Невербальные элементы в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре “Пиз Трейнинг Корпорейшен” в Австралии. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОВЕДЕНИЕ
2. ДВИЖЕНИЯ
3. РАЗДРАЖИТЕЛИ И РЕАКЦИИ
3.1 Раздражители
3.2 Реакции
3.3 Психосоматические реакции
4. ЗОНЫ
4.1 Зоны дистанций
4.2 Запретные зоны
5. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5.1 Виды, темпы и направления движений
5.2 Мимика
5.3 Лоб
5.4 Глаза
5.5 Брови
5.6 Нос
5.7 Рот
5.8 Улыбка
5.9 Голова
5.10 Плечи
5.11 Верхняя часть туловища
5.12 Нижняя часть туловища
6. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
6.1 Различные положения рук
6.2 Пальцы
6.3 Жесты “рука – лицо”
6.4 Жесты “рука – рука”
7. ОДЕЖДА
8. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
8.1 Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
8.2 Жесты, используемые женщинами для привлечения внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Невербальные элементы в общении.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

“переполненного сарказмом” человека.

Кривая  улыбка (усмешка) . При кривой усмешке (или фальшивом смехе) только один из уголков рта либо

приподнимается, либо опускается. Проявляемое таким  образом органическое рассогласование  выражает

состояние внутреннего разлада. Эта улыбка дает возможность скрыть подлинное  мнение за напускным

дружелюбием (например, когда начальник или уважаемое лицо рассказывает какой-нибудь анекдот и сотрудникам

из вежливости приходится смеяться, хотя и сам  анекдот был уже не новым, да и  смешного в нем было мало) .

Уничижительная  улыбка. При такой улыбке уголки рта немного опущены. Форма рта  выражает

одновременно  утверждение и отрицание. Уничижительная улыбка является ослабленным вариантом

язвительной. Так улыбается человек, настроившийся  на юмор висельника или отказывающийся от всего, а также

высокомерно-ироничный, всезнающий или  злорадствующий по тому или иному поводу.

5.9 Голова

Голове  как носителю важнейших органов  человека особое значение отводится  и в динамичном языке тела.

Многочисленные  выразительные модели поведения  проявляются, например, в том, что  для улучшенного

восприятия  голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в

сторону, а  при сближении – склоняется вперед.

Голова, свисающая  без напряжения. В просторечии  говорят: “Он голову повесил” . Таким  образом

выражаются  безволие, апатия, отсутствие порыва и безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной

мышцы голова падает на грудь.

Склоненная  голова. Если при этом взгляд обращен  вниз, то тогда подобное поведение  можно истолковать

как подчинение. Если такой наклон головы используется при приветствии, то в таком случае мы имеем дело с

сознательным, соответствующим вежливости подчинением, т.е. символическим подчинением. В  сочетании с

поклоном  так выражается отказ от проявления своей воли или же молчаливое одобрение. В зависимости от

степени наклона головы и продолжительности отсутствия зрительного контакта можно говорить либо о нечистой

совести, либо о стыдливости, либо о проявлении подчинения.

Взгляд  исподлобья при склоненной голове сигнализирует  о готовности к борьбе, агрессивности, выдает

чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то по нему

можно сделать  вывод о коварстве или же об осознании своей вины. Таким образом  осуществляется наблюдение,

полное  ожидания, или скрываемый поиск слабых мест у кого-то другого. Склоненная голова может также

сигнализировать и о задумчивости. В сочетании  с широко раскрытыми глазами, расслабленными мышцами шеи и

положением  глаз, когда зрительные оси почти  параллельны друг другу, так проявляется  состояние, если вы

“напали на какой-то след” .

Поднятая  голова. Тот, кто представляет перед  вами с поднятой головой, чувствует  себя свободным и

уверенным, не испытывая страха. В соответствии с этим поднятие головы означает чувства  собственного

достоинства и готовности приступить к какому-либо делу. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий

вдох. Такое  одновременное пополнение запасов  воздуха свидетельствует о наличии  воли к действию и

готовности  к откровенному разбирательству. Если голова задирается вверх, тем самым  выражается гордая

неприступность  и заносчивость. Это производит также  вызывающее впечатление на окружающих.

Вяло откинутая  назад голова. Если голова, которую  держали прямо, вяло откидывается назад, это является

выражением самоотдачи. В отличие  от подчинения, когда опускание головы наряду с уменьшением воздействия

приводит  и к одновременной защите шеи, в данном случае беззащитно отдаются во власть другого человека. По

данной  позе можно также судить, что тот  или иной человек пребывает во власти воспоминаний, удовольствий,

испытываемых  при наслаждении тем или иным видом искусства, и т.п. В сочетании  со смехом подчиненность

трансформируется  в наигранность и выражает беспомощность.

Голова, расслабленно откинутая назад. В таком положении  говорят о снижении концентрации внимания,

нередко оно  наблюдается у людей в мечтательных состояниях и при созерцательном поведении. Если такое

положение головы “не вписывается” в ситуацию, неадекватно ей, то мотивами подобного  поведения могут быть

мягкотелость, ленность и жажда наслаждений.

Запрокидывание  головы. В качестве спонтанного движения такое поведение в большинстве  случаев

возникает как реакция на соответствующий  раздражитель. Так демонстрируется  смелость, например, артистами

цирка, когда  они собираются на верхнюю трапецию. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы

производит  впечатление наглости, а при повороте всего корпуса в сторону визави еще к тому же и навязчивости.

Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения. В таких случаях

подобным  образом могут быть выражены решительный  протест и оскорбление чувства  чести собственного

достоинства.

При спокойном  варианте исполнения можно сделать  вывод об авторитарном поведении  превосходства.

Так может  быть выражено либо безмолвное приглашение, либо немой вопрос.

Голова, выставленная вперед. Смысл этого жеста заключается  в том, чтобы приблизить органы чувств к

источнику раздражения. Таким образом выставленная вперед голова свидетельствует о  наличии интереса. Голова,

выставленная  вперед, используется также при угрожающем поведении. Она как бы демонстрирует: “Я

воспринимаю все раздражители, передаваемые тобою, и не боюсь их” .

Поворот головы. Полный поворот головы и легкое напряжение свидетельствует о заинтересованности,

выражаемой  без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей. При неполном повороте головы не все

лицо обращено к партнеру. Из-за неполного поворота головы зрительный контакт устанавливается  при помощи

взгляда, направленного  из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При

сдержанном  проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или

партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое  поведение воспринимается как

оскорбительное.

Отворачивание головы. Такое уклоняющееся движение свидетельствует о том, что заинтересованность в

том или ином объекте отпала. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно

важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено

сильное напряжение. При варианте исполнения из стороны  в сторону отворачивание головы превращается в

отрицательный сигнал. Отворачивание за счет поворота головы может, таким образом, иметь  следующие

значения: “Нет, я не могу” , “Я не знаю” и “Я не стану” .

5.10 Плечи

Плечи используются главным образом для выделения  и уточнения прочих сигналов. Они  могут находится

в следующих  положениях:

приподняты, если по соображениям общей опасности  и неуверенности защита шеи представляется

необходимой;

опущены, если шея должна быть открыта как сигнал свободы и уверенности в себе;

подниматься и опускаться, если хотят выразить сомнение и задумчивость, изменения  в плане защиты и

открытости  шеи;

отведены  назад, если грудь хотят выставить вперед, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и

мужество;

“провисать  вперед” , когда человек словно проваливается  сам в себя, приобретая “жалкий  вид” , выражая

отчаяние  и чувство слабости;

выставлены  вперед, когда страх и ужас приводят к уменьшению площади, открытой для нападения;

подниматься и опускаться с одной стороны, когда фраза “я не знаю” выражается с подчеркнутым чувством

сожаления.

5.11 Верхняя  часть туловища

Многие  движения верхней части туловища интерпретируются в их взаимосвязи с дыханием. Происходящее

при глубоком вдохе увеличение размеров верхней  части туловища приводит к нарастанию силы и

предприимчивости.

“Он задается”  – эта фраза больше ассоциируется  с хвастливым “выпячиванием груди” и напоминает

“преувеличенное”  воздействие в смысле угрожающего поведения или поведения по привлечению к себе

внимания.

По аналогии с этим сужение грудной клетки объясняется выдыханием воздуха. Параллельно  с выдыханием

воздуха происходит спад чувства испытываемой силы и собственного достоинства. “Он замыкается в себе” – так

можно характеризовать  поведение человека, который не может  найти выхода из сложившейся ситуации. Если

“замыкание” становится долговременной позой для  верхней части туловища, то тогда  можно утверждать, что

этому человеку присущи слабость, боязливость, уныние и пассивность.

Таблица 5.1

Сигналы верхней  части туловища

Верхняя часть  туловища, наклоненная

вперед, свидетельствует  о:

Верхняя часть  туловища, отведенная назад,

свидетельствует о:

сближении,

отступлении,

интересе,

отсутствии интереса (или занятости своими

мыслями) ,

нападении,

“бегстве” ,

запланированной активности.

отсутствии  какой бы то ни было активности в

отношении своего партнера.

5.12 Нижняя  часть туловища

В случае угрозы мы защищаем органы, расположенные  в нижней части живота, всеми имеющимися в

нашем распоряжении средствами, например коленями, руками или кистями рук. Мы втягиваем  живот в себя,

наклоняем верхнюю часть туловища вперед или  напрягаем мышцы живота. Если описанное  поведение

представляет  собой поведение защиты, то тогда по соответствующим движениям можно судить о боязливости,

озабоченности и напуганности.

То, каким  образом ведет себя нижняя часть  туловища, приобретает дополнительное значение в связи с

сексуальностью. По той простой причине, что в  нижней части туловища расположены половые органы, таз

представляет  собой самую интимную зону человека. Эта область демонстрируется  неохотно, а если уж и

демонстрируется, то с однозначным  смыслом.

 

6. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и

которые могут  сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие

(усиливающие) , демонстративные и касательные  жесты.

Указательные  жесты направлены в сторону предметов  или людей с целью обратить на них внимание.

Подчеркивающие  жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при  этом

положению кисти руки. Демонстративные жесты  поясняют положение дел. При помощи касательных жестов

хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются

также для  ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения

головы, рук  или кистей, которые совершаются  сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут

превратиться  в непроизвольные жесты. Непроизвольными  жестами являются движения, совершаемые

бессознательно. Часто их обозначают также как  рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как

правило, они  бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти  виды жестов могут сопровождать, дополнять  или заменять какое-либо высказывание.

Сопровождающий  высказывание жест является в большинстве  случаев подчеркивающим и уточняющим.

6.1 Различные  положения рук

Ладони  вверх. Такое положение кисти  руки необходимо в случае получения  чего-либо. Поэтому в

пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого  изложения и

передачи  чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень

требовательности.

При сомкнутых  пальцах увеличенная плоскость  ладони как бы усиливает требование (призыв) что-либо

положить  в нее. Если пальцы чуть согнуты таким  образом, что возникает подобие чаши, то требование

(приглашение)  что-нибудь вложить в нее дополнительно  символически усиливается.

Большую по размерам чашу и соответственно выражение  позы повышенного ожидания можно  получить,

используя две руки. При этом края ладоней  могут смыкаться друг с другом. Такие вытянутые, с повернутыми вверх

и слегка согнутыми  ладонями кисти рук можно часто  наблюдать у выступающих перед  публикой, приглашающих

ее к одобрению своего выступления. Показ ладоней и позитивное оценивание такого образа действий могут быть

обоснованы  и с позиций исторического  развития. Тот, кто показывает ладони, как бы говорит тем самым: “Я иду

без оружия и с мирными намерениями” .

Ладони  вовнутрь. В таком положении ладонь служит как бы инструментом, которым  наносят удар, в том

числе при  символическом “разрушении” проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

Ладони  вниз. При таком положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы  или задавить ростки

чего-то пробивающегося вверх, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это

представляет  собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность “сдержать” настроение,

взять его  под контроль.

Кулак. Мы сжимаем  пальцы в кулак, сгибая их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение

Информация о работе Невербальные элементы в общении