Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 20:52, курсовая работа
Вероятность столкнутся с конфликтом возможно во всех слоях жизни общества. Возникают конфликты больше всего из-за каждодневных расхождений во взглядах, побуждений, желаний, надежд, интересов, личностных особенностей. В современном мире проблема результативного разрешения конфликтов набирает все больше актуальности не только в эмоциональном плане улучшения климата межличностного взаимодействия, а в частности является необходимой составляющей благополучного делового взаимодействия между людьми.
Введение...................................................................................................................................3
1 Теоретические основы понятия межличностного конфликта............................................5
1.1 Основные характеристики конфликта..............................................................................5
1.2 Виды и структура. Функции конфликта............................................................................9
2 Конфликтная ситуация и конфликтное поведение...............................................................14
2.1Элементы и образ конфликтной ситуации........................................................................14
2.2Конструктивный(позитивный) и деструктивный(негативный) конфликт.....................................................................................................................18
3 Подходы к разрешению конфликта..............................................................................23
3.1 Динамика конфликта...........................................................................................................23
3.2 Роль и место практического психолога в конфликте.....................................................24
Заключение....................................................................................................................................28
Глоссарий......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................
В психологическом, индивидуальном плане предотвращения причин конфликта тесно связано с воздействием на мотивацию участников и полагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующих участников.
Надежный путь предупреждения конфликта - исправление и укрепление сотрудничества. Прежде чем начать противоборство, существующие соперники находятся, скорее всего, в нейтральных взаимоотношениях, а может быть, и сотрудничают между собой. Психологами - конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества:
- согласие, заключающееся в том, что вероятного противника втягивают в совместную деятельность.
- практическая эмпатия, предполагающая «вхождение» в положение партнера, соображение его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь.
- сохранение репутации партнера, корректное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данное время и расходятся.
- взаимное дополнение партнеров, которое состоит в употреблении таких черт будущего соперника, которыми не имеет первый субъект. Развивая и используя эти черты, можно закрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта.
- исключение социальной дискриминации, которое запрещает подчеркивание отличий между партнерами по сотрудничеству какого-либо превосходства одного над другими.
- не разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение, и снимаются подобные негативные эмоции, как чувство обиды, зависть и т.п.
- психологический настрой, приемы которого довольно многообразны. В своих конкретных проявлениях оно может включать, к примеру, своевременное информирование партнера о вероятных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого и т.п.
- психологическое «поглаживание», которое отмечает поддержание хорошего настроения, позитивных эмоций по самым разнообразным поводом, что снимает напряженность, поднимает чувство расположении к партнеру и тем самым, по-видимому, уменьшает возможность возникновения конфликтной ситуации.
Стоит придерживаться определенную последовательность этапов при управление конфликтом, каждый из которых имеет отчетливую цель и место в цепочке управления конфликтом.
1. Признание наличия конфликта.
2. Соглашение о процедуре и составе участников решения, что необходимо оговорить очень четко, в некоторых случаев следует закрепить письменно.
3. Обнаружение и разграничение позиций и интересов сторон.
4. Определение желательной и возм
5. Поиск альтернатив, и здесь наиболее уместен мозговой штурм с последующим детальным анализом.
6. Выбор альтернативы, и в этот момент наиболее важно учесть интересы всех сторон.
7. Договоренность о процедуре внедрения и критериях оценки, и именно здесь лучше всего добиться консенсуса.
8. Внедрение, при которой лучше всего придерживаться технологии внедрения изменений.
9. Анализ результатов.
Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. В теории и практике способов разрешения и управления конфликтными ситуациями существуют различные способы, которые были рассмотрены, уход от конфликта, силовые методы, стиль сотрудничества, стремление войти в положение другой стороны, стремление к компромиссу и другие. Тем не менее, он, оказывая дезорганизующее воздействие на общую деятельность людей, может быть в то же время направлен в продуктивное русло, увеличивая начавшееся противоречие и содействуя формированию более осознанного и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации увеличивает его жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.
Все-таки, основаниями возникновения конфликта могут служить нарушение организационного взаимодействия, установленное неотчетливой постановкой задач работы, ошибки межличностного восприятия и другие факторы. Собственно поэтому, для анализа конфликта нужно определить его составные части или элементы структуры конфликта, которые при всем многообразии конфликтных взаимодействий, все-таки, задают некую опору, неизменную форму, свойственную любому конфликту. Несмотря на то, что конфликт это неизменный процесс, любой конфликт характеризуется определенным вариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления. К таким элементам относятся:
-стороны конфликта,
-предмет и объект конфликта,
-образы предмета конфликта,
-мотивы конфликта,
-позиции сторон.
При всем том, общие рекомендации по выходу из конфликтной ситуации могут быть объединены к следующему: признать наличие других целей, методов у оппонентов, установить самих этих участников, то есть признать существование конфликта. Случается, так что достаточно сложно признаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником или клиентом по какому-то вопросу, и поэтому, почти эти вопросы не так- то просто решить. Бывает так, что, конфликт происходит уже давно и поэтому люди страдают. А открытого осознания того что конфликт есть, но при этом каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, но, не смотря на это, совместного обсуждения и выхода из образовавшейся ситуации не происходит. В этом случае необходимо выполнить несколько этапов урегулирования конфликта.
Первый этап: - необходимо определить возможность переговоров, и после признания присутствия конфликта и невыполнимости его решить «с ходу», целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него, и кто может быть посредником, одинаково устраивающим обе стороны.
Второй этап: - согласовать процедуру переговоров, потом определить, где, когда начнутся переговоры и место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
Третий этап - раскрыть круг вопросов, составляющих предмет конфликта, так как существенная проблема состоит в том, чтобы установить в совместно употребляемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме и выражаются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
Четвертый этап - разработать варианты решений. Стороны должны при совместной работе предлагать несколько вариантов решения конфликта с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
Пятый этап - после рассмотрения ряда возможных вариантов, при общем обсуждение принять согласованное решение. Потом это общее решение предоставить в письменном виде: договоре о сотрудничестве, соглашение и других подобных вариантов договоров, а в особо сложных или ответственных случаях, письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
Шестой этап - осуществить принятое решение на практике. В том случае, если происходит так, что процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может возникнуть детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Динамика конфликта |
ход развития конфликта во времени под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов и условий. |
2 |
Интересы конфликтантов |
эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности, преимущественной ее направленностью на какой либо объект. |
3 |
Компромисс |
взаимная уступка в мнениях ради соглашения с противником. |
4 |
Межличностный конфликт |
это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. |
5 |
Мотивы конфликтующих сторон |
внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту. |
6 |
Образ конфликтной ситуации |
отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. |
7 |
Объектом конфликта |
называется конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. |
8 |
Предмет конфликта |
объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство. |
9 |
Психологическая несовместимость |
неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др. |
10 |
Управление |
функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. |
1 |
Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.-376 с. |
2 |
Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с. |
3 |
Бодалев, А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с. |
4 |
Ворожейкин, И.Е., Кибанов, А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224с. |
5 |
Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. -464с. |
6 |
Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии А.И.Донцов, Т.А. Полозов // Психологический журнал. - 1980 - Т.1. № 6. 4-7 с. |
7 |
Донцов, А.И. Психология коллектива/ А.И.Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984.-208с. |
8 |
Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта / В.В.Дружинин, Д.С.Конторов, М.Д. Конторов. - М.: Наука, 1989- 156с. |
9 |
Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение/ А.А.Ершов. - Л.: Знание, 1976.- 40c. |
10 |
Зайковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов/ А.Н.Зайковский. - М.:ФЛИНТА: МПСИ, 2002.-684c. |
11 |
Сыромятников, И. В. Социальная психология как наука. История развития социальной психологии. 2008. |
Приложения
А |
|
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения