Нормативно-правовое регулирование инспектирования школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является решение вышеуказанной проблемы путем научного обоснования и создания модели внутришкольного инспектирования в современных условиях.

Задачи:
1.определить сущность и содержание инспектирования, описать современное его состояние;
2.рассмотреть принципы и виды инспектирования;
3.изучить формы и методы внутришкольного инспектирования;

Оглавление

Введение 4
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения инспектирования школы. Во второй главе речь идет об экспериментальных аспектах изучения документации инспектирования. В заключении мы делаем вывод: руководители общеобразовательных школ должны научиться использовать весь спектр контрольно-инспекционных видов деятельности, научить работников школы, органов самоуправления пользоваться ими с целью совершенствования образовательного процесса, повышения его продуктивности и достижения педагогического творчества. 6
Глава 1. Теоретические основы функционирования инспектирования школы 7
Сущность и содержание инспектирования школы, принципы, виды и формы 7
1.2. Объекты и процедура контрольно-инспекционной деятельности в школе 14
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по изучению нормативно-правового обеспечения инспектирования школы 23
2.1.Изучение нормативно-правовой базы школы на примере устава МОУ «Гимназия № 5» 23
2.2. Анализ результатов в ходе экспериментального изучения нормативно-правового обеспечения инспектирования школы 34
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая черновик.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет  им. И. Я. Яковлева»

 

 

 

 

Психолого-педагогический факультет

 

Кафедра педагогики начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Нормативно-правовое обеспечение инспектирования школы

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса

з/о группы АП ППФ

Матвеева Е.С.

(зачетная книжка  №06046)

Проверил:

кандидат педагогических наук, доцент

Руссков С.П.

 

 

 

Чебоксары 2011 
Содержание

 

 

Введение

В ходе работы по данной теме была использована литература В.Г. Максимова и Н.С. Толстова «Научно-педагогические основы контрольно-инспекционной деятельности администрации общеобразовательной школы», В.П. Ковалев, Л.П. Куракова, В.А. Вишневский, Ю.А. Конаржевский, Р.Х. Шакурова, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992г. С изенениями и дополнениями от 2010 г.

Вопросы инспектирования  школы не обделены наукой, в литературе встречаются разные мнения об инспектировании. Как отмечал В. П. Давыдов, «инспектирование необходимо рассматривать как начало деятельности по улучшению работы школы, а не ее завершающий этап». Однако трудно согласиться с тем, что «инспектирование является началом и итогом управленческого цикла, что инспектирование равносильно результатам труда».

Проблемы руководства общеобразовательной школой рассмотрены Е.В. Ильиным, В.П. Ковалевым, В.П. Стрезикозиным, Т.И. Шамовой и другими. Но необходимо отметить, что на момент написания данной работы самым «свежим» источником явилось учебное пособие под редакцией профессора В.Г. Максимова «Научно-педагогические основы контрольно-инспекционной деятельности администрации общеобразовательной школы»

В школоведческой литературе (М.Л.Портнов, Т.И.Шамова, Н.А.Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: выполнение организационно-педагогических вопросов; качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; уровень воспитанности учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; исполнение нормативных документов и принятых решений. В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, подготовленных инспектирующими органами или администрацией школы, конкретизируется каждое указанное направление контроля.[11, 215]

Проблема исследования: при каких условиях эффективно функционирует внутришкольное инспектирование?

Целью исследования является решение вышеуказанной проблемы путем научного обоснования и создания модели внутришкольного инспектирования в современных условиях.

Объект исследования: нормативно-правовая база инспектирования школы.

Предмет исследования: процесс совершенствования системы инспектирования.

Гипотеза исследования: эффективность инспектирования школы увеличится при обеспечении участников образовательного процесса необходимой нормативно-правовой базой.

Задачи:

1.определить сущность и содержание инспектирования, описать современное его состояние;

2.рассмотреть принципы и виды инспектирования;

3.изучить формы и методы внутришкольного инспектирования;

4.раскрыть и опытно-экспериментально  обосновать нормативно-правовую базу внутришкольного инспектирования;

5.проанализировать полученные результаты в ходе изучения нормативно-правовой базы инспектирования школы.

Методы исследования: изучение, систематизация и обобщение нормативной документации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился устав МОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары.

Практическая значимость: рассматриваемые исследования раскрывают важную функцию руководителя школы – «законотворечская».

На защиту выносится:

  1. условия совершенствования внутришкольного инспектирования;
  2. рекомендации по увеличению эффективности внутришкольного инспектирования.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения инспектирования школы. Во второй главе речь идет об экспериментальных аспектах изучения документации инспектирования. В заключении мы делаем вывод: руководители общеобразовательных школ должны научиться использовать весь спектр контрольно-инспекционных видов деятельности, научить работников школы, органов самоуправления пользоваться ими с целью совершенствования образовательного процесса, повышения его продуктивности и достижения педагогического творчества. 
Глава 1. Теоретические основы функционирования инспектирования школы

    1. Сущность и содержание инспектирования школы, принципы, виды и формы

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы.

Одна из важнейших  функций управления - контроль. От качества ее выполнения во многом зависит эффективность решения задач управления в целом. В образовании контролю деятельности школ издавна придавали большое значение. Так, в Англии инспектора начали контролировать школы свыше 160 лет назад, во Франции институт инспектирования существует уже почти 150 лет. В России этот институт также имеет более, чем вековую историю. Формы инспектирования в разных странах были различными, но основные задачи, которые им решались, были в основном одинаковыми: надзор за соблюдением законодательства и установленных норм, контроль учебных планов, программ, качества работы учителей и т.п. Решение этих задач должно было способствовать поддержанию стабильного и эффективного функционирования образовательной системы.

В последней четверти XX столетия во многих странах интенсифицировались процессы модернизации образования. Но многочисленные реформы образования, ставившие главной своей целью повышение качества образования, хотя и дали некоторые позитивные результаты, однако далеко не те, на которые рассчитывали. Поэтому стала особенно актуальной проблема повышения эффективности функционирования образовательных учреждений. Это в свою очередь привело к изменениям в роли инспектирования и характере решаемых им задач. Ученые, исследовавшие состояние инспектирования в системах образования за рубежом, отмечают, что во многих странах была обновлена и расширена законодательная база инспектирования, пересмотрены функции и задачи инспекций образования, модернизированы организационные структуры. Правительства и органы образования многих развитых стран в 80-90-е годы уделяли большое внимание созданию новых, реформированию и обновлению уже существовавших механизмов обеспечения качества образования, в том числе, и школьной инспекции.

Вследствие этого в  последнее десятилетие проблема школьного инспектирования во многих странах вышла на первый план в образовательной политике и является предметом пристального внимания законодательных органов, правительств и органов образования.

Инспектирование – проверка соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства и другим правовым актам. Организуется инспекциями, действующими от имени органа управления образованием или уполномоченного должностного лица. Различают  инспектирование контрольное (проверка деятельности учреждений по исполнению законодательных и других правовых актов) и надзорное (проверка законности действия соответствующих должностных лиц). Законом РФ об образовании (1992) установлено, что федеральные (центральные) органы управления образованием вправе инспектировать любые образовательные учреждения и любой другой орган управления образованием на территории Российской Федерации по вопросам своей компетенции в порядке надзора. Введены ограничения как на вмешательство вышестоящих органов в действия нижестоящих, так и на круг объектов инспектирования. Образовательные учреждения являются самостоятельными в осуществлении учебного процесса, подборе и расстановке кадров, в научной, в хозяйственной и другой деятельности в пределах, определенных российским законодательством и уставами этих учреждений.

С введением лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений на государственные территориальные органы управлением образованием возложены непосредственно (или могут быть делегированы) обязанности контроля и экспертизы, во многом отличные инспектированию. Эти функции могут затрагивать соответствие предлагаемых учебным заведением условий учебно-воспитательного процесса государственным и местным требованиям строительным, санитарным, охране здоровья воспитанников и персоналу учреждений, вопросы укомлектованности штатов и др. Функции федерального (центрального) надзорного и контрольного органа выполняет Государственная инспекция при Министерстве Образования Российской Федерации (создана в 1990г.). Инспектирование негосударственных учреждений рассматривается как аудиторская деятельность [1, 106-107].

В учебном пособии В. Г. Максимова и  Н. С. Толстова инспектирование (не только образовательного процесса) понимается «проверка выполнения чьих-нибудь действий в порядке надзора и инструктирования». Также отмечается, что «инспекция есть осмотр, дозор, досмотр, круг действий инспектора». В этих разъяснениях подчеркивается сущность инспектирования, проводимого долгие годы в стране, как наиболее эффективной и необходимой меры по совершенствованию состояния проверяемого объекта[11, 147].

Практически во всех работах  советского периода говорится об инспектировании деятельности школы или отдельного педагога инспектором государственного органа управления, а об инспектировании деятельности педагога руководством школы в нормативных документах органов управления всех уровней не говорилось. Чаше всего для характеристики данного вида деятельности использовался термин «внутришкольный контроль». Однако с добавлением функции инспектирования к контрольной функции администрации школы возникла необходимость разведения или слияния этих понятий.

В общеобразовательной  школе довольно сложно проводить  разделение контрольных и инспекционных  функций, ибо данные виды деятельности администрацией осуществляются практически всегда параллельно. С учетом расширения общественных форм управления в школе, т. е. отнесением к субъектам контроля органов самоуправления, допускаем возможность использования термина «социальный контроль», который является механизмом соблюдения ограничений, установленных правовыми и моральными нормами, административными предписаниями.

В связи с этим считаем  возможным использование термина «контрольно-инспекционная деятельность», адекватно заменяющего термин «внутришкольный контроль» в широком смысле. Поэтому контрольно-инспекционная деятельность или внутришкольный контроль, рассматривается как совокупность организационно-управленческих действий по количественной и качественной оценке и учету педагогической системы, результатов работы коллектива школы, направленных на реализацию общегосударственной, региональной и муниципальной образовательной политики. [11, 148-149]

В. Г. Максимовым, Н. С. Толстовым определены следующие ведущие принципы контроля и инспектирования:

  • уважения и доверия к человеку (сотруднику);
  • единства целей и действий;
  • доброжелательности, гласности и открытости;
  • сочетания плановости проверок с оперативностью.
  • сопоставительности результатов с нормативными требованиями;
  • законности содержания и процедуры изучаемого объекта;
  • объективности, соблюдения нормативных требований;
  • системного подхода;
  • однозначности оценок и доказательности выводов:
  • воспитательного воздействия (проведение инструктажа, нацеленность на совершенствование) и др. [11, 154-155]

По совокупности изучаемых вопросов внутришкольный контроль и инспектирование могут осуществляться в следующих видах:

• Комплексные проверки деятельности работников (персональные проверки) по перспективному плану-графику проверки деятельности работников школы (как правило, с периодичностью 1 раз в 5 лет).

• Административный контроль (плановые тематические проверки работы отдельных работников школы в соответствии с целями внутришкольного контроля).

• Комплексные и тематические проверки работы классов, компонентов организационной структуры школы по плану работы школы.

• Контрольная проверка с обязательной оценкой по заявке работника (как правило, в предаттестационный период).

• Выборочные контрольные срезы уровня знаний, умений учащихся (директорские контрольные) по отдельным предметам.

• Контроль деятельности учащихся, педагогических работников в скрытой форме (конкурсы, олимпиады, смотры, обобщение опыта работы, отчеты классов и учителей и ар.).

• Инвентаризация, ревизия учебно-педагогических разработок (педагогической копилки).

• Отзыв, рецензия, оппонирование результатов труда работников школы.

• Экспертиза, в том числе экспертиза безоценочная, экспертный анализ, экспертное заключение.

• Мониторинг уровня развития, знаний и умений учащихся;

• Документальный контроль (проверка школьной и ученической документации).

• Оперативный административный контроль и другие. [11, 156]

Сущность внутришкольного контроля за последние годы существенно изменилась. Происходит постепенный переход от контроля преимущественно ради контроля (в частности, определенное количество проверок необходимо было выдержать всем субъектам управления независимо от состояния проверяемого объекта) к контролю над соблюдением нормативно-правовой базы, особо обращая внимание на защиту всех свобод и прав участников образовательного процесса, оказание им практической помощи.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование инспектирования школы