Научные школы в мировой психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить аксиологические основы развития научных школ в мировой психологии.

Задачи исследования:

- охарактеризовать состояние школ в мировой психологии;

- выявить проблемы определения аксиологических основ развития научных школ в мировой психологии;

- раскрыть содержание требований к научным школам в мировой психологии;

- раскрыть причины распада научных школ;

- обосновать возникновение новых научных школ в мировой психологии.

Файлы: 1 файл

курсовая поПСИХ.docx

— 60.50 Кб (Скачать)

     Разработана новая концепция истоков речеязыковой способности человека, ее развития в онтогенезе. Показано, что развитие основано на заложенных от рождения психофизиологических механизмах, которые проявляют свое действие с момента появления  младенца на свет. Описан рече-языковой механизм, обеспечивающий функцию общения  и опирающийся на спонтанную активность заложенных от рождения способностей На основе развитой концепции намечен  путь практической помощи детям определенной нозологической группы, страдающим задержкой  речевого развития. 
 

        2.2 Психология высших когнитивных процессов 

      Когнитивная психология - область современной психологической науки , возникшая на Западе в 1950-х гг. как реакция на упрощенную бихевиористскую традицию (анализ человеческого поведения по принципу стимул-реакция) и субъективный интроспекционистский подход (анализ психологических явлений на основе самонаблюдения). В результате работы многих коллективов когнитивно ориентированные психологи выработали экспериментальные парадигмы, направленные на достижение высокой точности и объективности экспериментальных методик и их анализ (в том числе математический), разработали полезные теоретические модели (в числе других кибернетические). К настоящему времени когнитивная психология заняла доминирующие позиции в области общей мировой психологии. Это свзано с ее успехами как в теории науки, так и во многих практически значимых областях. Так, лауреат Нобелевской премии 1978 года Герберт Саймон, специалист в области когнитивной психологии, занимался применением ее теоретических положений к проблемам искусственного интеллекта, в частности разрабатывал компьютерные программы, моделирующие процесс научного открытия. Один из ведущих авторов мировой психологии Джон Андерсон в своем учебнике 2002-го года (5-е издание) пишет: “Когнитивная психология... - это фундамент, на котором стоят все другие общественные науки, точно так же как физика - основа других естественных наук” * . Конкретно отмечается, что знания о когнитивных процессах применяются в юриспруденции при оценке свидетельских показаний; в разработке компьютерных программ, связанных с использованием текстовых процессоров; при работе в Интернете; обучении в школе; помощи людям, страдающим нарушениями психической деятельности (при шизофрении, афазиях) и др.

 Представлена также разаботка проблемы речевого управления самолетом (В.А. Пономаренко, Т.Н. Ушакова, 1986).

    Общественное признание научной школы:

       - Первая премия Президиума АПН РСФСР за книгу Н.И. Чуприковой Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека , М, 1967.

     - Первая премия АПН СССР 1988 г.  за книгу Н.И. Чуприковой Психика  и сознание как функция мозга  , М., 1985,

       - Вторая премия АПН СССР 1991 г. за коллективную монографию под ред. Н.И. Чуприковой Познавательная активность в системе процессов памяти , М., 1989, Премией отмечен также коллектив авторов, включающий Н.И. Чуприкову.

       - Премия им. А.А. Смирнова I степени Психологического института РАО и фирмы «С-инструментс» за книгу Н.И. Чуприковой Психология умственного развития: принцип дифференциации , М., 1997..

  - Н.И. Чуприкова награждена медалью Ушинского.

    - Т.Н. Ушакова многократно получала приглашения на Международные психологические конгрессы и на Международные психолингвистические симпозиумы с докладами, ведением секций. В 1994 г. была приглашена как гость-профессор в университет г. Мюнстер (Германия) для прочтения курса лекций аспирантам. В 2003 г. дважды выступала с пленарными докладами на 14-м международном симпозиуме по психолингвистике и Всероссийской психолингвистической конференции.

Идеи, развиваемые  в школе, через многочисленных иногородних  аспирантов, выращенных членами школы, стимулировали исследования психологии когнитивных процессов в разных городах РФ: Твери, Смоленске, Ярославле, Ульяновске, Алма-Ате и др. Исследования механизмов произвольных двигательных реакций в определенной мере стимулировали исследования д.п.н. О.А. Конопкина и его коллектива по изучению контура произвольной саморегуляции деятельности.

Устойчивость  коллектива обнаруживается в том, что  его основы, заложенные Е.И. Бойко 50 лет назад, продолжают действовать  и сейчас: коллектив научной школы  включает учеников Е.И. Бойко, их учеников и учеников 4-го поколения.

      Научная школа Е.И. Бойко имеет ярко выраженные традиции . Это - ориентация на глубокую проработку теоретических прблем, требовательность к экспериментальной точности и доказательности получаемых фактов. В человеческом плане в школе всегда соблюдается уважение к достоинству коллег, их индивидуальным особенностям и жизненным обстоятельствам, демократичность. Перечисленные особенности привлекательны для научной молодежи.

 Отметим,  что в истории науки известность  отечественных разработок за  рубежом происходила порой чисто  случайно. Так, учение И.П. Павлова  приобрело широкий резонанс за  границей в силу того обстоятельства, что на Международном психологическом конгрессе психологов в Женеве (1909 г.) в докладе крупного американского ученого Йеркса была дана информация об исследованиях нашего соотечеств. 
 

      2.3 Школьные реформы как попытка изменить религиозные начала системы образования 

     История современной школы представляет непрерывную череду образовательных  реформ. Как правило, их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности и  воспитать "человека новой формации". Понимая, что в основе народных воззрений  лежат религиозные воззрения, "реформаторы" свои усилия направляют главным образом  на изменение именно этой основы.

Долгие  годы в нашем обществе интенсивно внедрялось атеистическое мировоззрение. Политика укрепления государства в  это время привела к пониманию  необходимости укрепления семьи  и возвращения к нравственным ценностям, в основе которых просматриваются  и христианские мотивы. Защита государства  требовала таких качеств, как  патриотизм и самопожертвование. В  эти годы в образовательном процессе большое внимание уделялось воспитанию "новой личности". В школьной жизни мы встречаем ценности, близкие  к традиционным, такие как коллективизм, взаимопомощь, чувство долга, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, воздержанность. В то же время, чтобы прервать духовную традицию, была переписана история нашего Отечества. Многое, что дорого русскому сердцу, предавалось осмеянию, целые пласты народной и духовной культуры были изъяты из образовательного пространства.

Жизнь государства не укладывалась в рамки  жизни одного человека. Поэтому закономерно, что человек, верою и правдою  созидая и самопожертвенно защищая  государство, выносил цели своей  жизни за ее земные рамки. Но проблема личного бессмертия решалась психологически: считалось, что "инобытие" индивида после смерти продолжается в других людях. "Если личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность "полностью" не умирает, - пишет, анализируя различные теории личности, в своей  книге "Вопросы истории и теории психологии" А.В. Петровский. - Индивид  как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у  них тяжелые переживания, объясняемые  трагичностью разрыва между идеальной  представленностью индивида и его  материальным исчезновением. В словах "он живет в нас и после  смерти" нет ни мистики, ни чистой метафоричности - это констатация  факта разрушения целостной психологической  структуры при сохранении одного из ее звеньев".

В основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника  духовно-нравственного роста. В период атеизма мы встречаемся с наиболее приземленной формой, лишающей педагогическое мышление вдохновения и низводящей его до уровня элементарной причинности, - с натурализмом. Натурализм осуществляет поиск движущих сил роста личности в природе, в том числе и  в природе человека, абсолютизирует роль научного знания в педагогике, низводя все проявления духовной жизни к психологизму. В религиозном  смысле этот подход приводит к пантеизму - обожествлению природы, замене Бога Его творением.

     Школа этого периода имела и определенный положительный опыт. В частности, по содержанию образования школа подтверждала свой статус общеобразовательной. Изучались только основы наук, все прикладные направления были вынесены за рамки средней школы в сферу профессионального образования различных уровней. Естественнонаучное направление и гуманитарное признавались равноценными. Такое образование формировало особый тип мышления, позволявший на основе целостных представлений о мире творчески решать различные задачи. На практике это проявилось, например, в том, что, имея самое малое количество компьютеров в мире, мы дали миру высокопрофессиональных программистов. Выпускник обычной школы с одинаковым успехом мог поступить в университет, технический или гуманитарный вуз. Школа обеспечивала не только профессиональное самоопределение, но создавала условия свободы этого самоопределения.

С воспитательной точки зрения уклад школьной жизни  приближался к семейному укладу. Ученик, поступая в школу, обычно учился в одном классе до самого выпуска  из нее. В классе складывались особые отношения. Присутствие учеников с  различными способностями позволяло  отстающим ориентироваться на более  способных, а последние, оказывая помощь своим одноклассникам,помогали учителям. Индивидуальный дифференцированный подход, регулируя нагрузки и сложность задания ученикам, в сочетании с активными методами обучения позволял в рамках класса обеспечить вариативность обучения. Многолетнее знакомство и сотрудничество с родителями помогало учителям опираться на семейные традиции, при этом родителям обеспечивалась возможность активного участия в школьном учебно-воспитательном процессе.

Ставя на первый взгляд благородные цели, такие как "всестороннее гармоничное  развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство", педагогика советского периода не могла этих целей достичь по причине отрицания  существования духовного мира и  признания примата материи над  духом. Такой подход не позволял узнать истинную природу человека как образа и подобия Божия, глубоко поврежденного  грехом, а значит, невозможно было разработать  и научные психологические основы педагогического процесса.

     Так называемые демократические преобразования в нашем обществе потребовали новых основ реформирования школы. От атеизма через оккультизм, теософию, сектантство, парапсихологию и другие учения, получившие общее название нетрадиционных, минуя традиционное православие, система образования на какое-то время нашла свое успокоение в гуманизме. Само название этого мировоззрения происходит от латинского "humanus", что переводится как "человечный". В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей. Но по своей сути гуманизм является антихристианским направлением, замаскированным атеизмом. Гуманизм обожествляет человека, поклоняется твари вместо поклонения Творцу.

     Процесс разрушения государства сопровождался  целенаправленным разрушением традиционной системы ценностей. Патриотизм был  осмеян, воспитание целомудрия заменялось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила свое место валеологии. Наибольшим нападкам подверглась семья. Стимулирование вольной жизни подростка, основанной на непослушании своим родителям, стало излюбленным приемом средств массовой информации.

Изменилось  содержание образования. Сокращены  часы по предметам гуманитарного  цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются  их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного  типа. Формируется система образования  адаптационного типа, позволяющая ученику  приспособиться к условиям жизни  в обществе,но исключающая условия  для его духовного, а значит личностного  роста.

Результаты  гуманистического воспитания можно  проследить на примере Америки. Исследование, проведенное в школах одного из американских городов, показало резкий упадок нравов в среде учащихся (данные взяты  из книги "Духовные и нравственные смыслы отечественного образования  на рубеже столетий". М., 1999, с. 17-18). Целью  исследования было сравнение "Семи основных проблем" в школах города Фуллертона в 1940 и 1988 годах.

Основные  проблемы в 1940 году

Ученики разговаривают

Шумят

Жуют  жвачку

Бегают  по коридорам

Не соблюдают  очередей

Одеваются не по правилам

Информация о работе Научные школы в мировой психологии