Нормативно-правовое регулирование инспектирования школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является решение вышеуказанной проблемы путем научного обоснования и создания модели внутришкольного инспектирования в современных условиях.

Задачи:
1.определить сущность и содержание инспектирования, описать современное его состояние;
2.рассмотреть принципы и виды инспектирования;
3.изучить формы и методы внутришкольного инспектирования;

Оглавление

Введение 4
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения инспектирования школы. Во второй главе речь идет об экспериментальных аспектах изучения документации инспектирования. В заключении мы делаем вывод: руководители общеобразовательных школ должны научиться использовать весь спектр контрольно-инспекционных видов деятельности, научить работников школы, органов самоуправления пользоваться ими с целью совершенствования образовательного процесса, повышения его продуктивности и достижения педагогического творчества. 6
Глава 1. Теоретические основы функционирования инспектирования школы 7
Сущность и содержание инспектирования школы, принципы, виды и формы 7
1.2. Объекты и процедура контрольно-инспекционной деятельности в школе 14
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по изучению нормативно-правового обеспечения инспектирования школы 23
2.1.Изучение нормативно-правовой базы школы на примере устава МОУ «Гимназия № 5» 23
2.2. Анализ результатов в ходе экспериментального изучения нормативно-правового обеспечения инспектирования школы 34
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая черновик.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

В. Г. Максимовым, Н. С. Толстовым  под инспектированием в общеобразовательной школе понимается специальная функция администрации школы, направленная на установление степени исполнения (соблюдения) законодательно-нормативных актов.

 Малознакомой для  школы формой инспектирования является надзор, который проводится в виде проверки или изучения соответствия:

• разрабатываемых локальных актов школы действующему законодательству в области образования;

• издаваемых заместителями директора школы распоряжений, в том числе устных, приказам по школе и другим локальным актам.

• принимаемых руководителями органов самоуправления решений соответствующим положениям об органах самоуправления;

• ведения школьной и ученической документации соответствующим инструкциям по делопроизводству и школьным нормам

Другим видом инспектирования  является мониторинг, который в школьной практике может быть отнесен к контролю и предусматривает создание  наличие специальной инфраструктуры, осуществляющей:

  • постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования;
  • сбор, системный учет, хранение, обновление и накопление информации за относительно продолжительный период, ее обработку и анализ для формирования набора вариативных решений по объекту инспектирования, а также по развитию нормативной правовой базы школы.

Организация мониторинга  возможна практически в любой  школе. К числу первоочередных мер в этом направлении необходимо отнести изменение функций методических кабинетов школ с целью придания им статуса информационно-методических кабинетов. В учреждениях образования инновационного типа создаются специальные информационно-методические центры, занимающиеся системным прослеживанием изменений в образовательном процессе.

Другим дополнительным видом инспектирования является аудит - комплексное обследование состояния материалов и документов, регулирующих деятельность педагогического работника или результатов его деятельности с одновременным консультированием. Лица, осуществляющие аудиторскую проверку, определяют уровень и результативность организационно-управленческой деятельности педагога в конкретных условиях функционирования школы. При этом они выступают в качестве аналитиков и несут ответственность за оценку, вынесенную в ходе проверки.

К видам же инспектирования  мы относим аттестацию - комплексную  общественную оценку результатов деятельности педагогического работника, которую утверждает государственный, муниципальный орган или учреждение образования с присвоением определенной категории сроком до 5 лет. При аттестации работника за определенный период выделяют три главных направления: уровень квалификации, профессионализм и эффективность труда. Аттестация проводится строго по нормам, определенным Положением о ней. Поэтому ее относят к инспектированию. Еще одним видом инспектирования в школе является ревизия, т. е. обследование деятельности работника или структурного компонента школы для установления правильности и законности действий. Основой для ревизии является инвентаризация - составление описи имеющихся в учреждении образования, структурных подразделениях, а также у ответственных работников имущественных и других ценностей. К другим ценностям мы относим результаты интеллектуального труда учителей - учебно-педагогические разработки, в частности, авторские программы. Авторство на уровне школы может быть признано по протоколам обсуждения на заседаниях коллегиального органа самоуправления, отчетам и обобщениям опыта работы. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» официальное признание авторства результатов интеллектуального труда возможно по опубликованию. Поэтому лица, являющиеся авторами  опубликованных учебно-методических пособий, пользуются преимуществом при аттестации на квалификационные категории.

Инвентаризации подлежат школьная и ученическая документация, утвержденная руководителем учреждения образования в номенклатуре дел, локальные нормативные акты, принятые в школе, а также методические разработки сценариев уроков и внеклассных мероприятий и другие.

Одним из методов инспектирования  является арест, который мы вводим для  обозначения официального запрета  распоряжаться имуществом или другими ценностями, производить те или иные действия, противоречащие локальным актам школы. Он может рассматриваться как результат выполнения контрольно-ревизионной деятельности администрации школы. Допустим, было выявлено, что учитель занимается преподавательской деятельностью по программам, которые никем не были утверждены и не рассмотрены в установленном порядке. Директор  школы  или его заместитель  по учебно-воспитательной работе, а также инспектор отдела образования в таких случаях имеют право на арест этой программы до утверждения в соответствующем порядке. [11, 168-171]

1.2. Объекты и процедура контрольно-инспекционной деятельности в школе

В условиях государственной  монополии в сфере образования  педагог порой вынужден был нарушать некоторые инструкции лишь с одной целью - с целью получения более весомых результатов своего труда, ибо установленные сверху требования не всегда можно было адаптировать к условиям реальной жизни. «Нередко нарушение методических указаний администрации приводит не к катастрофе, а к успеху», - справедливо констатировал P. X. Шакуров [4, 50], анализируя состояние социально-психологической напряженности в системе просвещения тех лет.

В условиях современного государственного устройства, где более  четко начал проявляться один из важнейших принципов управления - принцип законности - вопросы полномочий и компетенции учреждения, а также организации контрольных функций должны решаться на основе данного принципа. Поэтому сегодня у педагогических работников не должно быть особых опасений за творческий труд, который редко вписывается в различные «указания сверху», не должно быть чувства страха из-за частых и жестких форм инспектирования его деятельности, ибо этот участок работы администрацией школы также должен выполняться в рамках правовых норм, призванных регулировать эти отношения.

Администрация общеобразовательной  школы может осуществлять инспектирование деятельности структурных подразделений и должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции школы. В их числе:

  • организация образовательного процесса;
  • распределение властных полномочий между членами администрации;
  • реализация утвержденных школой образовательных программ я учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;
  • организация методического обеспечения образовательного процесса;
  • организация промежуточной аттестации обучающихся и осуществление текущего контроля успеваемости в порядке, определенном локальным правовым актом школы;
  • соблюдение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка должностных инструкций и иных локальных актов школы;
  • расходование финансовых и материальных средств, в том числе внебюджетных, в соответствии с установленными в школе нормами и положениями;
  • работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников школы.[11, 172]

К объектам внутришкольного инспектирования могут быть отнесены лишь элементы педагогической системы, отношения в школе, закрепленные в нормативных документах школы, то есть в ее регламентах. В ходе контроля проверяющий предъявляет требования, как правило, в пределах субъективного понимания изучаемою вопроса. При инспектировании же он может предъявлять требования только в пределах принятых норм, не имея права вносить личные коррективы в эти требования. Таким образом, контролируя, руководитель предъявляет требования как бы от имени себя, а инспектируя — от имени «правового акта». В процедуре инспектирования требуется обязательное письменное документирование хода и результатов изучения объекта. А частота обязательного планового инспектирования деятельности работника должна быть ограничена школьным нормативным актом.

На основе Закона Российской Федерации «Об образовании» примерное  распределение конкретных объектов инспектирования по «блокам» вопросов и возможные варианты использования  тех или иных видов контрольно-инспекционной  деятельности в школе.

Виды и объекты инспекционной деятельности в школе

01.создание регламентов  школы

1. Экспертиза устава, надзор за соблюдением уставных взаимоотношений, требований.

2. Ревизия должностных инструкций на соответствие тарифно- 
квалификационным требованиям.

3. Ревизия соответствия норм Правил внутреннего распорядка трудовому законодательству и надзор за их соблюдением.

4.  Надзор за соответствием содержания и объема властных полно- 
мочий, их реализацией.

02. Материально-техническое обеспечение и финансово-хозяйственная деятельность, в том числе:

02.1. Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений

1.Надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм (СанПина).

2. Надзор за реализацией программы «образовательная экология» (изменение интерьера школьных помещений, теплового, светового, воздушного режима в них, введение в действие новых площадей и др.) на основе локальных школьных актов, в том числе:

а) соблюдение Правил противопожарной безопасности, производственных и санитарно-гигиенических норм:

б)   выполнение положения о трехступенчатом контроле по охране;

в) соблюдение эргономических требований, оценка степени соответствия классных помещений и дидактических средств обучения;

г)  аттестация ученических мест в соответствии с положением «О кабинетах повышенной опасности» (химии: биологии, физики, физической культуры, информатики и вычислительной техники, мастерских).

3. Инвентаризация и ревизия имеющегося имущества, в том числе:

а) материальных ценностей на основе договора о полной материальной ответственности;

б) интеллектуального (педагогические разработки, авторские программы, сценарии уроков к занятий, выступления, статьи и т. д.)   на основе описи.

02.2 Финансово-хозяйственная  деятельность

  1. Ревизия использования финансовых и материальных средств.
  2. Надзор за реализацией положения «О подсобном хозяйстве».
  3. Аудиторская проверка организации платных образовательных услуг.

4. Надзор за расходованием привлеченных средств, в т. ч. родительских взносов на основе договоров с ними.

  5. Надзор за соблюдением работниками Правил внутреннего распорядка.

6. Ревизия данных ежегодного отчета Учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

03. Работа с персоналом

1. Надзор за соблюдением работниками Правил внутреннего трудового распорядка.

2. Инспекционный контроль выполнения должностных инструкций в полном объеме.

3. Аттестация педагогических работников по их заявлению.

  1. Надзор за соблюдением приказа о распределении властных полномочий между членами администрации.
  2. Плановая и оперативная тематическая и комплексная проверка деятельности педагогов.
  3. Инспекционный контроль над соблюдением всеми работниками инструкций по технике безопасности на рабочих местах.

04. Самостоятельное осуществление образовательного процесса

1. Экспертиза учебного плана школы, его ревизия.

2. Экспертиза и надзор за утверждением образовательных программ; инспекционный контроль за се реализацией.

3. Надзор за обеспечением всех обучающихся государственными образовательными стандартами.

4. Диагностирование индивидуальных особенностей учащихся и осуществление дифференцированного и индивидуального обучения в соответствии с положением о нем.

5. Диагностирование (тестирование) учащихся по выявлению степени обученносги.

6. Надзор за соблюдением положения «О единых требованиях к организации образовательного процесса».

7. Арест неутвержденных образовательных программ общего и дополнительного образования, оказания платных образовательных услуг.            8.Экспертиза расписания уроков и занятий на предмет соблюдения педагогических и санитарно-гигиенических норм, минимизации «окон», надзор за состоянием ведения журнала «учета замещенных и пропущенных уроков».

9. Надзор за соблюдением положения «О текущей успеваемости и промежуточной аттестации учащихся».



10. Мониторинг уровня образовательной подготовленности детей с учетом их психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

04.01.Организация и совершенствование методического обеспечения    

1. Проверка выполнения утвержденных дирекцией планов работ методических объединений (кафедр), отчет руководителей.

2. Ревизия и инвентаризация обобщенного опыта работы специалистов.

3. Ревизия оптимального соотношения различных форм проведения уроков (лекций, зачетов, самостоятельных работ, экскурсий и др.).

4. Надзор за выполнением заместителями нормы количества посещенных и изученных уроков и занятий учителей, определенной в школе.

04.02. Организация воспитательных мероприятий

1. Надзор за соблюдением Правил для учащихся.

2. Инспекционный контроль кал соблюдением единых требований к организации образовательного процесса.

3.Выборочный обход детей по домам с целью выявления соблюдения ими распорядка дня.

  1. Выборочная проверка уровня знаний учащимися правил дорожного движения.
  2. Ревизия санитарно-гигиенического состояния классных помещений и учащихся.

6. Заслушивание отчета органов ученического самоуправления и классных руководителей.

05. Организационная культура и создание имиджа школы

  1. Надзор за соблюдением всеми участниками образовательного процесса локальных актов, регулирующих поведенческие взаимоотношения.
  2. Оценка выполнения плана работы общешкольного и классных родительских комитетов.
  3. Экспертиза и надзор за соблюдением договора с Учредителем.
  4. Надзор за исполнением договорных обязательств субъектами внешних связей и семой школой.
  5. Инспекционный контроль над выполнением договоров с родителями отдельных учащихся.

6.наблюдение с целью сохранения принятых отношений с инстанциями, 
осуществляющими внешний контроль над работой школы.

7.Контроль над соблюдением договорных и уставных требований всеми участниками отношений.

8.Ревизия деятельности педагогического совета школы в соответствии с его положением.

Вопросы организации, осуществления, подведения итогов инспектирования, ревизионного контроля в общеобразовательной школе должны быть зафиксированы в «Положении о контрольно-инспекционной деятельности в школе)», которое разработано еще в 1993 году. В ходе осуществления контрольных функций любое проверяющее лицо изучает отношения конкретных лиц с администрацией, коллегами или другими участниками образовательного процесса, затрагивает внутренние их чувства. Поэтому проверяющее лицо, получив полномочия на инспектирование, должно помнить об ответственности, которая на него возлагается, ибо поведение инспектирующего, его отношение к объектам проверки, доброжелательность и объективность и другие субъективные моменты в ходе работы могут вызвать отрицательную реакцию у проверяемых лиц.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование инспектирования школы