Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:59, реферат
Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.
При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальною окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящему. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.
Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении, какого-то политического деятеля, известного ученого, художника и старается изобразить его. Другими словами, оратор перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремится наглядно представить образ того, о ком рассказывает.
Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение «Меня это не касается». При слове меня используется указательный жест, (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом, (рука отбрасывается вперед от себя, ладонью вверх) не касается – символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).
Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».
Каждый из жестов в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческого усилия.
Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны.
Лучшим жестом считается тот, которого
не замечают, который органически сливается
со словом и усиливает его воздействие
на слушателей.
Заключение
Данная тема является весьма
актуальной для каждого
В данной работе мы
- походка, поза, визуальный контакт (кинесика), по которым многое можно узнать о человеке, его внутреннем состоянии;
- голосовые
характеристики (просодика – интонация
говорящего, тембр голоса и
- прикосновения в ситуации общения (такесика) такие как рукопожатие, поцелуй и т.д.;
- дистанция между партнерами в момент общения и т.д.
Литература
1. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986.
2. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992.
3.
Социальная психология и этика делового
общения: Учебное пособие для вузов/ под.
ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт,
ЮНИТИ, 1995.