Невербальное средство общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:45, реферат

Краткое описание

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Оглавление

Введение 3
1.Место невербальных средств в процессе общения 5
2. Невербальное общение 7
3.1. Голос 11
3.2. Внешний вид 12
3.3. Жесты 12
3.4.Поза 13
3.5. Ориентация 15
4. Сигналы, посылаемые глазами и губами 17
5. Невербальные средства повышения делового статуса 19
6. Национальный колорит в жестах 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

невербальное общение.docx

— 111.34 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ»

 

Ижевский  филиал

 

Кафедра

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине

“Деловое  общение”

на тему

“Невербальное средство общения”

 

 

Выполнила студентка

Группы     шифр

 

Руководитель

канд. психол.наук, доцент

Каримова  Н.А.

 

 

 

Ижевск - 2011

 

Оглавление

Введение 3

1.Место невербальных средств в процессе общения 5

2. Невербальное общение 7

3.1. Голос 11

3.2. Внешний вид 12

3.3. Жесты 12

3.4.Поза 13

3.5. Ориентация 15

4. Сигналы, посылаемые глазами и губами 17

5.  Невербальные средства повышения делового статуса 19

6. Национальный колорит в жестах 21

Заключение 23

Список  использованной литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Невербальное  общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые  не опираются на слова и другие речевые символы.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что  с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь  значимо, что говорится, а как  это делается.

И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника  означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них  это было единственным средством  общения на экране. Каждый актер  класси-фицировался как хороший  или плохой, судя по тому, как он мог  использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали  популярными звуковые фильмы и уже  меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а  на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными  способностями.

Учиться понимать язык невербального общения  важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические  знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального  общения. Во-вторых, знание этого языка  показывает, насколько мы умеем владеть  собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно  особенно тем, что оно спонтанно  и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

В социально-психологических  исследованиях разработаны различные  классификации невербальных средств  общения, к которым относят все  движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Следует отметить, что невербальное поведение  личности полуфункционально. Невербальное поведение

    • Создает образ партнера по общению;
    • Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
    • Является индикатором актуальных психических состояний личности;
    • Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
    • Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
    • Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и  умением правильно оценить поведение  участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько  участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся  друг к другу.

 

 

 

1.Место невербальных средств  в процессе общения

 

Можно начать с того, что невербальные компоненты общения являются частью ориентировочной  основы общения для оратора. Иными  словами, характер общения с самого начала частично задается пространственными  и некоторыми иными визуальными  “ключами”, причем в этом звене  совершенно несущественно, какое место  невербальные компоненты будут занимать в самом процесс общения. Однако невербальные компоненты общения могут  рассматриваться и с точки  зрения слушателя как часть ориентировочной  основы для его коммуникативной  деятельности. Под этим углом зрения невербальные “ключи” могут быть общими для оратора и слушателя, а могут быть значимыми лишь для  последнего; это часть таких “ключей”, которая с точки зрения оратора  входит в исполнительную фазу его  коммуникативной деятельности. Здесь  возникает основная для современных исследований невербального общения проблема соотношения невербального поведения и невербального общения как такового, т.е. неинтенциональных* и интенциональных* компонентов коммуникативной деятельности оратора. Эта проблема в последнее время детально анализировалась в специальной работе Мортона Винера и его сотрудников, которые предлагают все “поведенческие процессы” на четыре класса в зависимости от их места в процессе общения:

а) “поисковые процессы” (т.е. собственно ориентировочные);

б) процессы коррекции; оба эти класса определяют набор кода общения;

в) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, исходящие от оратора “запрашивающие” слушателя о понимании;

г) модуляции  сообщения, т.е. реакции на изменение  различных условий общения, в  том числе и на процессы, перечисленные  выше.

Уже по этой классификации видно, что проблема невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для оратора распадается на две: проблема статистических факторов, независимых от динамики процесса общения в группе, и проблема динамических факторов, возникающих в самом процессе общения[3, C.164].

Невербальные  компоненты общения могут выступать  и как часть исполнительной фазы общения, не будучи значимыми для  процесса общения в целом и  лишь дополняя, уточняя, изменяя понимание  сообщения реципиентом.

Наконец, они могут быть абсолютно незначимы  для слушателя, являясь своего рода издержками собственно коммуникативного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Невербальное общение

 

Общение, будучи сложным социально-психологическим, процессом

- взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным

каналам: речевой (вербальный - от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника [4, C.59 ]

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в

ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые  явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества  голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др.

Различают вербальное и невербальное общение.

Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, территориальное расположение).

Невербальное поведение  человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других [4, C.60 ].

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды Территориальное расположение)

Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды невербальных средств общения

В практической психологии существует множество классификаций невербальных    средств    общения.        Выделяются    следующие    виды невербальных средств общения

  1. Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие 
    в себя    мимику  (движение мышц лица),  пантомимику  (движение тела, 
    осанка, походка, позы), жесты и взгляд.
  2. Экстралингвистика    исследует    речевые     паузы,     других 
    вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп 
    речи, а паралингвистика - изучает систему вокализации, то есть качество 
    голоса, его диапазон, громкость, тембр, ритм, высоту звука, фразовые и 
    логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.

3. Такесика    изучает    прикосновения    в    процессе    общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание).

4. Просодика изучает интонации в речи (тон, интенсивность, 
длительность) и акцентуационно - ритмическое оформление речи фразовое 
ударение, синтагматическое ударение, логическое ударение, отличие от 
словесного   ударения).       Все   эти   дополнения   выполняют   функцию 
фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не 
посредством  дополнительных  речевых  включений,  а "околоречевыми" приёмами.

5. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство), выделяют следующие зоны в человеческом контакте:

  • интимная зона (0-45 см), в которую допускаются лишь близкие, 
    хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, не 
    громкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Нарушение 
    интимной зоны влечет определенные физиологические изменения: учащение 
    биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове;
  • личная зона (45-120 см), используется для обыденной беседы с 
    друзьями и коллегами и предполагает только визуально-зрительный контакт 
    между партнерами;
  • социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается в сфере деловых 
    отношений, непроизвольно ее размеры устанавливаются в том случае, когда 
    между собеседниками стоит обеденный или письменный стол. На таком 
    расстоянии друг от друга происходят все беседы, во время которых партнеры 
    не стремятся установить близкие отношения и речь идет о том или ином деле, 
    а не о человеке


  • публичная зона (свыше 400 см), это расстояние, которое обычно 
    отделяет   докладчика   от   его   слушателей,   подразумевает   общение   с 
    большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге. [4, C.62 ]

     

     

    Рис.1 Классификация  невербальных средств общений

     

     

     

    3.1. Голос

     

    Голос — это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе.

    В голосовой аппарат человека входят ротовая и носовая полости  с придаточными полостями, глотка, гортань  с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной  полости. Центральная нервная система  организует их функции в единый, целостный процесс звукообразования, являющийся сложным психофизическим  актом.

    Существует непосредственная взаимосвязь между голосом и  слухом: голос не может развиваться  без участия слуха, слух не может  развиваться без участия голосовых  органов. У глухого голос не функционирует, т. к. нет слуховых восприятий, и, соответсвенно, стимуляции речедвигательных центров.

    Информация о работе Невербальное средство общения