Особенности адаптации дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития к условиям специального образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития является одной из важнейших проблем коррекционной педагогики. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь проходит очень болезненно. Дети с задержкой психического развития длительное время усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, с трудом выделяют сверстников в качестве объекта для взаимодействия. У таких детей значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.).

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………..
2. Определение понятия «социально-психологическая даптированность личности»…………………………………………………………………….
3. Дети с задержкой психического развития как «группа социального риска»…………………………………………………………………………
4. Условия психического развития детей с особыми образовательными потребностями……………………………………………………………..
5. Выводы…………………………………………………………………..
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЗПР.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

 Понятие  адаптации  возникло в  XIX веке и  использовалось  главным образом в биологии. Затем его стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.     

  Лурия А.Р. писал, что психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.     

   Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:  

а)  оптимизацию постоянного воздействия  индивидуума с окружением;  

б) установление     адекватного     соответствия  между    психическими и физиологическими характеристиками [19,с.62]. 

       При всем многообразии классификационных моделей адаптации условно можно выделить три формы адаптации человека к изменившимся условиям среды: биологическую, социальную и психологическую. Социальная адаптация представляет собой приспособление личности к условиям новой социальной среды; является одним из социально-психологических механизмов социальной личности. 

  Согласно Д. В. Ольшанскому, социальная   адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются их взаимные требования и ожидания. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценки и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающие учет тенденции развития среды и субъекта. Важным условием успешной адаптации является оптимальное взаимоотношение обеих сторон активной деятельности индивида. Другими словами, успешность адаптации зависит от правильного определения того, как, насколько и ко всему ли возможно, необходимо приспосабливаться.      

Эйдемиллер  Э.Г.  различает несколько форм социальной адаптации: активную, пассивную и дезадаптацию.       

Активная  адаптация способствует успешной социализации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, а так же строит свою деятельность и отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко формируются все новые и новые разнообразные цели, но одной из главных, становится  полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широк. В конечном счете, этот уровень адаптации ведет к гармоничному единству с людьми, с собой и миром.      

Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я — как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах. Пассивная адаптация — проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.      

Дезадаптация  характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, — неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействие им.      

В соответствии с классификацией Налчаджяна А.А.существует три формы адаптации:

        1) временная   ситуативная  адаптация,  которая легко может перейти в состояние временной ситуативной дезадаптации, вследствие внутрипсихических изменений (например, актуализации новых потребностей или установок);  

     2) устойчивая  ситуативная  адаптация,  т.е.  надежная   долговременная  адаптированность  человека, но  в  определенных, типичных или повторяющихся ситуациях, в которых личность стремиться быть как можно чаще;  

    3)   общая адаптация,   которая    скорее    может    рассматриваться     как 

потенциальная способность  адаптироваться в широком спектре  типичных социальных ситуаций, которые  чаще всего создаются в данной общественной среде в данное время.     

   При этом А. А. Налчаджян  выделяет две  основные разновидности адаптации:   

1) адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации;  

2) адаптация  с  сохранением   ситуации (с использованием защитных механизмов), адаптация как приспособление.     

   Процесс адаптации  не является мгновенным. Он проходит несколько уровней. Однако чтобы социальная адаптация протекала  нормально, Ольшанский Д.В. выделяет четыре системы условий:      

1. Первая система условий - «информация» - право и возможности детей  получать достоверную информацию  по всем волнующим их вопросам.       

2. Вторая  система  условий  связана  с развитием у детей и подростков  свободы-ответственности.      

3. Третья система условий - это  принятие себя.      

4. Четвертая система условий - навыки  достойного поведения.    

     Все эти  системы  условий  определяют успешную социальную адаптацию человека к современной жизни в целом.      

Уровень социальной адаптации определяется уровнем активности личности и выступает как единство аккомодации (включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы поведения, что характеризуется усвоением правил среды) и ассимиляции (изменением мыслительных процессов индивида, в том случае, когда новый объект, или идея не укладывается в его прежние понятия, т. е. преобразование среды). Среда воздействует на личность (группу), однако личность способна избирательно воспринимать и перерабатывать эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой и, в свою очередь, активно воздействовать на среду, т. е. в процессе социальной адаптации усваиваются соотношения, обеспечивающие развитие, как личности (социальной группы), так и среды (микросреды), охватывая биологическую, психическую и социальную сферу бытия человека.

    Социально-психологическую адаптированность можно охарактеризовать как  состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов  продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные  социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. ( А.А.Налчаджян «Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии)») Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988).    Рассматривая социально-психологическую адаптацию как процесс включения личности (группы) во взаимодействие со средой, адаптация одновременно понимается и как результат, итог этого процесса.

Каждый процесс преодоления  проблемных ситуаций можно считать  процессом  социально-психической  адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутри психических процессов.

          Социально-психологическая адаптация личности, осуществляющаяся на уровне личностных механизмов, не сводится к конформизму (отсутствию собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.). Конформистское поведение, как выражение соответствующей социальной установки, является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах.

  Социально-психическая адаптация личности может иметь неконформистский и творческий характер, тогда как конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводящим к формированию таких черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию. Длительная приверженность к конформистской стратегии адаптации может способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности. Уровень адаптированности членов общества к уровню успешности их жизнедеятельности оказывает воздействие на основные социальные процессы, создает определенную общественную ситуацию. ( Налчаджян А.А., С.17-21).       

 Таким образом, можно утверждать, что в процессе адаптации скорее важна возможность переориентации личности, т.е. выработка таких оценок и понимания ситуации, которые бы не противоречили ценностным ориентациям эталонной для него группы.  

 

 

 

II. Дети с задержкой психического развития как группа социального риска

 

   Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные типом данной аномалии развития.

           Э.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

           М. Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания.

          Е.С. Слепович - проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.               

         Своеобразие психического развития детей с задержкой психического развития показывает, что наряду с задержкой развития психических функций, снижением познавательных процессов, формирование психических функций происходит со значительными изменениями, иначе, чем у нормально развивающихся детей того же возраста.        

Среди множества особенностей, присущих  детям с задержкой психического развития на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость и неустойчивость, неадекватная самооценка, несформированность волевого поведения, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе познавательной, речевой и т.д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами.

            Эмоции человека являются важнейшей частью его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители к, так называемым, высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство долга и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном итоге они служат приспособлению и выживанию не только одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом.         

В.П. Кащенко писал: «Родившемуся физически  здоровому человеческому существу от природы дано всё и вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях».         

Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной  сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям эмоционального фона.         

Изменение эмоционального фона - тонкий индикатор общего состояния психики. В реализации эмоций задействованы и подкорковые структуры мозга, и вегетативные и двигательные механизмы, и, естественно, кора головного мозга, при чем, чем младше ребёнок, тем менее дифференцированы у него эти структуры, тем больше «разливается» проявление переживания, тем сильнее задействованы те сферы, которые обычно, не связаны с эмоциональными переживаниями: двигательная активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры и т.п. Всё это приводит к тому, что у детей гораздо чаще, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств, которые затрудняют их правильное распознавание и лечение. Изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за разными фасадами: нарушением вегетативных функций, имитирующимтеилииныезаболевания,   за   расстройствами   поведения,   за   снижением школьных  успехов.   Однако выявление  эмоционального  расстройства необходимо для правильного лечения.         

Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной изменённости, заторможенности - типичные проявления «взрослой» депрессии. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки - не только из-за их нечёткости, но и из-за того, что ребёнок, как правило, не может дать подробный отчёт о своих эмоциональных переживаниях.         

Информация о работе Особенности адаптации дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития к условиям специального образовательного учреждения