Невербальные элементы в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре “Пиз Трейнинг Корпорейшен” в Австралии. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОВЕДЕНИЕ
2. ДВИЖЕНИЯ
3. РАЗДРАЖИТЕЛИ И РЕАКЦИИ
3.1 Раздражители
3.2 Реакции
3.3 Психосоматические реакции
4. ЗОНЫ
4.1 Зоны дистанций
4.2 Запретные зоны
5. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5.1 Виды, темпы и направления движений
5.2 Мимика
5.3 Лоб
5.4 Глаза
5.5 Брови
5.6 Нос
5.7 Рот
5.8 Улыбка
5.9 Голова
5.10 Плечи
5.11 Верхняя часть туловища
5.12 Нижняя часть туловища
6. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
6.1 Различные положения рук
6.2 Пальцы
6.3 Жесты “рука – лицо”
6.4 Жесты “рука – рука”
7. ОДЕЖДА
8. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
8.1 Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
8.2 Жесты, используемые женщинами для привлечения внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Невербальные элементы в общении.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс

волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и  обращается к собственному

Я. Но кулак  – это и своего рода оружие. В  положении “кулак” кисть руки “сложена” до своих минимальных

размеров.

Означает  ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать  по

сопровождающей  ее мимике.

Разжатые  кисти. Кисти рук, когда из них  что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны

более удерживать это. Поэтому возникшая подобным образом окончательная форма  выражает нерешительность.

Вместе  с бессильно свисающими руками и  опущенными плечами складывается впечатление  болезненного

отречения (от чего-то) , скепсиса или отчаяния. Если кисть разжимается в бурном порыве и в окончательном

положении пальцы растопырены, это выражает жесткое  и презрительное отношение.

Схватывающая  рука. Этот жест означает стремление ухватить что-либо, символическое желание  уяснить,

что же это такое, и не упустить свой шанс. Схватывающая кисть может поэтому служить выражением или

скупости  и жадности, или же усилия подыскать  слова и не упустить какую-то мысль. Обхватив и держа что-либо,

кисть выражает чувство пребывания в опасности.

Заложить  руки за спину. Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет

никого  беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, вы как бы на

некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поэтому данная поза, сохраняемая длительное

время, часто  наблюдается у сдержанных, пассивных  и склонных к созерцанию людей.

Руки в карманах. Если руки засунуты (спрятаны) в карманы, то у собеседника  может возникнуть чувство

опасности. Он больше не в состоянии уследить за возможными приготовлениями к нападению. Поза “руки в

карманах” может нести и компенсационную  нагрузку при желании скрыть или  преодолеть в себе внутреннюю

неуверенность. В ходе разговора такой образ  действий как бы говорит о том, что собеседник больше не хочет вас

слушать и, действуя по-прежнему, реагировать  на ваши намерения.

6.2 Пальцы

Пальцы  служат в основном для выделения  жестов. Собственно свое значение жест приобретает только

после принятия пальцами того или  иного положения. Но существуют и  чисто пальцевые жесты, когда  кроме

пальцев больше ничто не задействовано  и положение кисти не имеет  никакого значения. Так, например, знак “V”

(два растопыренных пальца) , обозначает  “victory” (“победа” ) , а знак с поднятым вверх большим пальцем

означаем  “о' кей” , все в порядке.

Еще один вариант  использования пальцев мы наблюдаем  на примере тайных или символических  языков, в

частности в языке глухонемых. В нем при  помощи пальцев воссоздаются отдельные буквы или передаются

символы, которые  могут быть понятны теми, кому известен соответствующий код.

Большой палец. Этот палец известен как палец  “давления” . Как символ власти и  силы большой палец

становится  важнейшим признаком демонстрации превосходства того или иного человека. Большой палец,

свободно  лежащий в состоянии покоя, свидетельствует  об отсутствии какого бы то ни было сигнала. Большой

палец, зажатый  ладонью, говорит о том, что особая активность в данный момент либо подавляется, либо не

должна  проявляться.

Указательный  палец. Символизирует волю и инициативное действие. Именно поэтому он используется в

большинстве указательных сигналов. К ним относятся: поворот корпуса, взгляд в соответствующем  направлении,

кивок в  ту или иную сторону и указывание большим пальцем. Если мы хотим указать точно в цель, то тогда мы

пользуемся  указательным пальцем.

Поднятый  вверх и застывший в этом положении  палец служит для обозначения  знака “Внимание!” . Он

обладает  как бы двойственным воздействием. Его основное значение – оружие, а дополнительное – удлинение

поднятой  руки, т.е. в одном и том же месте  сочетаются угроза и увеличение в  размерах.

Если кто-нибудь подзывает нас, помахивая указательным пальцем, то тогда мы сталкиваемся с  таким его

значением, используемым в приказной форме, как “палец - указка” . Если указательный палец поднять вверх и

покачать  из стороны в сторону, то в такой  позиции он заменяет голову, которой  покачивают при отрицании, т.е.

он как бы отмахивается от того или иного действия.

Использование нескольких пальцев. Например, соприкосновением большого пальца с указательным при

оттопыренном  мизинце как бы устанавливается  контакт с осязанием и выражается что-то небольшое, изящное и

ценное. Такие  жесты мы можем наблюдать у  гурманов или сибаритов.

Если пальцы обеих рук как бы образуют островерхую  крышу, то в таком случае что-то должно быть

защищено. Если большой палец поднимается  вверх, а указательный вытягивается вперед, то возникает “жест

пистолета” , по которому можно сделать вывод  о внутренней агрессивности и еще не предъявленных аргументах

(“готовность  к выстрелу” ) .

6.3 Жесты  “рука – лицо”

Ладони  наших рук превосходно приспособлены  и для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах

“рука –  лицо” присутствует желание что-нибудь скрыть. Если кто-то смеется “в ладошку” , это значит, что он не

хочет, чтобы  смех заметили. Лицо закрывают при  чувстве смущения, либо стыда или  же когда хотят

демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься.

Количество  жестов “рука – лицо” заметно  возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать.

Наиболее  часто встречавшимися у “лжецов” движениями являются следующие: поглаживание подбородка,

прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос  на голове, потягивание за мочку

уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Символически эти движения означают либо

самонаказание, либо успокаивание, либо маскировку.

Рука –  ухо. Целевые жесты, выполняемые  за счет прикладывания одной или  обеих рук к ушам, служат для

увеличения  ушных раковин и должны как бы помочь уловить побольше акустических сигналов. Полную

противоположность этому представляет тот случай, когда  кто-нибудь прижимает свои руки к  ушам, чтобы

скрыться  от шума. Символически зажатие ушей может также означать стремление перебить возражающего вам

человека, как бы говоря: “Я совсем не хочу слушать  то, что ты говоришь” .

Рука –  нос. В большинстве случаев прикосновение  к носу представляет собой знак проявления смущения,

застигнутости врасплох или боязни оказаться застигнутым  врасплох. Примечательно, что касания носа и ложь или

попытка солгать  очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно  в стрессовых

ситуациях, т.е. когда мысли не соответствуют  внешне сохраняемому спокойствию.

Рука –  рот. Жест “рука – рот” свидетельствует, как правило, о тенденции к сдержанности. Бессознательно

хотят что-то “замять” или скрыть то или иное выражение лица. Наряду с этими  позами замкнутости

прикосновение к губам может  также являться символом поисков  нежности. Это особо подчеркивается тем, что

костяшки  пальцев или сами пальцы прикасаются  к губам.

Пальцы, засунутые  в рот. Если взрослый засовывает палец  в рот или прикладывает его  к уголку рта

(усеченный  вариант данного жеста) , то тогда  мы как бы возвращаемся в  раннее детство. Предположительно с

этим же значением мы имеем дело и в  тех случаях, когда в рот берут  шариковые ручки, карандаши, дужки  очков и

другие  схожие предметы. Если такое поведение  наблюдается довольно часто, это  значит, что еще не произошло

окончательного  разграничения функций органов чувств.

Подобное  предположение не следует делать лишь в том случае, если наблюдаются  дополнительные

симптомы  концентрации внимания. Так выражаются, например, неожиданность, замешательство, удивление,

несообразительность, наивность, растерянность. Тот, кто ведет себя таким образом, рассчитывает, что ситуация

прояснится  сама собой.

Если вытянутый  указательный палец кладется на краешек  губы, то тогда на подмогу бессознательно

призывается осязание и/ или чувство вкуса. Этот намек дает понять: ищу помощи, испытываю неуверенность и

беспомощность.

Рука –  глаза. Поднести руки к глазам (к  лицу) , значит выразить отвращение, боль, но в то же время и

примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость.

Рука –  лоб. Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, то таким образом должно быть обеспечено

отгораживание (экранирование) от нежелательных раздражителей. Этот жест используется для выражения

концентрации. Вытянутый указательный палец, касающийся виска, служит знаком того, что “ты спятил” или” у

тебя гайки  разболтались” . В первом случае кончик указательного пальца слегка постукивает  по виску, а во втором

– указательный палец совершает круговые движения. В обоих случаях мы имеем дело с оскорбительным жестом.

Поглаживание лба рукой означает, что должны быть “изгнаны” тягостные мысли или представления. Это

как бы протирающее  движение служит одновременно для разглаживания  морщин.

6.4 Жесты  “рука – рука”

Протягивание  руки самому себе является в большинстве  случаев бессознательным подражанием

прикосновения со стороны других людей. Если мы касаемся своего собственного тела, то это всегда придает нам

своеобразное  чувство уверенности и защищенности. В напряженных ситуациях мы склонны, так сказать,

протягивать руку самому себе, складывая кисти рук, сцепляя их между собой или обхватывая одной другую.

“Заламывая  руки” – это выражение передает отчаянную и совершаемую именно с заламыванием рук

попытку найти то или иное решение. Когда кисти рук как бы играют друг с другом, то причиной такого поведения

могут быть нервозность, возбуждение, скованность  или замешательство и смущение.

Если такие  жесты используют как позу, то тогда  они являются доказательством дефицита вежливости.

Когда движения совершаются почти без напряжения, ритмично, то в таком случае можно говорить о

превосходстве и всего лишь о невнимании.

Потирание рук может совершаться от внутреннего  напряжения, или для расслабления мускулов, или как

осязательная  функция. Жест потирания рук от радости  происходит от “протягивания руки самому себе” и”

поздравления  самого себя” . [4, с. 71]

7. ОДЕЖДА

В одежде и  в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую  он хотел бы играть в

обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “Одежда делает человека”  подразумевает, что человек,

его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать

не мода, а направление стиля и его  уровень. Мы различаем следующие  уровни:

Элегантность. Эстетическую элегантность мы определяем по согласованности всех предметов туалета

между собой  по цвету, форме и рисунку. Этой формы  элегантности достигает лишь тот, кто  со вкусом

подбирает себе туалет. Наряд, характеризующийся  индивидуальным и независимым вкусом, отличается

элегантностью.

Ухоженность. Впечатление ухоженной одежды у нас складывается в зависимости от того, насколько чисто

она выглядит. При этом неважно, действительно  ли она чиста или это всего  лишь имитация, соответствует

ли она  определенному стилю или же у  нее неряшливый вид.

Неряшливость. Этот уровень является противоположностью ухоженности. Одежда отличается не только

своей дисгармонией, но и неопрятностью.

Важной  деталью в одежде являются украшения.

К средствам  украсить самого себя относятся следующие: одежда, шрамы, наколки, раскраска и татуировка,

прическа, парфюмерия, маникюр, припудривание  и украшение лица, подтачивание зубов.

С помощью  украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в (сексуальный)

контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в

виде косметики, париков и парфюмерных средств  служат в большинстве случаев  как дополнительные наряды.

Престижные  украшения. Подобные украшения нередко  являются свидетельством претензий  на обладание

определенным престижем. Таким образом можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя

представляете, утерев им нос и поставив на место.

Членский  значок той или иной организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной

группе  людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое

свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же

время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри

объединения.

Крест. Благодаря  своей конструкции (горизонтально  – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол

– фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он

придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно

демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при  отсутствии прямой необходимости (у  спортсменов) . Оно

должно  выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

Информация о работе Невербальные элементы в общении