Средства и виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:05, реферат

Краткое описание

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.

Оглавление

Введение.
Понятие общения.
Виды общения.
Средства общения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

От той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно  количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбуждённости человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл  отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах  есть сходные жесты, среди которых  можно выделить:

1) коммуникативные  (жесты приветствия, прощания, привлечения  внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

2) модальные,  т.е. выражающие оценку и отношение  (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности  и т.п.);

3) описательные  жесты, имеющие смысл только  в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

5. И, наконец,  походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая - при радости, вялая, угнетённая походка - при страданиях, самая большая длина шага - при гордости.

С попытками  найти связь между походкой и  качеством личности дело обстоит  сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

Просодические и экстралингвистические средства. Просодические и экстралингвистические  средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика - это  общее название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических  проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.

Просодическими  и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость  и недоверие обычно передаются высоким  голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком  диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушённым голосом, с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи также отражает чувства: быстрая  речь - взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Итак, нужно уметь  не только слушать, но и слышать интонационный  строй речи, оценивать силу и тон  голоса, скорость речи, которые практически  позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких  отношений, равенства социального  положения общающихся.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Проксемические  средства. Общение всегда пространственно  организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать  американский антрополог Э.Холл, который  ввёл сам термин "проксемика", буквальный перевод которого означает "близость". К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

Э.Холл описал нормы  приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

* интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких  людей;

* персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми  людьми;

* социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при  общении с чужими людьми и  при официальном общении;

* публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед  различными аудиториями.

Нарушение оптимальной  дистанции общения воспринимается негативно.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения:

Если общение  носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе - занимают угловую позицию; при кооперативном  поведении - занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны  стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.

Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально, оно:

* создаёт образ  партнёра по общению;

* выражает взаимоотношения  партнёров по общению, формирует  эти отношения;

* является индикатором актуальных психических состояний личности;

* выступает в  роли уточнения, изменения понимания  вербального сообщения, усиливает  эмоциональную насыщенность сказанного;

* поддерживает  оптимальный уровень психологической  близости между общающимися;

* выступает в  качестве показателя статусно-ролевых  отношений.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую  линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать "словесным действием".

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое  своеобразие словесного действия проявляется  в особенностях синтаксического  строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создаётся рядом психотехнических приёмов:

а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй  словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);

б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задаёт себе вопрос и сам на него даёт ответ);

в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);

г) эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);

д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка  слов).

Качество и  эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность  зависят от того, насколько субъект  владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника  речи - это система индивиндуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические  и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы эффективного пользования  лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические  средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические  и экстралингвистические - его выразительность.

Интонация и  тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. быстрый темп затрудняет возможность  сосредоточить внимание на логике и  содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает  процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические  действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика - это  динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика - это  динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания. 
Заключение

Как только не именовали  человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся.  По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как  постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

 

Список используемой литературы:

 

1. Бодалев А.А.  Личность и общение. М., 1983.

2. Леонтьев А.А.  Психология общения. М., 1999.

3. Интернет-ресурсы.

Информация о работе Средства и виды общения