аномального развития - «Дети с нарушениями поведения».     Мотивационная незрелость, необъективная самооценка, эмоциональная неустойчивость и незрелость, отягощённые неврологической симптоматикой зачастую влекут к возникновению эмоциональных нарушений, которые в свою очередь перерождаются в нарушение поведения.          

Безусловно, являясь «трудными», эти  дети мешают, дезорганизуют учебно-воспитательный процесс в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. И сами становятся «группой риска», так как без специально организованной помощи нарушения поведения имеют тенденции становиться патохарактерологическими. И эти стойкие патологические личностные изменения приводят этих детей в антисоциальную среду и влекут за собой очень часто криминальные последствия. Эта проблема - одна из актуальнейших в современном обществе. До сих пор, несмотря на некоторые, немногочисленные подходы к ней, эта проблема не решена.       

Установления зависимости проявлений нарушений поведения от наличия ранней церебрально-органической недостаточности антенатального, перинатального и постнатального генеза,  организация системы специальной помощи детям с девиантным поведением, их социальной адаптации и интеграции – являются приоритетными задачами психологов-дефектологов.             

Таким образом, становится понятной острая необходимость подробного изучения категории детей с нарушением поведения, закономерностей и механизмов патологического развития личности и выработка способа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, коррекция непатологических нарушений поведения, а также способов предотвращения развития патологических форм отклонений поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте, особенно у детей группы риска.

У.В. Ульенкова (1990) справедливо  отмечает, что если помощь, оказываемая, детям с задержкой психического развития в классах выравнивания дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте.

III.  Условия психического развития детей с особыми образовательными потребностями.

3.1. Классификация задержки психического  развития.    

 

        В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития у детей.

          Первая клиническая классификация ЗПР была предложена в 1967 г. Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. В рамках данной классификации рассматривались два варианта задержки психического развития. Один из них связывался с психическим и психофизическим инфантилизмом, при котором на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость детей.

        Второй вариант связывал нарушения познавательной деятельности при ЗПР со стойкой церебральной астенией, для которой характерны нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость. М. С. Певзнер считала, что легкие органические изменения в ЦНС и незрелость эмоционально-волевой сферы при правильной лечебной и коррекционно-воспитательной работе должны быть обратимы. Поэтому ЗПР иногда определяли как «временную задержку психического развития».         Однако, как показали данные катамнестических исследований М. Г. Рейдибойма (1971), И. А. Юрковой (1971),М. И. Буянова (1986), по мере уменьшения черт эмоциональной незрелости с возрастом ребенка на первый план нередко выступают признаки интеллектуальной недостаточности, а зачастую и психопатоподобные нарушения.

         Автором следующей классификации является В. В. Ковалев (1979), подразделяя варианты задержки психического развития на дизонтогенетический и энцефалопатический. Для первого варианта характерно преобладание признаков незрелости лобных и лобно-диэнцефальных отделов головного мозга, для второго – более выражены симптомы повреждения подкорковых систем. Кроме этих двух вариантов

автором выделялись смешанные резидуальные нервно-психические расстройства и дизонтогенетически-энцефалопатические.

         Более поздняя классификация на основе учета этиологии и патогенеза основных форм задержки психического развития была предложена в 1980 г. К.С. Лебединской. Она вошла в литературу как этиопатогенетическая классификация.

       В соответствии с ней выделяются четыре основных типа задержки психического развития:

Информация о работе Особенности адаптации дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития к условиям специального образовательного учреждения