Особенности адаптации дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития к условиям специального образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития является одной из важнейших проблем коррекционной педагогики. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь проходит очень болезненно. Дети с задержкой психического развития длительное время усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, с трудом выделяют сверстников в качестве объекта для взаимодействия. У таких детей значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.).

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………..
2. Определение понятия «социально-психологическая даптированность личности»…………………………………………………………………….
3. Дети с задержкой психического развития как «группа социального риска»…………………………………………………………………………
4. Условия психического развития детей с особыми образовательными потребностями……………………………………………………………..
5. Выводы…………………………………………………………………..
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЗПР.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

            изучение познавательной сферы: мышления (методики «Доски Сегена», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний»); памяти (методики «10 слов», «6 цифр», «Что изменилось?»); восприятия (методика «Эталоны»); внимания (методики «Шифровка», «Узоры», «Недостающие детали»);креативности (тест «Дорисовывание»);

- выявление уровня  интеллектуального развития: методика  интервью по К. Иерасеку, тест Векслера;

- выявление уровня  речевого развития: логопедическое  обследование, тест Векслера;

- исследование  индивидуальных особенностей и качеств личности: карта Стотта, методика «Лесенка», рисуночные тесты «ДДЧ», «Несуществующее животное», «Красный / черный дом», «Семья», «Мои друзья»;

- изучение развития  эмоциональной сферы: тест Люшера.;

- исследование  уровня тревожности: тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

- исследование  уровня развития мелкой моторики: тесты «Круги Озерецкого», «Лабиринт»;

- исследование  уровня готовности к школе:  тест «Диагностика поступающих в школу» Г. Витцлака, «мотивационная готовность», «корректурная проба», «Бендер» тест);

2) комплект специально  подобранных и созданных методик,  обслуживающих поставленные задачи  эксперимента (методика «Секрет» (Дж. Морено, Т.А. Маркова, Л.А. Пеньевская; адаптация Т.А. Репиной), методика одномоментных срезов структуры группы детского сада (Т.А. Репина, М.В. Веракса), методика «Рукавички» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева), методика «Ребенок - детское общество» (Е.А. Панько), методика анализа успешности адаптации ребенка в группе (А. Остроухова, адаптирована нами),лонгитюдные наблюдения, карта Стотта, опросник по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»).

Организация и  этапы исследования.

Научно-экспериментальное  исследование проводилось в течение  трех лет на базе МДОУкомбинированного вида с общеразвивающими группами и группами для детей с задержкой психического развития № 418 г. Самары, имеющее научно-экспериментальную площадку со статусом «Детский сад -лаборатория по адаптации детей с задержкой психического развития, интегрированных в общеразвивающую группу сада».

Исследование  проводилось в несколько этапов.

         Московская Открытая Социальная Академия

 

 

                 Факультет    «Коррекционной  педагогики и психологии»

 

Кафедра коррекционной  педагогики и социальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           КУРСОВАЯ РАБОТА

 

     Тема: «Особенности адаптации дошкольников 4-5 лет

               с задержкой психического развития  к условиям

               специального   образовательного   учреждения».

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Работу подготовила: студентка 2 курса Лавренюк Е.Б.                                                                             

                        

                      Научный руководитель: кандидат психологических наук,   

                                                                    доцент  Чернышева Е.А. 

                                                                                                                                                                         

 

                                                                                                                                                                  

 

 

                                            Москва-2011 г.

                            Оглавление.

 

1.    Введение…………………………………………………………………..

2. Определение понятия «социально-психологическая  даптированность     личности»…………………………………………………………………….

3. Дети с задержкой психического развития как «группа социального риска»…………………………………………………………………………

4.  Условия психического развития детей с особыми образовательными потребностями……………………………………………………………..

5. Выводы…………………………………………………………………..

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова... Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути; сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. ( Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994 - 223 с.: ил.)

       В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии.

Ю.А. Александровский определяет дезадаптацию как "поломки" в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций.

По мнению С.Б.Семичева (Предболезненные психические расстройства – М., 1987), в понятии "дезадаптация", следует различать два значения. В широком смысле под дезадаптацией можно подразумевать расстройства адаптации (включающие и непатологические ее формы), в узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, т.е. процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни. Дезадаптация рассматривается как одно из промежуточных состояний здоровья человека от нормы до патологии, наиболее близкое к клиническим проявлениям болезни.

В.В. Ковалев характеризует состояние дезадаптации как повышенную готовность организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием различных неблагоприятных факторов. При этом описание проявлений дезадаптации весьма схожие с клиническим описанием симптоматики пограничных нервно-психических нарушений.    

     По мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру».

  Дошкольное детство  является наиболее сензитивным  периодом в развитии ребенка,  так как расширяются границы  жизни: ребенок входит в различные  общества, становится членом более широкой социальной группы. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимают дети с задержкой психического развития. Это обстоятельство диктует необходимость работы над качеством социальной адаптации детей с ЗПР на ранних стадиях. Поэтому  эффективность обучения детей с особыми образовательными потребностями, прежде всего, зависит от раннего выявления дефектов развития, а создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно-ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной  социально-образовательной среды.

Обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития является одной из важнейших  проблем коррекционной педагогики. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь проходит очень болезненно. Дети с задержкой психического развития длительное время усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, с трудом выделяют сверстников в качестве объекта для взаимодействия. У таких детей значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.). Специфические особенности социализации детей, имеющих задержку психического развития, позволяют включить таких детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития  различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с задержкой психического развития, овладения коммуникативными навыками  приобретает особую значимость.

  Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.            

Именно в детстве  происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и  выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.  Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

 

I. Определение понятия «социально-психологическая адаптированность личности».

         Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в психологических концепциях и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.             Таким образом, адаптация человека  имеет два аспекта биологический  (общий для человека и животных) и психологическую.

          Под биологической адаптацией можно понимать способность любой системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным условиям. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась.  Термин адаптация можно рассматривать в трех аспектах:

  1. адаптация как свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования - система адаптации;
  2. адаптация как сам процесс приспособления адаптивной системы - собственно, адаптация;

     3. адаптация как метод, основанный на обработке поступающей информации и приспособленный для достижения некоторого критерия оптимизации - адаптационные алгоритмы.

 Организм человека может функционировать, в весьма ограниченных условиях.  Факторы, обусловливающие выживание человека как вида, связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой - со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Этой способностью человек обладает благодаря нервной системе и психике. Именно они в значительной степени определяют возможность выживания человека как вида, поскольку обеспечивают процесс адаптации человека к условиям среды.  Вместе с тем, человек имеет способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

По сравнению с другими представителями животного мира человек соприкасается не только с внешней средой, он не может существовать, не соприкасаясь  с социальной средой, поскольку, только находясь в социуме, конкретный индивид приобретает человеческие качества и свойства. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и осуществляется за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации.

Под психологической адаптацией можно понимать  сложные социально-психологический механизм приспособления личности, включающий социальные потребности, ценности, мотивационную структуру, усвоение новых социальных ролей и играющий значительную роль в процессе ее социализации.

         Социализация же шире по своему значению и содержит в себе не только пассивное приспособление к социальным требованиям, но и подразумевает активность субъекта, возможность его выхода за рамки того, что определяет его поведение. Только в этом случае возможно обретение социальным субъектом собственных ценностей, своей самостоятельности.  «Человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу («Философские проблемы теории адаптации», с.233; 17, Э.С. Маркарян, «Вопросы системного исследования общества»,  М., 1972, с. 43).                    

              В процессе развития личность постоянно осваивает определенную социальную среду и интегрируется в ней. Первой фазой вхождения личности в социокультурную среду, фазой активного усвоения действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности является адаптация.      

Информация о работе Особенности адаптации дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития к условиям специального образовательного учреждения