Мышление и образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:57, контрольная работа

Краткое описание

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Файлы: 1 файл

Мышление психология.docx

— 22.45 Кб (Скачать)

Мышление: операции и типы

 

    Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить - значит производить операции с использованием формальной логики.

    В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

    Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

    Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Операции мышления

    Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

    Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

    Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

    Классификация — группировка предметов по признакам.

    Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

    Конкретизация — выделение частного из общего.

    Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

    Закономерности рассмотренных операций  мышления и есть суть основных  внутренних, специфических закономерностей  мышления. На их основе только  и могут получить объяснение  все внешние проявления мыслительной  деятельности.

 

Виды мышления

            Логическое мышление

    Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

            Панорамное мышление

    Панорамное мышление характеризуется сочетанием способностей(умений), связанных с осуществлением таких мыслительных действий, как систематизация, анализ, сравнение, мысленное экспериментирование, обобщение, рефлексия и др. По своим характеристикам панорамное мышление является рефлексивным, гуманитарным, методологическим мышлением.

            Комбинаторное мышление

    Нестандартное мышление -это способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить — это решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определённый образ, от которого надо суметь отойти при решении.

            Латеральное мышление

    Латеральное мышление — способ  мышления, привычка, расположение ума.  Существуют специальные практические  техники, которые позволяют развить  навыки латерального мышления  и одновременно имеют практическое  применение.

            Концептуальное мышление

    Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.

            Дивергентное мышление

    Дивергентное мышление-метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

            Практическое мышление

    Практическое мышление - мышление  на основе суждений и умозаключений,  основанных на решении практических  задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

            Обходное мышление

    В основе  обходного   мышления  лежат следующие принципы:

1. Опознание господствующих или  поляризующих идей.

2. Поиски новых взглядов на вещи.

3. Высвобождение из-под жесткого  контроля прямого мышления.

4. Использование случайности.

            Саногенное мышление

     Саногенное мышление – произвольный способ мышления, позволяющий контролировать, предотвращать зарождение негативных эмоций, тем самым, препятствуя запуску центральной нервной системой  ненужных биохимических реакций,  разрушающих здоровье.

            Патогенное мышление

    Патогенное мышление –усугубляет стресс, напряженность и увеличивает вероятность заболеваний. Источник патогенного мышления это раздумья, связанные с обидой, наказанием, стыдом, неудачей, вообще с отрицательными эмоциями в жизни человека и особенно растущего ребенка.

            Стратегическое мышление

    Стратегическое мышление - это способность  думать системно, т.е. принимать  во внимание все возможные  перспективы и вероятности, которые  довольно часто представляются  нам на данный момент времени  не достижимыми для нашей компании.

Музыкальное мышление

    Музыкальное   мышление  - это  выраженный в интонируемом звуке  процесс

моделирования отношений человека к действительности.

Классификация по психическим процессам

Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 - до 7 лет)

Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Классификация по результатам  мышления

            Творческое

     Творческое мышление — один  из видов мышления, характеризующийся  созданием субъективно нового  продукта и новообразованиями  в самой познавательной деятельности  по его созданию.

            Репродуктивное

    Репродуктивное мышление - это вид мышления, который обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

Классификация по уровню психических  процессов

             Аналитическое

    Аналитическое мышление- мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

            Интуитивное

    Интуитивное мышление - мышление  на основе непосредственных чувственных  восприятий и непосредственного  отражения воздействий предметов  и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется  быстротой протекания, отсутствием  четко выраженных этапов, является  минимально осознанным.

 

 

 

 

 

Обучение.Виды обучения.

 

    Обуче́ние— это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

    Основанием для организации обучения  является изготовленный в звене  учения (и в звене обучения) продукт  ученика, в котором отсутствуют  необходимое качество и количество  содержания, представленного в учебном  материале. Если такого продукта  ученика нет, то невозможно  организовать и деятельность  обучения.

Также обучение является основным путём получения образования, процессом овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.

    Деятельность обучения считается  завершенной, а цель ее достигнутой,  если количество и качество  учебного материала в повторно  изготовленном продукте ученика  будут соответствовать цели обучения  или составлять должный уровень  (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

 

    В современной школе используются  три относительно обособленных  и отличающихся рядом признаков  вида обучения: объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, проблемное, программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.

                   Объяснительно-иллюстративное обучение.

Объяснение  в сочетании с наглядностью- главные методы такого обучения, слушание и запоминание -ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного- главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимания сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.

             Проблемное обучение (ПбО)

    Преимущества ПбО: самостоятельное добывание знаний путем собственной

творческой  деятельности, высокий интерес к  учебному труду, развитие продуктивного  мышления, прочные и действительные результаты обучения. Включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые  должны быть реализованы последовательно  и комплексно.

Важным  этапом ПбО является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которавя вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.

    На втором этапе разрешения  проблемы(«закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выявляет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

    Третий этап(«открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблем знаний. Дальше следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

                    Программное обучение(«ПО»)

Основная  цель ПО- улучшение управления учебным процессом. ПО направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему помощь.

Особенности ПО заключается в следующем: учебный  материал разделяется на отдельные  порции(дозы); учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем, при правильном ответе учащийся получает новую порцию материала, при неправильном- получает помощь и дополнительные разъяснения; каждый учащийся работает самостоятельно; педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях; в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства ПО(программные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

                  Компьютерное обучение

    Компьютеры, снабженные специальными  обучающими программами, можно  эффективно приспособить для  решения почти всех дидактических  задач -предъявления информации, управление ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных развитии учебного процесса и т.д.

    Главные направления:

1) повышения успеваемости по отдельным  учебным предметам (математике, естественным  наукам, родному и иностранному  языкам, географии и т.д.);

2) развитие общих когнитивных способностей  -решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.

    Компьютеры широко используются  для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет  высвободить время преподавателя  и повысить эффективность педагогического  процесса. Качество компьютерного  обучения обуславливается двумя  основными факторами: 

1) качеством обучающих программ 

2) качеством вычислительной техники.


Информация о работе Мышление и образование