Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа
Обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития является одной из важнейших проблем коррекционной педагогики. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь проходит очень болезненно. Дети с задержкой психического развития длительное время усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, с трудом выделяют сверстников в качестве объекта для взаимодействия. У таких детей значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.).
1. Введение…………………………………………………………………..
2. Определение понятия «социально-психологическая даптированность личности»…………………………………………………………………….
3. Дети с задержкой психического развития как «группа социального риска»…………………………………………………………………………
4. Условия психического развития детей с особыми образовательными потребностями……………………………………………………………..
5. Выводы…………………………………………………………………..
6. Список литературы.
Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось главным образом в биологии. Затем его стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.
Лурия А.Р. писал, что психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
а) оптимизацию постоянного
б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [19,с.62].
При всем
многообразии классификационных моделей
Согласно Д. В. Ольшанскому, социальная адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются их взаимные требования и ожидания. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценки и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающие учет тенденции развития среды и субъекта. Важным условием успешной адаптации является оптимальное взаимоотношение обеих сторон активной деятельности индивида. Другими словами, успешность адаптации зависит от правильного определения того, как, насколько и ко всему ли возможно, необходимо приспосабливаться.
Эйдемиллер Э.Г. различает несколько форм социальной адаптации: активную, пассивную и дезадаптацию.
Активная адаптация способствует успешной социализации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, а так же строит свою деятельность и отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко формируются все новые и новые разнообразные цели, но одной из главных, становится полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широк. В конечном счете, этот уровень адаптации ведет к гармоничному единству с людьми, с собой и миром.
Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я — как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах. Пассивная адаптация — проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.
Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, — неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействие им.
В соответствии с классификацией Налчаджяна А.А.существует три формы адаптации:
1) временная ситуативная адаптация, которая легко может перейти в состояние временной ситуативной дезадаптации, вследствие внутрипсихических изменений (например, актуализации новых потребностей или установок);
2) устойчивая ситуативная адаптация, т.е. надежная долговременная адаптированность человека, но в определенных, типичных или повторяющихся ситуациях, в которых личность стремиться быть как можно чаще;
3) общая адаптация, которая скорее может рассматриваться как
потенциальная способность адаптироваться в широком спектре типичных социальных ситуаций, которые чаще всего создаются в данной общественной среде в данное время.
При этом А. А. Налчаджян выделяет две основные разновидности адаптации:
1) адаптация путем
2) адаптация с сохранением ситуации (с использованием защитных механизмов), адаптация как приспособление.
Процесс адаптации не является мгновенным. Он проходит несколько уровней. Однако чтобы социальная адаптация протекала нормально, Ольшанский Д.В. выделяет четыре системы условий:
1. Первая система условий - «информация»
- право и возможности детей
получать достоверную
2. Вторая система условий связана с развитием у детей и
3. Третья система условий - это принятие себя.
4. Четвертая система условий - навыки достойного поведения.
Все эти системы условий определяют успешную социальную адаптацию человека к современной жизни в целом.
Уровень социальной адаптации определяется уровнем активности личности и выступает как единство аккомодации (включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы поведения, что характеризуется усвоением правил среды) и ассимиляции (изменением мыслительных процессов индивида, в том случае, когда новый объект, или идея не укладывается в его прежние понятия, т. е. преобразование среды). Среда воздействует на личность (группу), однако личность способна избирательно воспринимать и перерабатывать эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой и, в свою очередь, активно воздействовать на среду, т. е. в процессе социальной адаптации усваиваются соотношения, обеспечивающие развитие, как личности (социальной группы), так и среды (микросреды), охватывая биологическую, психическую и социальную сферу бытия человека.
Социально-психологическую адаптированность можно охарактеризовать как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. ( А.А.Налчаджян «Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии)») Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988). Рассматривая социально-психологическую адаптацию как процесс включения личности (группы) во взаимодействие со средой, адаптация одновременно понимается и как результат, итог этого процесса.
Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутри психических процессов.
Социально-психологическая адаптация личности, осуществляющаяся на уровне личностных механизмов, не сводится к конформизму (отсутствию собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.). Конформистское поведение, как выражение соответствующей социальной установки, является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах.
Социально-психическая адаптация личности может иметь неконформистский и творческий характер, тогда как конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводящим к формированию таких черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию. Длительная приверженность к конформистской стратегии адаптации может способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности. Уровень адаптированности членов общества к уровню успешности их жизнедеятельности оказывает воздействие на основные социальные процессы, создает определенную общественную ситуацию. ( Налчаджян А.А., С.17-21).
Таким образом, можно утверждать, что в процессе адаптации скорее важна возможность переориентации личности, т.е. выработка таких оценок и понимания ситуации, которые бы не противоречили ценностным ориентациям эталонной для него группы.
II. Дети с задержкой психического развития как группа социального риска
Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные типом данной аномалии развития.
Э.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
М. Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания.
Е.С. Слепович - проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
Своеобразие психического развития детей с задержкой психического развития показывает, что наряду с задержкой развития психических функций, снижением познавательных процессов, формирование психических функций происходит со значительными изменениями, иначе, чем у нормально развивающихся детей того же возраста.
Среди множества особенностей, присущих детям с задержкой психического развития на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость и неустойчивость, неадекватная самооценка, несформированность волевого поведения, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе познавательной, речевой и т.д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами.
Эмоции человека являются важнейшей частью его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители к, так называемым, высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство долга и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном итоге они служат приспособлению и выживанию не только одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом.
В.П. Кащенко писал: «Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё и вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях».
Действие неблагоприятных
Изменение эмоционального фона - тонкий
индикатор общего состояния психики.
В реализации эмоций задействованы и подкорковые
структуры мозга, и вегетативные и двигательные
механизмы, и, естественно, кора головного
мозга, при чем, чем младше ребёнок, тем
менее дифференцированы у него эти структуры,
тем больше «разливается» проявление
переживания, тем сильнее задействованы
те сферы, которые обычно, не связаны с
эмоциональными переживаниями: двигательная
активность, сон, аппетит, работа кишечника,
регуляция температуры и т.п. Всё это приводит
к тому, что у детей гораздо чаще, чем у
взрослых, встречаются нетипичные проявления
эмоциональных расстройств, которые затрудняют
их правильное распознавание и лечение.
Изменение эмоционального фона может
быть почти незаметным за разными фасадами:
нарушением вегетативных функций, имитирующимтеилииныезаболевани
Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной изменённости, заторможенности - типичные проявления «взрослой» депрессии. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки - не только из-за их нечёткости, но и из-за того, что ребёнок, как правило, не может дать подробный отчёт о своих эмоциональных переживаниях.