Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:39, контрольная работа
Цель:
рассмотреть наиболее распространённую типологию конфликтов, приёмов и способов решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие конфликтной ситуации и конфликта;
2) раскрыть виды конфликтов особенности поведения в конфликтных ситуациях;
3) рассмотреть стадии протекания конфликтных ситуаций.
4) раскрыть причины возникновения конфликтов
Введение. 2
Определение конфликта. Виды и структура конфликта. 3
Стадии протекания конфликта 10
Причины возникновения конфликтов. 11
Внутриличностный конфликт. 11
Межличностный конфликт 14
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. 14
Межгрупповой конфликт 15
Организационный конфликт 16
Конструктивные и деструктивные функции конфликта. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список используемой литературы. 20
Оглавление
Введение. 2
Определение конфликта. Виды и структура конфликта. 3
Стадии протекания конфликта 10
Причины возникновения конфликтов. 11
Внутриличностный конфликт. 11
Межличностный конфликт 14
Межличностные конфликты
– это конфликты между
Межгрупповой конфликт 15
Организационный конфликт 16
Конструктивные
и деструктивные функции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список используемой литературы. 20
Введение.
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день в дали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и между целыми народами. В семье, на работе, в походе, на отдыхе. Обидно легко разрушаются человеческие связи, проливается кровь. Обычно конфликтующие стороны обращают больше внимания на собственные интересы, а не на интересы других. Будучи индивидами с различными потребностями, вкусами, взглядами и ценностями, мы не можем избежать конфликтов. Все дело в том, как к ним подойти. Конфликт может разразиться по поводу общей изгороди или общей границы, из-за того, кому мыть посуду или подметать пол. Если люди относятся нетерпимо к моральным, культурным, религиозным, политическим или иным различиям между ними, конфликт неизбежен, и его последствия зачастую бывают тяжёлыми. Конфликт может также послужить стимулом к переменам и толчкам к прогрессу. Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний о себе самом и других.
Цель:
рассмотреть наиболее распространённую типологию конфликтов, приёмов и способов решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие конфликтной ситуации и конфликта;
2) раскрыть виды конфликтов особенности поведения в конфликтных ситуациях;
3) рассмотреть стадии протекания конфликтных ситуаций.
4) раскрыть причины
Определение конфликта. Виды и структура конфликта.
В обыденной речи слово «конфликт» достаточно распространено и применительно к широкому кругу явлений — от вооружённых столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий . Мы называем конфликтом семейную ссору , военные действия , дискуссии в парламенте , столкновение внутренних мотивов , борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое .
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях , обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения.
1. Состояние открытой , часто затяжной борьбы ; сражение или война .
2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми , идеями или интересами ; столкновение противоположностей .
Существуют различные определения конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.
Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Существует ещё несколько определений конфликта:
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.
Конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды, цели и помешать другой стороне, сделать тоже.
Конфликт – это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют разногласия в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними.
Конфликт – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой стороны, препятствуют реализации её цели.
Конфликты – неотъемлемая
составляющая часть функционирования
любой организации. И любой конфликт
может выполнять как
Конфликты создают напряжённые
отношения в коллективе, переключают
внимание сотрудников с непосредственных
забот производства на “выяснение
отношений”, тяжело сказываются на
их нервно-психическом состоянии. И
всё же конфликты могут привести
к улучшению условий труда, технологий,
управленческих отношений. Положительная
роль конфликта может также
Конфликтные ситуации встречаются не только между людьми, они легко могут появиться и в животном мире, будь то птицы животные или рыбы.
Классификации видов конфликтных явлений.
Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга , конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций (Boulding , 1962). С.Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т.д., вплоть до противостояния Востока и Запада (Chase , 1951) . Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов , основываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон:
1. Межиндивидуальные конфликты.
2. Межгрупповые
конфликты (при этом
а) группы интересов;
б) группы этнонационального характера;
в) группы объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями) .
4. Внутри- и межинституциональные конфликты .
5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.
6. Конфликты между государственными образованиями .
7. Конфликт между культурами или типами культур (Здравомыслов , 1995, с.105) .
Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта предлагают различать три основных типа конфликтов : внутриличностные конфликты , социальные конфликты и зооконфликты .
К основным видам
социальных конфликтов они
Известны разные классификации
конфликтов, и это объяснимо, поскольку
конфликтные коллизии различного характера
могут возникать между
Разумеется, нельзя все конфликты представить в виде единой универсальной схемы. Различают конфликты типа "схваток", когда их разрешение возможно только в случае победы; "дебатов", где возможен спор, но возможен и компромисс; "игр", которые бесконечны и вряд ли когда-либо будут завершены.
Обобщая наиболее распространённые классификации конфликтов, можно выделить такие базовые основания классификации и типологии конфликтов:
• по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликта (внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные);
• по проблемно-деятелъностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие);
• по времени протекания конфликта (острые и хронические; быстротекущие, длительные, вялотекущие и др.);
• по содержанию конфликта (содержательные, или проблемные, и "коммунальные");
• по тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструктивные);
• по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.);
• по степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т. д.).
В дополнение к обозначенным типам в рамках каждой из названных классификаций конкретизируются виды конфликтов.
Кроме того, в некоторых классификациях конфликты различаются сразу по нескольким основаниям.
• Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на различные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях.
Эти конфликты могут возникать как на уровне макросреды (общества), так и в наиболее малочисленных объединениях, между отдельными лицами. Они могут быть глубокими, острыми и трудноразрешимыми, касаться отношения к политике государства той или иной партии; связанными с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.
• Экономические конфликты,
основанные на экономических противоречиях,
когда экономические
• Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т. п.
• Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, неблагополучии психологической атмосферы в семье. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию различных сторон ее жизни.
• Социально-психологические конфликты, проявляющиеся как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов лежат нарушения в области взаимоотношений. Причина нарушений — психологическая несовместимость, т. е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающее у одной из сторон или одновременно у обеих сторон неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, влияние, престижное положение, внимание, поддержку окружающих.
• Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональных состояний, которые вызывают напряжённую обстановку и в итоге перерастают в действительные конфликты разнообразного характера: от экономических, идеологических до семейно-бытовых. Причины таких конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики).
• Психолого-педагогические
конфликты, основанные на противоречиях,
которые возникают в учебно-
• Конфликты принадлежности, которые возникают из-за двойной принадлежности индивидов, например когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
• Внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней мере, ещё один человек);
• Прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас);
• Индивидуальные (внутриличностные и межличностные) и коллективные (участвуют трое и больше).
Поскольку конфликт всегда
предполагает участие сторон, наиболее
всеохватывающей и
Информация о работе Определение конфликта. Виды и структура конфликта