Основные этапы развития взглядов на предмет психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

История, как известно, многолика. Гранитом, бронзой, другими долговечными материалами, глазами музейным портретов, письменами пергаментов, строчками книг и листков календарей смотрит на нас прошлое.
Древнегреческая муза истории Клио — серьезная, сосредоточенная дама; на папирусном свитке ведет она учет человеческих деяний.
Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который происходят вокруг нас. В завихрениях текущей жизни линия большой истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.

Файлы: 1 файл

Общая психология doc.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию 
Российский государственный профессионально-педагогический университете 
Институт электроники и информатики 
Кафедра физики 

 

 

 

 

 
Контрольная работа на тему 
«Основные этапы развития взглядов на предмет психологии».

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

История, как  известно, многолика. Гранитом, бронзой, другими долговечными материалами, глазами музейным портретов, письменами пергаментов, строчками книг и листков  календарей смотрит на нас прошлое. 
Древнегреческая муза истории Клио — серьезная, сосредоточенная дама; на папирусном свитке ведет она учет человеческих деяний.

Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который происходят вокруг нас. В  завихрениях текущей жизни линия большой истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.

Человек не может столько ждать, он говорит: представление, беспорядок, игра, карнавал, трагедия. Это — описание переживания индивидом исторического существования. В масштабе человека происходящее вокруг невозвратимо и уникально, как жизнь.  За толкованием индивидуальных мер человека принято обращаться к психологии, обязанной именем другой гречанке — Психее.

Что же является предметом психологии? В самом  общем определении — психики  живых существ во всем многообразии ее проявлений. 
В истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представление о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

«Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. История более полезна, она полна мудрости, — писал итальянский философ – гуманист XV века Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины»[1].

Источниками истории  психологии являются все материалы, которые отражают исторический процесс  накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.

Важными источниками  развития психологических знаний является медицина, обучение и воспитание, юридическая  практика. 
Источниками психологических знаний являются также другие науки — естествознание, этнография и др.

«Перечислим главные задачи истории психологии как особой отрасли знания:

- Изучить закономерности развития знаний о психике.

- Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

-Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний, т.е. от запросов общества.

Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Развитие психологических знаний в рамках учения о душе.

    1. Взаимосвязь души и тела в представлении древних.

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они  возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека». Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти объясняется ее отсутствием.

Самые первые научные  представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они  возникли в древней философии  и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.

В родовом обществе господствовало мифологическое представление  о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой (или многими  душами). Такой взгляд называется анимизмом (от лат. «анима» – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ.

Сдвиг в понимании  природы и человека, совершившийся  в VI в. до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психологической деятельности.

«Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира — гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениках мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося от мифологии миропонимания».

    1. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии.

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). «Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц — атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа».

Характерно, что  отличая душу от тела, Демокрит считает  ее телом, хотя и особым телом. Античному  материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается  в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом.

Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые могут ощущать.

Школа стоиков (получила свое название по имени того места в Афинах – «стоя» – портик храма), где ее основатель – Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – «пневмы», стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.

Глава 2.  Материалистическое и идеалистическое понимание  души

2.1 Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения.

Психология  в Средние века приобретает этико-теологический  мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке. В трудах ученых (Авиценна, Альгазен) проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе.

Фома Аквинский (1226–1274) учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела. Душа выступает  источником движения тела. Различаются  способности, свойственные душе как  таковой (разум, воля), а также растительные и животные функции. Растительные и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. «Человеческая душа – низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе; ее не будет касаться разрушение физического тела. Она бессмертна»[1].

Искателем новых  путей в науке был Роджер Бэкон (1214 –1292). Он провозгласил значение опытов и наблюдений в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый вид вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.

В связи с  развитием анатомических и физиологических  знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 – 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Это подготавливало отмирание науки о душе и создавало предпосылки для становления новой науки о сознании.

Бэкон развивает  идеи о единой науке о человеке, составной частью которой является психология.

Учение о  человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.

Учение о  душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется непоследовательность Бэкона. Для чувствующей души это способности ощущения и выбора. (По Бэкону эту способность имеют все тела; например, железу приписывалась особая симпатия – стремиться к магниту). Способности рациональной души – это разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание и воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления.

Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира.

Учение Бэкона оказало огромное влияние на все  науки и сделало его родоначальником  эмпирической науки.

Глава 3. Зарождение психологии как науки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний.

Английский  историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.

А. Бэн в своих  главных трудах последовательно  проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.

Английский  философ и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.

Пересматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение  внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторам (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству. Таким образом, сознание не чистый лист, оно полно предуготовленных ассоциаций. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европеоида и мозгом дикаря.

Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию.

В теории немецкого  психолога и педагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – активности души, роли бессознательного.

Концепция Гербарта – «Теория статики и динамики представлений» сыграла большую роль в теории обучения. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.

Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно  истребляет все живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжит, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться.

Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.

Информация о работе Основные этапы развития взглядов на предмет психологии