Невербальные средства общения. Мимика, жесты, внешний вид выступающего

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Невербальные средства общения. Мимика, жесты, внешний вид выступающего……………………………………………………………………..5
1.1 Жесты…………………………………………………………………………..7
1.2 Мимика……………………………………………………………………….10
1.3 Внешний вид выступающего……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

невербальные средства общения.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Невербальные средства общения. Мимика, жесты, внешний вид выступающего……………………………………………………………………..5

1.1 Жесты…………………………………………………………………………..7

1.2 Мимика……………………………………………………………………….10

1.3 Внешний вид  выступающего……………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общение как  особого рода деятельность - это  творческая игра интеллектуальных и  эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).

Тема общения, а в частности невербального  общения, рассмотренного в моей работе, является очень актуальной во все  времена. Потому что невербальное общение  появилось много миллионов лет  назад, тогда же, когда и появились  люди. Даже когда человек еще не умел говорить, он общался со своими соотечественниками на жестах. И я считаю, что только лишь невербальная часть нашего общения доносит до собеседника всю полноту излагаемой информации.

Наиболее ярко невербальные средства общения выражены, например, при разговоре людей, говорящих на разных языках, при общении глухонемых людей. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Да и в  повседневной жизни все люди используют жесты, главным образом, я думаю, для придания речи эмоциональности. Готовясь к написанию работы на эту тему, я провела небольшое исследование среди своих знакомых, и в конечном итоге пришла к двум заключениям:

1.  Девять из десяти человек постоянно в своем общении используют жестикуляцию.

2.  Речь жестикулирующего человека наиболее выразительна, восприимчива, доступна, а также вызывает наибольший интерес у слушателей.

Функции общения:

Коммуникативная функция реализуется как передача и прием сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).

Регулятивная  функция “управляет” процессом  общения людей, в ходе которого уточняются (а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности.

Эмоционально-психическая  функция проявляется как создание комплекса чувств и психических  состояний каждого собеседника  в ходе общения.

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Итак, через  невербальные проявления собеседник демонстрирует  свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него. И в данной работе я попытаюсь показать вам как научиться читать невербальные средства общения, как разоблачать людей во вранье, и как самому использовать жесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Невербальные средства общения. Мимика, жесты, внешний вид выступающего

Невербальное  общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка  жестов и телодвижений позволяет  не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как  он выскажется по данному поводу. Другими  словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога -специалиста в области невербалики. Невербалик изучает поведение людей. Невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

Чарли Чаплин и  другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

К основным невербальным средствам общения относятся: 
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения.

К ней относятся: 
-жестика; 
-мимика; 
- пантомимика.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Жесты

Интерес к языку  жестов, возрастая со временем, вызван той ролью, которую играют жесты  в человеческом общении.

Зарубежные  исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи. Жесты могут:

  • Выражать то же, что и речь;
  • Выражать нечто, что противоречит содержанию речи;
  • Предвосхищать значения, переданные речью;
  • Акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;
  • Быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;
  • Сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;
  • Заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);
  • Заменять отдельное слово или фразу;
  • С опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:

Жесты-знаки  – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чьё-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.

Жесты-сигналы  – они непроизвольны, неосознанны  и не рассчитаны на чьё-либо восприятие (хотя имеют значение для опытного наблюдателя).

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются  в обыденном общении совместно  с речью, усваиваются в контексте  повседневного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К конвенционным жестовым системам относятся: тайный «язык» жестов кочевых народов, «язык» жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижёров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др. 
Существуют различные классификации жестов с точки зрения их эмоциональной тональности. Выделяются следующие тональности общения: 

  • Возвышенная;
  • Нейтральная;
  • Нейтрально-обиходная;
  • Фамильярная;
  • Вульгарная.

Возвышенная тональность  характеризуется торжественностью и аффективностью; к ней относятся жесты, которые описываются в пособиях по ораторскому искусству и ритуальные жесты наподобие возложения руки на Библию или на Конституцию во время принесения присяги. Нейтральной тональностью характеризуются конвенционные жесты (например, регулировщиков дорожного движения или строителей), которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение.

Жесты с нейтрально-обиходной  тональностью применяются обычно для  установления контакта: это, например, жест остановки машины или жест готовности отвечать у школьника. Большинство жестов, используемых в непринуждённой обстановке, имеют фамильярную тональность, как то: похлопывание собеседника по плечу или спине. Несанкционированные обществом жесты относят к вульгарной тональности; они воспринимаются как грубость и не допускаются в приличном обществе, хотя и приемлемы в непринуждённой мужской беседе. Особенно в общении культурных людей недопустимы жаргонные жесты, тем более со стороны учителей и родителей – во избежание копирования их детьми.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные  невербальные компоненты могут нести  свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом  общения. Выбор основного коммуникативного компонента обуславливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, то выбираются одни жесты, если отчитать – другие.

В одном случае важна мимика, в другом – жест. К примеру, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить горе – обнимают за плечи.

Жесты должны соответствовать  словесно выражаемым мыслям. Поэтому  при отборе жестов нужно быть очень  внимательными. Иногда в процессе общения  важна скупость жестов, их сдержанность, определённое направление жестов, наличие  зачаточных форм, своеобразных «полужестов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Мимика

Название наиболее изученного компонента невербальной коммуникации происходит от греческого слова mimikos –  подражательный. Лицо является важнейшей  характеристикой человеческого  облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждая мина – это сокращение многих лицевых мышц. Причина в том, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций.

Механизм двойной регуляции  внешних выражений эмоций объяснил П. Анохин: «ядро лицевого нерва у  человека, точнее моторные нейроны  лицевого нерва, находятся в двойной  зависимости. С одной стороны, они находятся под контролем субкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы связей лицевого нерва и определяют всё разнообразие мимических выражений». Благодаря контролю со стороны субкортикальной системы выражение натуральных эмоций всегда симметрично и они всегда полноценны. Благодаря же кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно за счёт ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Поскольку общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие, то таким образом вырабатывается «язык» мимики (универсальные или специфические выражения лица), обогащающий спонтанные (конвенциальные) выразительные движения.

Мимику можно  анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и  по физиологическим параметрам (силе, тонусу, симметрии-асимметрии, комбинации мышечных сокращений, динамике, амплитуде); фрагментарно (по отдельным зонам: лоб, рот, глаза) и в целом; в социальном и социально-психологическом плане (по выражениям, принадлежащим определённой национальной культуре или многим культурам, по индивидуальному стилю выражения или стилю, принятому в определённой социальной группе); основываясь на терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют, или исходя из впечатлений-эталонов.

Информация о работе Невербальные средства общения. Мимика, жесты, внешний вид выступающего