Средства и виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:05, реферат

Краткое описание

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.

Оглавление

Введение.
Понятие общения.
Виды общения.
Средства общения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Государственный институт управления и социальных технологий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

На тему: «Средства и виды общения»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

 

План 

  1. Введение.
  2. Понятие общения.
  3. Виды общения.
  4. Средства общения.
  5. Заключение.
  6. Список использованной литературы.

 

Введение

Общение имеет  огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает  в обществе как фундаментальное  условие связывания индивидов и  вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.

Значение общения  для жизни и деятельности людей  определяет неослабевающий интерес  к этому предмету со стороны психологов. Категория «общение» наряду с  понятиями «личность», «сознание», «деятельность» является в психологии основополагающей. Подобно личности, сознанию и деятельности, общение является предметом исследования не только психологов, но и социологов, специалистов в области коммуникации и т.д. Это обусловливает неоднозначность понимания общения разными учеными и трудности формулирования единого определения.

 

Понятие общения

В самом общем  виде общение выступает как форма  жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно  выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения  определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.

Подлинно человеческое общение невозможно без участия  сознания и разума. Наряду с содержанием  общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.

В  психологии существует несколько подходов к  пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и  деятельности, а не сводить общение  к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное)  
Виды общения

Императивное  общение – это авторитарная, директивная  форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник –  подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное  общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние  на партнера с целью достижения своих  намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе  и других деловых отношениях, а  также в средствах массовой информации. При этом владение и использование  средств манипулятивного воздействия  на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение – это  равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого  взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

 «Контакт  масок» - формальное общение, когда  отсутствует стремление понять  и учитывать особенности личности  собеседника. Используются привычные  маски (вежливости, строгости, безразличия,  скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».

Примитивное общение,  когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен  –  то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут  или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

 Светское  общение.  Суть светского общения  в его беспредметности, т. е.  люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить  в подобных случаях; это общение  закрытое, потому что точки зрения  людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. 
Средства общения

Все средства общения  делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38 %, а за счёт невербальных средств - на 55 %.

К таким же выводам  пришёл и профессор Бердвиссл, который  установил, что словесное общение  в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному - отношение к партнёру по общению. .

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Кинесические  средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие  выразительно-регулятивную функцию  в общении. К кинесике относятся  выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

1. Особая роль  в передаче информации отводится  мимике - движениям мышц лица, которую  недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру. Показали, что при неподвижном или невидимом  лице лектора теряется до 10-15 % информации. Основные характеристики мимики - её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

Исследования  психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной  точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как  выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

2. С мимикой  очень тесно связаны взгляд, или  визуальный контакт, составляющий  исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Американские  психологи Р.Экслайн и Л.Винтерс  установили, что взгляд связан с  процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ( "в пространство"), когда мысль полностью готова, - на собеседника.

Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника  смотрят меньше, когда трудность  преодолевается, - больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт  свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его значки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Таким образом, не только экспрессия лицевая несёт информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях  гораздо менее информативно, чем  его тело, поскольку мимические выражения  лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определённых обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передаёт заведомо ложную информацию, лицо становиться малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнёра. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержать очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

3. Поза - это положение  человеческого тела, типичное для  данной культуры, элементарная единица  пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых  положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения  психолог А.Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведённых В.Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Показано, что "закрытые" позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; "наполеоновская" поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. "Открытые" же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под  подбородком, указательный палец вытянут  к виску). Известно, что если человек  заинтересован в общении, он будет  ориентироваться на собеседника  и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, "поставить себя", будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе. Практически все люди умеют хорошо "читать" позы, хотя, конечно, далеко не все понимают, как они это делают.

Информация о работе Средства и виды общения