Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:45, реферат
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Введение 3
1.Место невербальных средств в процессе общения 5
2. Невербальное общение 7
3.1. Голос 11
3.2. Внешний вид 12
3.3. Жесты 12
3.4.Поза 13
3.5. Ориентация 15
4. Сигналы, посылаемые глазами и губами 17
5. Невербальные средства повышения делового статуса 19
6. Национальный колорит в жестах 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ»
Ижевский филиал
Кафедра
РЕФЕРАТ
по дисциплине
“Деловое общение”
на тему
“Невербальное средство общения”
Выполнила студентка
Группы шифр
Руководитель
канд. психол.наук, доцент
Каримова Н.А.
Ижевск - 2011
Оглавление
Введение 3
1.Место невербальных средств в процессе общения 5
2. Невербальное общение 7
3.1. Голос 11
3.2. Внешний вид 12
3.3. Жесты 12
3.4.Поза 13
3.5. Ориентация 15
4. Сигналы, посылаемые глазами и губами 17
5. Невербальные средства повышения делового статуса 19
6. Национальный колорит в жестах 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.
Чарли Чаплин
и другие актеры немого кино были родоначальниками
невербальной коммуникации, для них
это было единственным средством
общения на экране. Каждый актер
класси-фицировался как
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.
В социально-психологических
исследованиях разработаны
Следует отметить, что невербальное поведение личности полуфункционально. Невербальное поведение
Эффективность
общения определяется не только степенью
понимания слов собеседника, но и
умением правильно оценить
Можно начать
с того, что невербальные компоненты
общения являются частью ориентировочной
основы общения для оратора. Иными
словами, характер общения с самого
начала частично задается пространственными
и некоторыми иными визуальными
“ключами”, причем в этом звене
совершенно несущественно, какое место
невербальные компоненты будут занимать
в самом процесс общения. Однако
невербальные компоненты общения могут
рассматриваться и с точки
зрения слушателя как часть
а) “поисковые процессы” (т.е. собственно ориентировочные);
б) процессы коррекции; оба эти класса определяют набор кода общения;
в) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, исходящие от оратора “запрашивающие” слушателя о понимании;
г) модуляции сообщения, т.е. реакции на изменение различных условий общения, в том числе и на процессы, перечисленные выше.
Уже по этой классификации видно, что проблема невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для оратора распадается на две: проблема статистических факторов, независимых от динамики процесса общения в группе, и проблема динамических факторов, возникающих в самом процессе общения[3, C.164].
Невербальные компоненты общения могут выступать и как часть исполнительной фазы общения, не будучи значимыми для процесса общения в целом и лишь дополняя, уточняя, изменяя понимание сообщения реципиентом.
Наконец, они могут быть абсолютно незначимы для слушателя, являясь своего рода издержками собственно коммуникативного поведения.
Общение,
будучи сложным социально-
- взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным
каналам: речевой (вербальный - от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника [4, C.59 ]
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в
ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые
явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный
3. Выразительные качества
голоса: характерные специфические звук
Различают вербальное и невербальное общение.
Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, территориальное расположение).
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других [4, C.60 ].
При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды Территориальное расположение)
Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.
3. Виды невербальных средств общения
В практической психологии
существует множество классификаций неверб
3. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание).
4. Просодика изучает интонации в речи
(тон, интенсивность,
длительность) и акцентуационно - ритмическое
оформление речи фразовое
ударение, синтагматическое ударение,
логическое ударение, отличие от
словесного ударения).
Все эти дополнения
выполняют функцию
фасцинации: увеличивают семантически
значимую информацию, но не
посредством дополнительных
речевых включений, а "околоречевыми" приёмами.
5. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство), выделяют следующие зоны в человеческом контакте:
публичная зона (свыше 400 см), это
расстояние, которое обычно
отделяет докладчика от
его слушателей, подразумевает
общение с
большой группой людей - в лекционной аудитории,
на митинге. [4, C.62 ]
Рис.1 Классификация невербальных средств общений
Голос — это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе.
В голосовой аппарат человека
входят ротовая и носовая полости
с придаточными полостями, глотка, гортань
с голосовыми связками, трахея, бронхи,
легкие, грудная клетка с дыхательными
мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной
полости. Центральная нервная система
организует их функции в единый,
целостный процесс
Существует непосредственная
взаимосвязь между голосом и
слухом: голос не может развиваться
без участия слуха, слух не может
развиваться без участия