Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,

значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т.е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Характеристика дошкольного возраста………………..………………4
Формирование психики в дошкольном возрасте……………………...7
Занятия как основная форма обучения в детском саду...………...…..16
Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте……..24

Заключение…………………………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………….…..37

Файлы: 1 файл

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.doc

— 340.96 Кб (Скачать)

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологии и развития

Специальность «Дошкольная педагогика и психология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по детской психологии

Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте 
 
 
 
 
 
 

                                                                               Студентки 2 курса     

6210 группы ОЗО

                                                                               Омелиной Е.А.

                      

                                                                                Преподаватель:

                                                                                 Чубукова Р.А.          
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       

СЫКТЫВКАР

2011

 

Оглавление 
 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Характеристика дошкольного возраста………………..………………4
  2. Формирование психики в дошкольном возрасте……………………...7
  3. Занятия как основная форма обучения в детском саду...………...…..16
  4. Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте……..24

Заключение…………………………………………………………………….35

Список  литературы……………………………………………………….…..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет.  И если у семилетнего ребенка готовность к школе в  целом  сформирована,  то  у шестилеток  ее  окончательное  завершение  осуществляется   в   первый   год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

            Важнейшая задача,  стоящая  перед  системой  дошкольного  воспитания  всестороннее  развитие  личности  ребенка  и  подготовка  к  школе.  Однако,

значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст  и  имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают  большие  трудности  в  учении. Основной  причиной   их   неуспеха   является   то,   что   они   еще   малы “психологически”, т.е. не готовы к школьному  типу  обучения.  Сама  логика жизни подсказывает,  что  необходимо  разрабатывать  критерии  и  показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не  ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

      Подготовка детей к школе -- задача многогранная, охватывающая все  сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только  один  из  аспектов этой задачи, правда исключительно важный и значимый.

    Знание особенностей дошкольного обучения, достаточная теоретическая  ориентировка в содержании, формах и методах организованной образовательной работы теперь необходимы не только научным работникам, преподавателям дошкольной педагогики и методистам, но и многочисленному отряду заведующих детскими садами и воспитателям. 
 
 
 
 

  1. Характеристика дошкольного возраста

     Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет - прорезываются все молочные зубы и

происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течение 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.

     Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

     Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

     Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

     В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства.

     Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

     Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

     Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе, людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

     Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра - лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства , смелость, решительность, уверенность в себе.

     Постепенно основным фактором развития ребенка в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий, в предметах науки и культуры. Ее характерная черта в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения. Иными словами, действие, воспроизводимое в . игре, и фактические его операции сами по себе вполне реальны. Однако здесь наблюдается явное несовпадение содержания действия (например, «управление автомобилем») и его операций (например, вращение случайно попавшегося «колесика»). Оно приводит к тому, что ребенок выполняет игровое действие в мысленно представленной ситуации - лишь тогда с палочкой можно поступать как с лошадью. В игре у ребенка развиваются воображение и символическая функция, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них.

     Именно в игре происходит первичная направленность в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого. И у него возникает новый социальный мотив - заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

     В процессе развития ребенка-дошкольника происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией, к концу этого возраста они существуют в виде обобщенных намерений, начинается осмысление мотивов, формируется их первичная иерархия. Появление в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка.

     Другое важное значение игры: ребенок, принимая на себя игровые роли, учится соотносить различные точки зрения, входить в положение другого, усваивает моральные и нравственные нормы, т.е. в ходе игры происходит преодоление «познавательного эгоцентризма». Именно в дошкольном возрасте наблюдается первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает запоминать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие.

     Во время игр с правилами развивается произвольное поведение ребенка. Это обусловлено подчинением его поступков тому образцу, которым для него является поведение взрослого, его мнение, оценка. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками.

     Уровень психического и личностного развития детей 3-5 лет уже позволяет проводить с ними специально организованные как индивидуальные, так и групповые занятия, построенные в игровой форме. Правомерной становится и разработка конкретных программ развивающей работы. При их составлении целесообразно принимать во внимание такие аспекты, как наличие у ребенка потребности в совместной со взрослым деятельности, сензитивность данного периода для совершенствования определенных психических функций и личностных качеств, зона ближайшего развития.

    Обучение ведется в детском коллективе. Влияние детей друг на друга, направляемое в воспитательных целях, составляет опору для воспитания  детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Одновременно у детей формируется индивидуальное поведение - способность спрашивать, отвечать, предлагать, показывать, рассказывать.

         К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

     Таким образом, суть работы по развитию детей дошкольного возраста состоит в создании для ребенка насыщенной в объективном и субъективном плане среды и своевременное введение нового для него опыта. 

  1. Формирование психики в дошкольном возрасте
 

     Работая в условиях дошкольного учреждения,  необходимо соотносить свои действия с основными направлениями психофизического развития дошкольников. В этом возрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и других равнонаправленных характеристик восприятия ребенком мира.

     Рассмотрим особенности развития внимания у дошкольника. Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Развитость внимания обладает высокой значимостью в различной деятельности дошкольника, в том  числе и в физкультурной, ведь одно из условий плодотворных занятий ребенка физкультурой - ориентация на слова и указания инструктора - педагога.

     Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности -- это и формирование умственных действий контроля. Так, например, именно в этом возрасте плодотворно объяснение детям значимости занятий физической культурой для их дальнейшей жизни.

     Психологические исследования показали, что:

     - максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

     - если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.

     - устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

Информация о работе Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте