Основные этапы развития взглядов на предмет психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

История, как известно, многолика. Гранитом, бронзой, другими долговечными материалами, глазами музейным портретов, письменами пергаментов, строчками книг и листков календарей смотрит на нас прошлое.
Древнегреческая муза истории Клио — серьезная, сосредоточенная дама; на папирусном свитке ведет она учет человеческих деяний.
Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который происходят вокруг нас. В завихрениях текущей жизни линия большой истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.

Файлы: 1 файл

Общая психология doc.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

В итоге сложилась  новая «картина организма» как устройства, которое подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. По–новому понимались причинность, системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психических функций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что все другие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей.

Триумф дарвиновского  учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые  отрасли психологии исследования – дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.  Зарубежная психология периода открытого кризиса.

4.1 Различные направления в психологии в период ее кризиса.

В начале 10–х годов  психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30–х годов. Он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.

Кризис центрировался  вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

Рассмотрим  важнейшие направления периода  открытого кризиса. 
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название от англ. behavior – поведение). 
Поведение человека как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Но вследствии механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. И в то же время исторической заслугой Уолтсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами.

Отдельную линию  в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера. Он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения.

«Я радикальный бихевиорист просто в том смысле, что я не нахожу в своих формулировках места для того, что всего лишь ментально». Поведение – это то, что делает организм и что можно наблюдать. Столь крайняя позиция приводит Скиннера к выводу, что понятиям интеллекта, воли, эмоций, творчества, личности нет места в научном анализе поведения. Они лишь слова, которые обозначают ненаблюдаемые функции, скрывают незнание причин поведения[1]. 
Оценивая бихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в психологии. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии. Прикладной бихевиоральный анализ используется в обучении психотерапии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология (от нем. – образ, структура) – одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса.

Главное понятие  этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит  в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами.

Гештальтпсихологи выступали с новым пониманием предмета и метода психологии: важно  начинать с наивной картины мира, изучать переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. С самого начала ученые отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения функцией.

Факты полученные учеными при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны.

Важную область  гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Он исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение – потребность.

«Гештальтпсихология пыталась преодолеть схематизм атомистической теории в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип в смысле нового подхода Выготский оценивал как “великое незыблемое завоевание теоретической мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Глубинная психология.

Эта психология выдвинула идею о независимости  психики от сознания и попыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии – психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитический психологии К. Юнга.

Психоанализ возник в начале 90-х годов XIX века из медицины психики. 
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать и даже становиться причиной нервно–психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Психоанализ –  термин употребляется в трех основных смыслах:

Особый подход к исследованию тех душевных процессов, которые с точки зрения Фрейда, не могут быть адекватно изучены  с помощью других методов; предполагает ряд психических приемов, имеющих  целью вскрыть бессознательный  смысл ошибочных действий, скрытые  мысли, сновидения. 
Метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательных психических содержаний;

Теоретическое направление в психологии, развивающее  особые представления о структуре  душевной жизни, взаимодействие отдельных подструктур.

Не ограничившись  изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объясняющую переживания  и поведение не только больного, но и здорового человека. «Сущность человека составляет темное ОНО. Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии»[1].

Эта теория приобрела  в странах Запада столь великую  популярность, что многие и в наши дни убеждены, что «психология – это и есть Фрейд». Фрейдовская теория прочно вошла в учебники по психологии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке – социологию, педагогику, а также на искусство и литературу.

Говоря о  психологии периода открытого кризиса, нельзя не упомянуть о работах  А. Адлера, который стал основателем нового, социально–психологического направления. Его теория представляет целостную систему развития личности. «Не врожденные инстинкты, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей», – вот та главная мила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. 
Центральное содержание работ К. Юнга составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Он развивает учение о двух системах бессознательного – личном и коллективном. Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания. Его содержание может пробуждаться во снах и фантазиях. Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо. Коллективное бессознательное – это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования и мифы. 
В труде «Психологические типы» (1921) Юнг различает две базисные установки – экстравертированную, направленную на внешний мир и инвертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает восемь типов индивидуальности. Эти взгляды Юнга породили большую литературу и получили дальнейшее развитие в психологии.

В период открытого  кризиса о новом подходе к  изучению духовного мира человека заявил немецкий философ В. Дильтей, основатель «философии жизни». Мысли ученого о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностях, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Современный этап в развитии психологии.

В конце 50 – начале 60–ч годов большие направления, возникшие в период открытого кризиса начинают терять популярность. Появляются новые продуктивные направления в области экспериментальных исследований и теорий.

Наиболее широким, выражающим дух современной психологии течением является когнитивная психология. Она возникла в середине 60–х годов в США. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. представлений о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы.

Основную область  исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление, внимание. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию.

Другим крупным направлением является гуманистическая психология. В качестве предмета исследования утверждается понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоисполнение. В центре становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.

Третьим влиятельным  направлением современной психологии является логотерапия. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. «Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. Она рассматривает человека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов. Она адресуется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл»[1].

В 60 года в зарубежной психологии широко развернулись исследования по психогенетике человека. В центре находится вопрос о соотношении генетических факторов и условий внешней среды в формировании психики человека. Дальнейшее развитие психогенетики будет способствовать как углублению естественнонаучных основ учения и природе индивидуальных психологических особенностей человека, разрешению фундаментальной проблемы соотношения биологического и социального в человеке, так и научно обоснованной постановке самих исследовательских задач.

Проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического  развития – традиционная тема в  психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательной деятельности ребенка – восприятия и мышления – справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познание рассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление к среде.

Проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического  развития – традиционная тема в  психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательной деятельности ребенка – восприятия и мышления – справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познание рассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление к среде.

Проблема развития психики человека, его сознания в  процессе человеческой истории получила разработку в концепции современного французского антрополога Леви–Стросса. Он изучает структуру общественного  сознания традиционных обществ (индейские племена), их мифы. Он пришел к выводу, что по своим интеллектуальным операциям архаическое мышление не отличается от современного. Несмотря на подчеркивание своеобразия первобытного мышления, утверждения универсальности ментальных структур стирает качественные различия между конкретно–историческими формами сознательных образований.

В зарубежной психологии проявляется интерес и к марксистской теории, которая осознается некоторыми психологами как открывающая  продуктивный подход к объяснению психологических проблем. Подход к человеку как продукту развития в исторических условиях, понимание процесса происхождения и развития человеческого сознания в ходе трудовой деятельности оценивается в их значении для конкретного исследования в психологии.

Информация о работе Основные этапы развития взглядов на предмет психологии