Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа
Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре “Пиз Трейнинг Корпорейшен” в Австралии. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОВЕДЕНИЕ
2. ДВИЖЕНИЯ
3. РАЗДРАЖИТЕЛИ И РЕАКЦИИ
3.1 Раздражители
3.2 Реакции
3.3 Психосоматические реакции
4. ЗОНЫ
4.1 Зоны дистанций
4.2 Запретные зоны
5. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5.1 Виды, темпы и направления движений
5.2 Мимика
5.3 Лоб
5.4 Глаза
5.5 Брови
5.6 Нос
5.7 Рот
5.8 Улыбка
5.9 Голова
5.10 Плечи
5.11 Верхняя часть туловища
5.12 Нижняя часть туловища
6. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
6.1 Различные положения рук
6.2 Пальцы
6.3 Жесты “рука – лицо”
6.4 Жесты “рука – рука”
7. ОДЕЖДА
8. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
8.1 Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
8.2 Жесты, используемые женщинами для привлечения внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для лукавых, шельмоватых, ловких, хитроумных и в то же время для тщеславных, навязчиво-нахальных людей, а
также для мошенников.
Глаза, закрытые без напряжения. Во время сна и/или при желании не воспринимать больше никаких
впечатлений глаза закрываются без особого напряжения. Тем самым выражается самоизоляция от внешних
впечатлений и уход в себя. Тот, кто закрыл глаза, не хочет, чтобы его беспокоили. Причиной этого могут быть:
раздумья и желание получить наслаждение (например, на концерте) . Непринужденное закрывание глаз может
быть использовано для подачи сигнала. Закрытые глаза выражают, что в дальнейшей ориентации нет
необходимости, что все понятно.
Движение веками. Выразительная шкала движений век весьма обширна. Поэтому становится ясно, из-за
чего многие сигналы и реакции языка поз связаны именно с глазами. У мужчин имеется в распоряжении более
многочисленный набор сигналов, передаваемых с помощью глаз, чем у женщин. Это объясняется тем, что глаза
являются ярко выраженным средством привлечения внимания, а роль чего-то активно добивающегося человека
больше все же подходит мужчине, чем женщине.
Мигание – это подчеркнуто вынужденная реакция на воспрепятствование, что может быть обусловлено
физически каким-либо инородным телом, но также и негативной причастностью к чему-либо, неуверенностью,
смущенностью, нечистой совестью и нервозностью, т.е. какими-то психическими процессами.
Взгляд прищуренным (приоткрытым) глазом. Служит для недоверчивого контроля, говорит о
навязчивости и выражает, пожалуй, даже садизм и агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных
негативных намерениях, коварстве или угрозе. Собственный взгляд при этом прямолинейно испытующ, а
приоткрытое веко затрудняет партнеру получить желаемую информацию. Прибегая к такому взгляду, хотят
выяснить намерения других и в то же время скрыть свои. Такой взгляд производит неприятное, колючее,
холодное впечатление.
Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое расстояние. Параллельное положение глаз говорит о
том, что
перед вами задумчивый человек, погруженный
в мир собственных
воспринимает то, что происходит вокруг него. При случайных встречах с другими людьми он словно не замечает
их. Преднамеренно этот взгляд используют в тех случаях, когда кому-то хотят продемонстрировать, что он для вас
пустое место.
Прямой взгляд. Он больше всего подходит для установления зрительного контакта с симпатичными вам
людьми. В
человеческих взаимоотношениях этот взгляд
свидетельствует о
отношении, в особенности если в сторону партнера обращено лицо. В случае взаимного поворота друг к другу лиц
взгляды встречаются на приблизительно одинаковой высоте. Это говорит о том, что собеседники общаются как
бы на одном уровне, признавая себя равноправными партнерами. Прямой взгляд широко открытых глаз прямо в
лицо другого человека свидетельствует о готовности откровенного и прямого общения. Без всяких тайных причин
и околичностей такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере.
Взгляд сверху вниз. Он может быть обусловлен разным ростом собеседников или разницей в занимаемых
ими позах. Этот взгляд увеличивает расстояние между партнерами и придает хозяину взгляда чувство
превосходства, а тому, на кого смотрят, – чувство неуверенности. Он может возникать из-за высокомерия,
гордости, стремления властвовать, заносчивости и презрения.
Взгляд снизу. Может быть обусловлен невысоким ростом, соответствующей позой или опущенной головой.
Если такое направление
позы или при помощи других вспомогательных средств предпринимается попытка установления прямого
направления взгляда. Если причина в занимаемой позе, то тогда тот, кто чувствует себя слабее, будет стремиться
занять такое положение, которое делает возможным прямой взгляд.
Взгляд снизу, обусловленный склоненной головой, выражает позу подчинения или нападения. При этом
полного подчинения, когда зрительный контакт был бы оборван, не предполагается. Тот, кто ведет себя таким
образом, несмотря на склоненную голову, все же хочет видеть своего визави. Поэтому в этой позе все-таки
заключена определенная доля недоверия и готовности к действию.
Косой взгляд. Может быть направлен как сверху, так и снизу. В первом случае он выражает
снисходительность и презрение, во втором говорит об угодничестве. Косой взгляд бросают так, чтобы не
попасться при этом. Уклончивый взгляд можно считать своего рода переходным элементом между прямым и
косым. Такая уклончивость сигнализирует о бегстве, вытекающим из чувства подчиненности кому-либо.
Уклончивый взгляд часто наблюдается в тех случаях, когда не хотят устанавливать зрительный контакт с другим
человеком.
Косой взгляд служит также для тайного наблюдения. Прямой взгляд, полный разворот лица, слишком явно
демонстрировал бы, чем вызван интерес. При склоненной набок голове ввести в заблуждение гораздо легче. Если
вы попадаетесь, то взгляд можно отвести, не меняя положения головы. Подлинный смысл этого взгляда выдают
мимика, положение тела, напряжение.
Также этот взгляд служит в качестве укрытия от оптических раздражений. Так можно объяснить, например,
состояния, выражаемые с помощью косого взгляда: как приподнятость, религиозная благость и жертвенность.
Такой взгляд часто используется во время разговоров по телефону, чтобы можно было сильнее
сконцентрироваться на том, о чем идет речь.
Блуждающий взгляд. Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо – при отсутствии
поиска – его отсутствие. В соответствии с той быстротой, с которой взгляд блуждает, можно судить и о
любопытстве, и о конкретном поиске чего-либо, и о повышенной раздражимости, производимой впечатлениями,
и об упрощенном переживании или болезненно ускоренной реакции. Если блуждение взгляда происходит
вертикально по поверхности лица, когда наблюдается прямолинейное поднимание и опускание головы вверх-
вниз, то это сигнализирует о повышенном интересе. В сочетании с улыбкой такой взгляд означает восхищение.
Если взгляд сопровождается целенаправленно “прохладной” мимикой, тогда создается впечатление трезвого
взвешивания, оценки, даже обиды.
Фиксированный взгляд. При фиксированном взгляде в большинстве случаев наблюдается сужение круговой
мышцы и концентрированное напряжение мимики. Такой взгляд, направленный на собеседника, выражает
осознание собственной силы и воздействия. У таких людей, выступающих перед аудиторией, наблюдается
фиксация взгляда на какой-нибудь точке в пространстве.
Так, при общении, при повороте зрачка в стороны 1,2,3 мы имеем дело с воспоминанием о чем-либо, а при
повороте в стороны 4,5 и 6 – с представлением чего-либо.
5.5 Брови
Наморщенные брови обычно связаны с напряжением, критикой, неудовольствием, выходящем за рамки
нормального физической или духовной деятельностью, гневом, бешенством и потрясением. Брови в виде
выпуклого полумесяца – наоборот – выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в
сочетании с улыбкой – радость, удовольствие.
5.6 Нос
Нос является частью лица, мало подверженной изменениям. Это обстоятельство послужило причиной
того, что
многие физиогномисты считали его
форму тесно связанной с
темпераментом.
По моему мнению, анализу можно подвергать лишь те формы носа, которые сложились в результате
мышечной активности на протяжении жизни. Исходя из того, что нос функционально предназначен для дыхания
и восприятия запахов, можно сделать вывод, что при раскрытых ноздрях запахи могут восприниматься более
интенсивно, чем при зажатых. Таким образом, ноздри служат для повышенного восприятия впечатлений.
Если наморщить нос, то наискосок к спинке носа появится скопление морщин. Они свидетельствуют об
отвращении, смущении, дискомфорте и неприязни. Процесс наморщивания носа являет собой составную часть
реакции на горечь, когда немного приподнимается и верхняя губа. При частом активизировании задействуемых
мышц образуется так называемая морщина чувствительного человека. При этом верхний кончик носогубной
складки глубже врезается в угол носа. Если носогубная складка отчетливо заметна не только в своей верхней
части, но и на участке от уголков носа до линии рта, то тогда ее называют также “интенсивной складкой” . Она
сигнализирует об энергичности, жизненной силе и способности переносить большие нагрузки.
5.7 Рот
У человека рот служит не только для приема пищи и речеобразования, но он также в значительной степени
определяет выражение лица. Рот – самая подвижная часть лица. Он – центр любой улыбки и всякой боли. Губы,
выпяченные вперед, следует расценивать как враждебный выразительный сигнал, а если они поджаты, то это уже
символ ухода в себя, производящий скорее впечатление испуга. Если поджатые губы напряжены, сжаты, этим
выражается бессильный гнев. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений
дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят
положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Если рот скривлен в одну сторону и это не вызвано
состоянием здоровья, то тогда можно говорить о склонности данного человека к издевательскому и
презрительному отношению.
Приоткрытый, ненапряженный рот с полными губами является, с одной стороны, дружелюбно-любезным,
а с другой – смущенным, растерянным. Напряженный рот с выпяченными губами при позитивной оценке
свидетельствует о желании испробовать что-то на вкус, а при негативной – о вожделении. Напряженный рот с
тонкими губами в позитивном плане “выдает” скромного, выжидающего человека, а в негативном – замкнутого,
склонного скорее к отказу. Судорожно сжатый рот с прикушенными губами при позитивной оценке “выдает”
человека решительного, способного добиваться поставленной цели, а при негативной – грубого, необщительного.
Подергивание и дрожание рта является сигналом тревоги, предупреждением о повышенной нервозности и
призывающим к осторожности.
Опущенные уголки рта Дарвин называл “рудиментом плачущего человека” . Такие уголки рта являются
элементом реакции горечи. Треугольная мышца, называющаяся также “мышцей печали” , оттягивает уголки рта
вниз. Расслабленно опущенные вниз уголки рта свидетельствуют о безрадостном состоянии, печали,
разочаровании и болезненном отказе от чего-то. Нередко они являют собой выражение негативной жизненной
установки. Это выражение характеризуют также словами “у него вытянулось лицо” . Если уголки рта оттянуты
вниз с напряжением, то таким образом изображается активная поза обесценивания, недооценивания чего-либо,
отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности, занудства, скепсиса, иронии и угрюмости. А если мы
имеем дело
с комбинацией опущенных
раздраженности.
5.8 Улыбка
Можно допустить, что улыбка возникла из первоначально угрожающего жеста “оскала зубов” . Диапазон
вариантов охватывает как едва заметное движение уголков рта, открытую улыбку, так и обезоруживающую
улыбку. У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся,
дружелюбное выражение.
Непринужденная улыбка. Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени
она является выражением наивной, чистой радости. Такая улыбка является самой очаровательной формой в
мимическом репертуаре, обладая исключительно приятным для окружающих содержанием.
Вынужденная деланная улыбка. Такая улыбка “по заказу” превращается в движение намерения с довольно
небольшим содержанием чувства. Она неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает. Из-за этого
скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам “по заказу” относится также и
улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве
компенсации, например при выражении сочувствия.
Приторная улыбка. Этот вид улыбки можно установить по чуть более заметному растяжению губ. Поэтому
такая улыбка производит утрированное, слегка наигранное впечатление, выражая больше того, что испытывают
на самом деле.
Усмешка. Основное различие между улыбкой и усмешкой заключается в том, что губы остаются
сомкнутыми в довольно напряженном состоянии. За счет этого в этом виде улыбки выражается некоторое
волевое усилие. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству. Сжатые
губы выражают отстраненность. Нередко усмешка содержит в себе и ехидное выражение. В таком случае она
превращается в мимическое выражение радости по поводу того, что должно держаться в тайне.
Ухмылка. Это улыбка – гримаса. По такой улыбке можно судить о том, что перед вами наглец, мерзавец
или провоцирующий коварный человек. Опущенные вниз уголки рта (“кислая” реакция) придают лицу выражение