Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Краткое описание

Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 28.50 Кб (Скачать)

    Введение

      В последнее время отводится большое значение изучению такого понятия как невербальные средства общения. Человек очень часто обращается к этому способу передачи информации, порой даже не осознавая этого. Если сознательно относиться к невербальным сигналам, то появиться возможность более эффективно использовать свою речь.

     Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

     По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

      Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:

 •  подтверждаем, поясняем или опровергаем  передаваемую словесным путем  информацию;

 •  передаем информацию сознательно  или бессознательно;

 •  выражаем свои эмоции и чувства;

 •  регулируем ход разговора;

 •  контролируем и воздействуем  на других лиц;

 •  восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде. 

     Цель данной работы - описание мимики и жестикуляции как невербальных элементов, которые мы используем в процессе общения

Объект  – невербальные средства общения как способ передачи информации

Предмет – мимика, жестикуляция как виды невербального общения, национальный характер жестов.

Задачи  работы: – изучить мимику и жесты как невербальные средства общения;

- описать  разновидности жестикуляции;

- рассмотреть  национальный характер жестов.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выделим основные невербальные элементы, на которые следует обращать внимание во время общения.

Мимика

     Главным показателем чувства говорящего является выражение лица. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

     Печаль отражают светлые брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

     Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать»  мимику собеседника. С другой стороны необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

    В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Следует следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция

    О многом может сказать и жестикуляция собеседника.

    Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывать их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

     В русском языке существует не мало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а так же различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, положа руку на сердце, приложить руку, погрозить пальцем, показать нос.  

     Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам.

     Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали большое внимание на жестикуляцию.

     А.Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

     Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание,

     Способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление.

     Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, вертит пуговицы.

     Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Не редко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

     В зависимости от назначения жесты подразделяются на: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

     Ритмичные жесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

Говорит, что воду цедит;

Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами.

     Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто.  Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

     Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, бить кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернутся спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные  жесты

     Можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жестов? В таки ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой то предмет из ряда однородных, показывает место – рядом, наверху, над ним, подчеркивает порядок следования – по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.      

     Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь – слева, где сердце, говоря: « У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственным человеком.

     Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров: Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Он хочет узнать который час. Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: « Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

     Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на  которое можно указать.

     Изобразительные жесты

     Изобразительные жесты появляются в случаях:

-         если не хватает слов, чтобы  полностью передать представление;

-         если одних слов недостаточно  по каким-либо причинам              (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность);

-         если необходимо усилить впечатление  и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

     Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты

     Примером может быть жестикуляция актера, заканчивая выступления, прощаясь с публикой. Самый частый жест – поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руками в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Такие жесты условны и называются они символическими. Некоторые из них имеют  вполне определенное значение.

     Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведены за голову, выражение превосходства. Руки в боки - символ непокорности. Обхватить руками голову – признак неприятности или беды.

     Символические жесты характерны для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) – сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражение; Никогда не соглашусь; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест  интенсивности – рука сжимается  в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Какая она упрямая; Он очень упорный. Известен так же жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками, ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражение: Нет, нет, нет!  Не надо, не надо, прошу вас;

Жест  противопоставления, антонимичности – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Одно окно на север, другое на юг; Нечего туда - сюда ходить.

Жест  разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это надо различать; Они  разошлись.

Жесты объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются  в ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте соединим усилия.

Национальный  характер жестов

     Если изобразительный жест связан с конкретными внешними признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это – приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию.

     Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо.

     О национальном характере некоторых жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернута к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты по дальше». Жители Европы воспринимают этот жест независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы.  Поэтому если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих странах Европы этот жест равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой гнев, показывает бармену-европейцу два пальца с повернутой ладонью к себе – знак оскорбительный, - а бармен в ответ на этот жест наливает две кружки пива. 

Информация о работе Невербальные средства общения