Нормативно-правовое регулирование инспектирования школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является решение вышеуказанной проблемы путем научного обоснования и создания модели внутришкольного инспектирования в современных условиях.

Задачи:
1.определить сущность и содержание инспектирования, описать современное его состояние;
2.рассмотреть принципы и виды инспектирования;
3.изучить формы и методы внутришкольного инспектирования;

Оглавление

Введение 4
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения инспектирования школы. Во второй главе речь идет об экспериментальных аспектах изучения документации инспектирования. В заключении мы делаем вывод: руководители общеобразовательных школ должны научиться использовать весь спектр контрольно-инспекционных видов деятельности, научить работников школы, органов самоуправления пользоваться ими с целью совершенствования образовательного процесса, повышения его продуктивности и достижения педагогического творчества. 6
Глава 1. Теоретические основы функционирования инспектирования школы 7
Сущность и содержание инспектирования школы, принципы, виды и формы 7
1.2. Объекты и процедура контрольно-инспекционной деятельности в школе 14
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по изучению нормативно-правового обеспечения инспектирования школы 23
2.1.Изучение нормативно-правовой базы школы на примере устава МОУ «Гимназия № 5» 23
2.2. Анализ результатов в ходе экспериментального изучения нормативно-правового обеспечения инспектирования школы 34
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая черновик.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

С учетом вышеуказанных и других факторов, соблюдения личностно-правового подхода к инспектированию в локальном акте школы В. Г. Максимов и  Н. С. Толстов предлагают установить нормы поведения инспектирующих лиц, выработанные на основе общих принципов внутришкольного контроля:

• законность и объективность предъявляемых требований, установленных нормативными актами;

• признание приоритета прав и свобод, интересов и благополучия участников образовательного процесса;

• уважительное и одинаковое отношение ко всем проверяемым лицам в ходе проверки и вынесения решения по итогам инспекции;

• вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с проверяемыми;

• точность соблюдения указанных в задании объектов, целей и сроков проверки;

• достоверность, точность изложенных фактов;

• честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;

• запрет на замечания и предложения педагогическим работникам в присутствии учащихся, посторонних лиц;

• учет персональных особенностей проверяемых лиц;

• оценка результатов деятельности работника только по набору показателей, разработанных педагогическим коллективом на основе нормативов;

• обязательный анализ прослушанных уроков, занятий педагогических работников, результатов документального контроля;

• обязательность ознакомления проверяемых лиц с итоговыми материалами:

• некорректность проверки по понедельникам, субботам и после праздничных, каникулярных дней и др.

Как и любой вид  управленческой деятельности внутришкольное инспектирование (комплексное или тематическое) включает процедурные элементы, условно разбитые на три этапа: подготовительный, диагностический и аналитический.

Многолетнее изучение и  анализ деятельности инспекторских  служб отделов образования, администраций общеобразовательных школ показывают, что многим инспектирующим лицам намного легче организовать и провести инспекторские проверки, чем подготовить итоговые материалы по ним. В педагогической литературе практически отсутствуют рекомендации по анализу, обработке информации и оформлению итоговых материалов, продвижению их по инстанциям Лишь в последние годы начали появляться практические руководства по обработке материалов инспекторских проверок.

В результате анализа  и обработки полученной в ходе проверки информации составляется итоговый материал. Итоговые материалы бывают, исходные (первичные), промежуточные, завершающие (обобщающие). Исходные и промежуточные итоговые материалы инспекторского контроля мы предлагаем оформить в виде следующих деловых писем: информация, справка, акт, доклад (докладная записка) и др. Обобщающим иди завершающим материалом должно быть официально принятое решение, как правило, в форме приказа.

 

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по изучению нормативно-правового обеспечения инспектирования школы

2.1.Изучение нормативно-правовой базы школы на примере устава МОУ «Гимназия № 5»

В настоящее время  школа выполняет нормотворческую, организационно-исполнительскую, а также и контрольно-надзорную функции в пределах своей компетенции, определенной Законом Российской Федерации «Об образовании».

Функция администрации  школы по инспектированию должна быть направлена на совершенствование системы на основе всестороннего анализа и выявления причинно-следственных связей. Поэтому в школьном деле нужен не контроль-ревизия, а контроль-исследование, глубокий анализ работы, позволяющий вскрыть недоработки и использовать теоретический и практический потенциал системы для ее развития. [11, 148-149]

В последние годы наиболее актуальным становится умение осуществлять документальный контроль, используемый в надзорной деятельности в качестве основного метода. Поэтому администрациям школ, а также органам управления образованием необходимо разработать критериальную базу нормативных документов. Она может состоять из таких параметров:

• структурная и содержательная достаточность;

• адекватность соответствующим законам и нормативам;

• соответствие компетенции школы или ее органа самоуправления;

• реализуемость в данной школе, в данных условиях;

• лаконичность и конкретность текста документов;

• соблюдение функций и направлений деятельности школы или ее органа самоуправления;

• соблюдение принципа законности в содержательной и процессуальной части и др..

Нами, в рамках данной курсовой работы рассматривается устав муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 5» г. Чебоксары.

Как правило, устав образовательного учреждения состоит из следующих  блоков:

  1. Общие положения. В данном блоке фиксируется официальное полное и сокращенное название образовательного учреждения на русском и на чувашском (второй родной язык Чувашской Республики) языках, его местонахождение, организационно-правовая форма. Оговариваются нормы законодательства, которыми в своей деятельности руководствуется образовательное учреждение. Также школа провозглашается юридическим лицом, которое имеет в собственности и оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке. Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) на право образовательной деятельности, право на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца возникает у школы с момента государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством о государственной аккредетации.

II. Цели и предмет деятельности. Учреждение имеет целью подготовку обучающихся к служению отечеству, формирование общей культуры личности, даёт знания, умения и навыки для успешной социализации личности, удовлетворяет потребности детей в самообразовании, развитие разносторонней личности ,обеспечение профильности обучения. Для достижения поставленной цели в уставе прописываются основные задачи образовательного учреждения и права, которые имеет ОУ для реализации этих задач. Вот некоторые из них.

- Самостоятельно с учетом государственных стандартов и на основе базисного   учебного   плана   общеобразовательных   учреждений   Чувашской Республики разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы.

- Самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы учебный план, годовой  календарный учебный график и расписание занятий.

- Выбирать формы, методы обучения в пределах, определенных законами Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании».

- Привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств.

- Подбирать, принимать на работу педагогические и другие кадры в пределах имеющихся у учреждения финансовых средств на оплату труда.

- Самостоятельно формировать контингент обучающихся в установленных лицензией пределах.

Основным предметом  деятельности учреждения является осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней образования. 

III. Образовательный процесс. Текущий контроль успеваемости обучающихся Учреждения осуществляется учителями (преподавателями) по 5 балльной системе (минимальный балл 1; максимальный балл 5).

Промежуточные итоговые оценки в баллах (минимальный балл - 2, максимальный балл - 5) выставляются за четверти, полугодия. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки.

В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной педагогическим советом Учреждения.

Промежуточная аттестация проводится в 5, 6, 7 классах в декабре в форме контрольных письменных работ и устных вопросов по текстам заданий, составленных администрацией; в мае — в 5, 6, 7 классах в форме переводных экзаменов.

Для 8, 9, 10, 11 классов проводится зимняя экзаменационная сессия (декабрь) и весенняя экзаменационная сессия (май) - для 8, 10 классов.

Решение о проведении такой аттестации в данном учебном  году принимается педагогическим советом Учреждения, который определяет формы, порядок и сроки проведения аттестации. Решение педсовета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора Учреждения.

IV.  Участники образовательного процесса. Их права и обязанности.

Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники Учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

V.  Управление учреждением. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики и уставом. Высшим должностным лицом образовательного учреждения, действующим на принципах единоначалия, является директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации г. Чебоксары, действующий в соответствии с должностными обязанностями, на основе настоящего Устава, Законов Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании» и других нормативных актов. Руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения и подотчетен учредителю, а также Горкомимуществу в пределах имущественных вопросов и вопросов, рассматриваемых Горкомимуществом по поручению главы администрации г. Чебоксары.

Формами самоуправления учреждения являются Управляющий Совет( Благотворительный фонд, Педагогический совет, Совет попечителей, Совет учреждения и другие формы).

К компетенции Управляющего Совета относятся:

-принятие устава учреждения, изменений и дополнений к нему;

-утверждение компонента учреждения государственного образовательного стандарта общего образования (по представлению директора учреждения после обсуждения на Педагогическом совете учреждения);

-утверждение программы   развития учреждения; режим занятия обучающихся; введение (отмена) единой формы одежды для обучающихся в период занятий;

-утверждение положения  гимназии о порядке и условиях  распределения стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения

-распределение по  предоставлению руководителя гимназии  стимулирующих выплат педагогическому персоналу гимназии; вносит рекомендации по распределению стимулирующих выплат непедагогическому персоналу гимназии.

-согласование по предоставлению  руководителя гимназии: смету расходования  средств, полученных гимназией  от уставной приносящей доход  деятельности и из иных внебюджетных источников; компонента учебного плана; введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий.

-изменения и дополнения  правил внутреннего распорядка  гимназии.

-вынесение руководителю  гимназии предложения в части: материально-технического обеспечения, и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений гимназии (в пределах выделяемых средств); выбора учебников из утвержденных федеральных перечней, рекомендованных к использованию; создания необходимых условий для организации питания и медицинского обслуживания

-повышение эффективности  финансово-экономической деятельности  гимназии, стимулирование труда  его работников;

-содействие созданию  в общеобразовательном учреждении  оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

-контроль за соблюдением  надлежащих условий обучения, воспитания и труда в гимназии, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым и  рациональным расходованием финансовых средств гимназии.

-принятие локальных актов учреждения.

VI. Компетенция и ответственность учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса подборе и расстановке кадров, финансовой, хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, уставом учреждения.

К компетенции учреждения в рамках изучаемой нами темы относится

-разработка и утверждение  по согласованию с Учредителем  локальных актов;

-установление структуры  управления деятельностью Учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

-разработка и принятие устава коллективом учреждения для внесения его на утверждение;

-разработка и принятие  Правил внутреннего распорядка учреждения, иных локальных актов;

-самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

-создание в учреждении необходимых условий для работы подразделений предприятий общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников учреждения;

-содействие деятельности  учительских (педагогических) организаций  (объединений) и методических объединений;

Учреждение обязано:

-представлять Учредителю  необходимую сметно-финансовую документацию в полном объеме утвержденных форм и по всем видам деятельности и согласовывать с ним структуру Учреждения;

-нести ответственность за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, за нарушения правил хозяйствования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • обеспечить своим работникам и обслуживаемому населению безопасные условия труда, обслуживания и нести в установленном порядке ответственность за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование инспектирования школы