Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:55, контрольная работа
1. Формирование моральной готовности военнослужащего к боевой деятельности.
2. Понятие психологической способности к боевым действиям.
Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевым действиям |
ВОПРОСЫ: 1. Формирование моральной готовности военнослужащего к боевой деятельности. 2. Понятие психологической способности к боевым действиям. |
На сегодняшний день очевидно, что бой - это не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры, но прежде всего ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих навыками и умениями, волей и надеждами людей. И от того, у какой из сторон моральная готовность и психологические способности окажутся лучше сформированными, мобилизованными и адекватными потребностям современного боя, в определяющей степени будет зависеть успех в бою. |
1 |
Современный
бой - основная форма тактических
действий, организованное вооруженное
столкновение соединений, частей и
подразделений воюющих сторон, представляющее
собой согласованные по цели, месту
и времени удары, огонь и маневр
в целях уничтожения (разгрома) противника
и выполнения других тактических
задач в определенном районе в
течение короткого времени. Бой является единственным средством для достижения победы. Современный бой по своему характеру является общевойсковым. Он ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск, с применением танков, боевых машин пехоты, артиллерии, средств противовоздушной обороны, авиации, космических и наземных средств связи и обнаружения, другой боевой техники и вооружения. Общевойсковой бой может вестись с применением ядерного оружия и других средств поражения или с применением только обычного оружия. Вышеперечисленные факторы позволяют сделать вывод, что боевые действия для военнослужащего - это специфический этап его боевой деятельности, который отличается особенностью боевой задачи, условиями ее выполнения, противостоящим противником, обстановкой в позиционном районе и т.д. В силу этого в конкретных условиях боевых действий нельзя решить все проблемы морально-психологического обеспечения в полном объеме, а необходимо решать только те задачи, которые связаны с конкретной боевой обстановкой. Экстремальный характер боя обусловлен опасностью для здоровья и жизни военнослужащих, фактором внезапности, высокой динамикой и интенсивностью событий, дефицитом времени и ресурсов, нарушением режима сна, действиями войск в ночное время, в плохую погоду, при недостатке информации и т.д. В таких условиях на личный состав подразделений действует система неблагоприятных факторов, которые препятствуют достижению поставленных целей. Они часто вызывают у военнослужащих чувства тревоги и беспокойства, неуверенности и боязни, а порой отчаяния и обреченности. Кроме того, личный состав нередко испытывает состояние психической напряженности, усталости, различных страхов. Например, в ходе боевых действий в Республике Дагестан произошел такой эпизод: взвод в количестве 40 человек при наступлении на западную окраину с. Тандо передвигался тройками. По мере удаления от офицеров стрелки ложились в укрытия и, за исключением 6-9 человек, находящихся ближе всего к офицерам, в атаку не поднимались. Применение в бою современных средств поражения, обладающих большой мощностью, обусловливает скоротечность боя, особенно встречного. Условия боя требуют от солдата большого напряжения моральных и физических сил, что предъявляет новые, более высокие требования к воину, его воспитанию и обучению, поэтому он должен быть сильным духом, морально закаленным, обладающим непоколебимой волей к победе, хорошо физически подготовленным и способным преодолевать любые трудности и лишения. Интересны данные, которые были опубликованы в США во время войны во Вьетнаме: «...Выраженный страх испытывают80 - 90% участников боя. Из них у 25% наблюдается рвота... Часто чувство страха мешает солдату применять оружие... Лишь около 25% применяют оружие в бою... Причем эта цифра практически неизменна со Второй мировой войны». Моральная готовность военнослужащего к боевым действиям проявляется в его стремлении волевым порядком воздействовать на такие составляющие своей психики, как страх, инстинкт самосохранения, эгоцентризм, устоявшиеся стереотипы поведения ради выполнения значимой цели. Кроме того, военнослужащий, готовый к выполнению боевой задачи, должен обладать силой воли, самосознанием и ответственностью. На моральную готовность влияют различные неблагоприятные факторы. Неблагоприятные факторы, воздействующие на степень готовности военнослужащих к боевым действиям: 1. Физиологический дискомфорт, то есть несоответствие условий обитания нормативным требованиям. 2. Биологический страх. 3. Дефицит времени для решения боевой задачи. 4. Повышенная трудность задачи. 5. Повышенная значимость ошибочных действий. 6. Наличие сильных помех. 7. Неуспех при ведении боевых действий. 8. Дефицит информации для принятия решения. 9. Недостаточный объем информации. 10. Перегрузка информацией. 11. Конфликтные ситуации, то есть условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия. Существуют определенные методы для формирования моральной готовности у военнослужащих к боевым действиям: метод убеждения - интеллектуальное воздействие с помощью логических обоснований; метод принуждения - воздействие направляется на мотивационную сферу человека помимо его желания и воли; метод внушения - эмоционально-волевое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие готовых выводов и решений; метод подражания - принятие и воспроизведение поведения и состояния другого человека. Они могут носить мотивационный характер или же характер слепого копирования; метод заражения - невольная подверженность личности определенным психическим состояниям; метод привыкания - формирование устойчивости к тем или иным воздействиям путем их многократного повторения; метод самовнушения - предполагает обучение военнослужащих навыкам произвольного целенаправленного самовнушения посредством вербальных (словесных) самоинструкций или мысленного воспроизведения определенных образцов и ситуаций, связанных с искомым изменением психического или физического состояния. Моральная готовность военнослужащего зависит от психики воина, поэтому необходимо подробнее остановиться на понятии психологической готовности. Психологическая готовность бывает заблаговременной (общей или длительной), временной, ситуативной (состояние готовности). Заблаговременная готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности - это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических воздействий в данный момент. Ситуативная готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Морально-психологическое состояние обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач в ходе боевых действий, в правильности проводимой военно-политическим руководством государства политики, что позволяет осознанно решать боевые задачи, действовать в соответствии с требованиями Конституции страны, федеральных и иных законов, военной присяги и воинских уставов, приказов командиров и начальников. Оно является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов (формирование глобального информационного пространства; экономическая экспансия против Российской Федерации; создание надгосударственных транснациональных финансово-экономических, промышленных и медиагрупп; разработка перспективных видов вооружений; применение элементов, сил и средств психологической борьбы в мирное время, угрожаемый период и в ходе боевых действий и др.), обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава. Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; моральной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом; физической выносливостью; эффективностью системы управления; верой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним обеспечением войск (сил), удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; эффективным восстановлением боеспособности войск (сил), включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил. |
2 |
Течение и
исход войны в решающей мере зависят
от морального фактора. Маршал Советского
Союза Г.К. Жуков писал: «Духовное
превосходство войск так же необходимо
для победы, как и завоевание превосходства
в воздухе, на земле и на море». В начале XXI века в мире сложилась ситуация, когда роль моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям в противоборстве сторон приобретает все большее значение. Связано это с возникновением ряда объективных причин в различных сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической и военной. Степень моральной готовности зависит от убежденности военнослужащего в правильности своих действий. Система требований, предъявляемых к военнослужащему, в сочетании со знанием действительности формирует убеждения человека, которые не только являются представлением о том, какова фактически существующая действительность (ситуация боевой деятельности), но и дает представление о том, какой она должна быть. В соответствии с убеждениями формируются эмоциональные реакции и активная (волевая) готовность бороться за осуществление сложившихся убеждений в жизни. Знаменитые сражения при Каннах, Фарсале, Фермопилах, вошедшие в историю как великие битвы, тщательно изучались военными историками прежде всего с нравственной стороны. Эти исследования показали, что умелое использование морально-психологического фактора определяло успешный исход военных действий, когда небольшие армии побеждали численно превосходящего противника. Особый вклад в решение проблемы морально-психологической закалки русских воинов внес великий полководец А.В. Суворов. Он вошел в историю как один из самых творческих представителей военной мысли, как замечательный военный теоретик и практик, сумевший подготовить и воспитать своих непобедимых чудо-богатырей. Его система воспитания базировалась на понимании главного: солдат - не «простой механизм, артикулом предусмотренный», а человек. С солдатом «без головы», говорил полководец, никакой баталии выиграть нельзя. Инициатива, сообразительность, находчивость, умелые действия в бою, когда «каждый солдат должен знать свой маневр», дружба, взаимовыручка под девизом «Сам погибай, а товарища выручай!», забота о солдате, уважение его человеческого достоинства - таковы основные принципы моральной подготовки солдат, их воинского воспитания по А. В. Суворову. Работа по наращиванию морально-психологической активности личного состава должна проводиться еще при занятии частью (подразделением) исходного положения для боя и в ходе боевых действий. «Сознанию, - отмечал М.И. Драгомиров, - необходима постоянная пища, заключающаяся гораздо более в логичности действий, нежели в логичности слов... Как бы ни мало был развит человек, все его действия предшествуются внутренним инстинктивным, но неминуемым «почему?». Чем чаще и постоянее он получает прямой и ясный ответ на этот вопрос из самого дела, тем более крепнет и развивается его сознание». В соответствии с руководящими документами заместитель командира по работе с личным составом в зависимости от складывающейся обстановки в короткие сроки организует: выдвижение (перемещение) и развертывание сил и средств морально-психологического обеспечения; использование местных промышленной и культурно-досуговой базы, радиотелевизионных средств; восполнение запасов технических средств воспитания до установленных норм (размеров), в первую очередь в войсках (силах) первого эшелона; защиту, охрану и оборону сил и средств морально-психологического обеспечения и управления ими. Важная часть моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям - морально-психологическая сфера, основой которой является морально-психологическая подготовка в частях и подразделениях. Морально-психологическая подготовка в частях и подразделениях объединяет две составляющие: 1. Моральная подготовка - это формирование убежденности, преданности Родине, верности воинскому долгу и других качеств личности военнослужащего, выражающих его духовный и нравственный облик. Наилучших результатов здесь можно достичь, используя весь арсенал научных методов и форм воспитания и обучения. Конечный результат моральной подготовки - достижение устойчивых моральных качеств и нравственная ориентация на добросовестное выполнение военнослужащими своих обязанностей. 2. Психологическая подготовка - целенаправленное формирование у военнослужащих особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным профессионалам. Это воспитание у военнослужащих психологической устойчивости, то есть таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять учебно-боевые (боевые) задачи, действовать в экстремальных ситуациях. Процесс подготовки направлен на достижение определенных уровней готовности. Моральная и психологическая подготовка предполагает более тесную взаимосвязь и взаимодействие, нежели просто их механическое совмещение. Чем меньше разрыв между уровнями моральной готовности и психологической способности при их общих высоких показателях, тем стабильнее необходимое морально-психологическое состояние личного состава частей и подразделений. Поэтому основными задачами морально-психологической подготовки являются: формирование моральной способности к профессиональной деятельности посредством развития таких морально-нравственных качеств военнослужащих, как убежденность в своей правоте, преданность Родине, воинскому долгу, присяге, патриотизм, любовь к военной профессии, специальности и др.; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности путем развития психических процессов, свойств, состояний; обеспечение морально-психологической мотивации и настроенности военнослужащих на успешную военно-профессиональную деятельность. Только при формировании достаточной убежденности военнослужащие способны успешно подготовиться к выполнению функциональных обязанностей согласно своему профессиональному предназначению. Под убежденностью в психологии принято понимать особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором ее сознания и поведения. В ходе психологической подготовки военнослужащих подробно информируют об особенностях и условиях предстоящей боевой деятельности, о трудностях выполнения боевой задачи, о путях их преодоления. Во время занятий и учений моделируются внешняя картина боевых действий и психологическая модель боевой деятельности воина со всеми условиями боевой обстановки, которые, отражаясь в сознании, способны вызвать психические реакции, подобные возникающим в реальном бою. Насыщенность занятий и учений элементами опасности и риска, неожиданности и новизны первоначально вызывает у личного состава психическую напряженность, но разъяснение значимости преодоления трудностей и выполнения поставленной задачи, как правило, формирует устойчивую мотивацию к достижению успеха в учебном бою. Такая мотивация в свою очередь способствует выработке навыков преодоления психической напряженности и других негативных состояний. В ходе многократного повторения упражнений в постоянно усложняющихся условиях контроль военнослужащего над своим психическим состоянием и действиями улучшается. Постепенно формируется психологический механизм устойчивого подавления неуверенности и страха. В результате дальнейшего упрочения эмоционально-волевого контроля военнослужащего за счет привыкания к опасности и другим факторам боевой обстановки психическая напряженность ослабевает и стабилизируется на оптимальном для него уровне. С улучшением эмоционально-волевого контроля у личного состава возрастает уверенность в своих способностях преодолевать трудности и достигать поставленной цели. Уверенность в себе, в своем оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи. С началом боевых действий у психологически подготовленного военнослужащего происходят изменения в психическом состоянии, актуализируются необходимые психические качества, повышается психическая активность, конкретизируется нацеленность на преодоление трудностей предстоящего боя. Итак, психологическая способность к ведению боевых действий зависит от степени сформированности индивидуально-психологических качеств воина, которые определяют успех только в определенной сфере военной деятельности и выступают предпосылками его дальнейшего профессионального роста. Однако эти предпосылки могут реализоваться при устойчивой направленности военнослужащего на освоение данной деятельности, его убежденности в своем предназначении. |
Методические
рекомендации При изучении первого вопроса следует обратить внимание на то, что формирование, поддержание и восстановление у военнослужащих устойчивого морально-психологического состояния, необходимых морально-боевых качеств для действий в боевой обстановке носят системный, комплексный характер и осуществляются командирами (начальниками), штабами и другими структурами органов управления всех уровней. Конкретные действия этих органов строятся исходя из боевых задач, морально-психологического состояния частей (подразделений) и степени напряженности информационно-психологического противоборства. Во время изучения второго вопроса необходимо подчеркнуть, что основными направлениями психологической подготовки военнослужащих являются: формирование у воинов научно обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом; повышение уровня психологической устойчивости и выносливости военнослужащих, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях; привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение и послушание; снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической и психологической выносливости военнослужащих. |