Определение конфликта. Виды и структура конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель:
рассмотреть наиболее распространённую типологию конфликтов, приёмов и способов решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие конфликтной ситуации и конфликта;
2) раскрыть виды конфликтов особенности поведения в конфликтных ситуациях;
3) рассмотреть стадии протекания конфликтных ситуаций.
4) раскрыть причины возникновения конфликтов

Оглавление

Введение. 2
Определение конфликта. Виды и структура конфликта. 3
Стадии протекания конфликта 10
Причины возникновения конфликтов. 11
Внутриличностный конфликт. 11
Межличностный конфликт 14
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. 14
Межгрупповой конфликт 15
Организационный конфликт 16
Конструктивные и деструктивные функции конфликта. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список используемой литературы. 20

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 56.29 Кб (Скачать)

• Межгрупповые конфликты (в  больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и  препятствующие друг другу на пути их осуществления.

• Личностно-групповые конфликты. Возникают при несоответствии поведения  личности групповым нормам, ожиданиям, интересам, потребностям, ценностям, целям  между отдельной личностью и  группой людей.

• Межличностные конфликты. Возникают тогда, когда члены  одной группы преследуют несовместимые  цели и реализуют противоречивые ценности либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной цели, достичь которую может лишь одна из сторон.

•  Внутриличностные конфликты. Проявляются в столкновении примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, потребностей, влечений одного человека.

• Кратковременные острые конфликты. Отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения друг к другу конфликтующих. Иногда приводят к тяжёлым или даже трагическим последствиям. Чаще всего в основе таких конфликтов лежит не столько глубина, острота противоречий, сколько проявление особенностей характера и темперамента личности.

• Длительные острые конфликты. Характеризуются глубокими, устойчивыми  противоречиями конфликтующих сторон, контролирующих собственные реакции  и поступки.

• Слабовыраженные вялотекущие  конфликты. Отмечаются в противоречиях, носящих не очень острый характер, либо в столкновениях, где активна  лишь одна из сторон, а другая не стремится  обнаружить четко свою позицию или  по возможности избегает от­крытой  конфронтации.

• Слабовыраженные быстротекущие конфликты. Наиболее благоприятная форма конфликтного противоречия, в которой стороны оперативно приходят к согласию.

Существуют и иные классификации  конфликтов, что вполне естественно, поскольку многогранность и психологическая  сложность явления позволяют  выбирать разные основания для их анализа.

Так, несколько отличается от общепринятых классификация конфликтов по М. Дойчу [25]:

• подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо вариативного фактора;

• случайный конфликт — зависит от переменных факторов", что участниками не осознается; конфликт прекращается после осознания реально имеющихся перспектив;

• смещённый конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными, лежащими в его основе;

• скрытый конфликт — в силу объективных причин должен наблюдаться, но не актуализируется (он может быть неверно приписан или неверно представлен);

• ложный конфликт — не имеет объективных оснований; возникает в результате неясных оснований, но после сформирования мотивов и установок участников превращается в подлинный.

Существует ещё множество подходов к классификации и типизации конфликтов.

Структура  конфликта  понимается  как  совокупность  устойчивых  связей  конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность  самому себе, отличие от других явлений  социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически  взаимосвязанная целостная система  и процесс. Структура конфликта  может рассматриваться и как  структура конфликтной ситуации.

В структуру конфликтной  ситуации входит несколько основных элементов.

1. Участники конфликта  — лица, чья степень участия  в конфликте различна: от непосредственного  противодействия до опосредованного  влияния на ход конфликта. Выделяют  несколько групп участников.

- Основные участники конфликта,  или противоборствующие силы. Это  те субъекты  конфликта,  которые   непосредственно  совершают   активные  (наступательные или  защитные) действия друг против  друга. Некоторые авторы вводят  такое понятие, как «оппонент»,

-  Группы поддержки.  Практически всегда в любом  конфликте за оппонентами стоят  силы, которые могут быть представлены  отдельными индивидами, группами  и т. д.

- Другие  участники.  В   данную  группу  входят  субъекты,  которые  оказывают эпизодическое  влияние на ход и результаты  конфликта (подстрекатель, организатор  и др.).

2. Информационные модели  конфликтной ситуации у основных  и второстепенных участников  конфликта.

3.  Предмет конфликта  — это объективно существующая  или воображаемая проблема, лежащая  в основе конфликта. Это то  противоречие, из-за которого и  ради  разрешения которого стороны  вступают в противоборство.

4.  Объект конфликта  — его рассматривают как причину,  повод к конфликту. Объектом  конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к  обладанию или пользованию которой  стремятся оба оппонента. Чтобы  стать объектом конфликта, элемент  материальной, социальной или духовной  сферы должен находиться на  пересечении личных, групповых, общественных  или государственных интересов  субъектов, которые стремятся  к контролю над ним.

5.  Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо  выделять условия, в которых  находятся и действуют участники  конфликта, то есть микро-и  макросреду, в которых возник  конфликт. Такой подход позволяет  рассматривать конфликт не как  изолированную систему, а как  социальную ситуацию.

В неё включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.

 

 

 

Стадии протекания конфликта

Всякий реальный конфликт развивается и протекает во времени. Динамика конфликтов – это последовательная смена определённых стадий от начала до завершения. Выделяют четыре стадии протекания конфликта:

1. Возникновение объективной  конфликтной ситуации. Две стороны  имеют одну цель и стремятся  к ней, но достигнуть её может только один человек (группа). Какое –то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами. Потенциальный конфликт (например социальное соревнование,  конкурс).  

2. Переход  к конфликтному  поведению, то есть к реальным  действиям сторон, направленные  на то, чтобы прямо или косвенно  блокировать достижение противоположной  стороной её целей и активно реализовать собственные. Конфликт действительно обостряется эмоциональным поведением, а эмоции в свою очередь стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения:

- открытая борьба, столкновение  сторон;

- отказ от конфликтного  взаимодействия, уход из конфликтной  ситуации 

- компромиссное     направление, торговая сделка, переговоры: получить максимально невозможно  поэтому, чтобы не потерять  все - идут на взаимные уступки,  снижая свои притязания.

3. Разрешение конфликта  связано с предметом конфликта,  наличие объективных возможностей  для его разрешения, участие и  условия протекания конфликта,  деловых и личностных качественных  лиц, участие в конфликте.

Возможности разрешения конфликтов:

- полное прекращение конфронтации  путём взаимного примирения сторон;

-компромисс - частичное удовлетворение  притязаний обеих сторон; необходимы  взаимные уступки типа сделки;

- разрешение конфликта  на принципиально деловой основе;

-конструктивно – путём удовлетворения объективных требований, претензий конфликтной стороны;

- организационно прекращение  конфликта- или другим способом  невозможно.

Разрешение конфликта  возможно на двух уровнях:

-частичное - когда исключается  только конфликтное поведение,  нот не устраняется причина  конфликта.

- полное, когда конфликт  разрешается и на поведения  и  на уровне причины.

4. Пути предупреждения конфликтов:

- правильный подбор и  расстановка кадров (особенно руководителей); воспитание работы в коллективе;

- хорошие традиции всегда  разбирать конфликты;

- использовать методы  убеждения, административной в  крайнем случае;

- в случае необходимости  привлекать других, третьих лиц;

- повышать общий уровень  оплаты труда, что снижает условия  конфликтов.

Способы разрешения конфликтов:

Возможны следующие способы  разрешения внутриорганизационного конфликта: взаимное примирение конфликтующих  сторон; рассмотрение конфликта на собраниях трудовых коллективов, в  общественных организациях и последующее  принятие решения, обязательного для  всех участников конфликта; признание  вины одним из участников конфликта; механическое уничтожение конфликта, связанное с увольнением из организации. Наиболее предпочтительным способом выхода из конфликта является первый, предполагающий проведение переговоров, в ходе которых  уточняется предмет конфликта, выясняются позиции участников и закладываются  основы его разрешения.

 

Причины возникновения  конфликтов.

Внутриличностный конфликт.

Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает  на “пустом месте”. Человек живёт в социальном мире, вовлечён в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком.

Причины внутриличностного  конфликта

Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который  обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек  как часть общества не может “выскочить”  из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые в  конечном счёте детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на два вида:

1) внутренние причины

2) внешние причины

 

1)  Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности её внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

- противоречие между потребностью  и социальной нормой.

- противоречие мотивов,  интересов и потребностей (и в  театр хочется сходить, и к  семинару надо подготовиться);

- противоречие социальных  ролей (и па производстве надо  задержаться для выполнения срочного  заказа, и с ребёнком погулять);

- противоречие социальных  ценностей и норм: как соединить  христианскую ценность “не убий”  и долг защиты отечества на  поле боя.

Для возникновения внутриличностного  конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет  придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном  случае человек из двух зол легко  выбирает меньшее, а из двух благ —  большее. И никакого конфликта не возникает.

 

2) Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены:

-положением личности в группе,

-положением личности в организации,

-положением личности в обществе.

Внешние причины внутриличностного  конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в  невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. Выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:

  1. физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум иди часовой, не пропускающий в то или иное место;
  2. отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);
  3. биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);
  4. социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

 

На уровне организации  внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

1) противоречие между  большой ответственностью и недостаточными  правами для ее реализации (человека  повысили в должности, дали  в подчинение новых сотрудников,  расширили функции и т.д., а  права остались прежними);

Информация о работе Определение конфликта. Виды и структура конфликта