Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 20:52, курсовая работа
Вероятность столкнутся с конфликтом возможно во всех слоях жизни общества. Возникают конфликты больше всего из-за каждодневных расхождений во взглядах, побуждений, желаний, надежд, интересов, личностных особенностей. В современном мире проблема результативного разрешения конфликтов набирает все больше актуальности не только в эмоциональном плане улучшения климата межличностного взаимодействия, а в частности является необходимой составляющей благополучного делового взаимодействия между людьми.
Введение...................................................................................................................................3
1 Теоретические основы понятия межличностного конфликта............................................5
1.1 Основные характеристики конфликта..............................................................................5
1.2 Виды и структура. Функции конфликта............................................................................9
2 Конфликтная ситуация и конфликтное поведение...............................................................14
2.1Элементы и образ конфликтной ситуации........................................................................14
2.2Конструктивный(позитивный) и деструктивный(негативный) конфликт.....................................................................................................................18
3 Подходы к разрешению конфликта..............................................................................23
3.1 Динамика конфликта...........................................................................................................23
3.2 Роль и место практического психолога в конфликте.....................................................24
Заключение....................................................................................................................................28
Глоссарий......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................
Межличностный конфликт позволяет выяснить причину отсутствия согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми, из-за чего у них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на определенном этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие.
1.2 Виды, структура и функции конфликта
При системном изучении конфликта выделяют его элементы и структуру. Элементами в межличностном конфликте являются оппоненты конфликта, а так же их личностные характеристики, сторонники, цели и мотивы, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда развивается, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. Имеется точка зрения, что в зависимости от степени напряженности отношений выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.
Конфликт состоит из трех периодов:
1. предконфликтная ситуация, то есть возникновение объективной проблемной ситуации, понимание объективной проблемной ситуации, стремление найти и решить проблему неконфликтными способами;
2. конфликт, инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта;
3. затем конфликтная ситуация, частичное исправление отношений, полное исправление отношений.
Доктор психологии Даниэль Дэна в своем четырех шаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет три уровня развития конфликта:
1-й уровень: стычки, мелкие неприятности, не доставляющие угрозы для отношений;
2-й уровень: столкновения, перерастание стычек в столкновение, расширение круга причин, вызывающих ссоры, нежелание общения с другими, снижение доверия в хорошие намерения;
3-й уровень: кризис, это перерастание столкновений в кризис, окончательное решение о прекращении отношений, которые вынашивают негативный характер, при этом, эмоциональное изменчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия.
При этом, необходимо учитывать, что каждый по-своему выбирает стратегию разрешения конфликтов, тактику и их предупреждения. Можно сказать, что в любом случае, для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий, объективных или мнимых. После этого появления противоречий, возникнувших из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, которые приводят к спору, и если эта ситуация представляет угрозу одному из участников спора, то возникает конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация возникает наличием у сторон не совпадающих целей и устремлений по овладению одним и тем же объектом.
Например, вопрос лидерства в учебной группе между учениками. Для возникновения этого конфликта нужен повод, который дает «рывок» на действие одной из сторон. Для такого «рывка» могут выступать любые условия, даже действия третьей стороны, а так же, причиной конфликта может послужить негативное суждение об одном из претендентов в лидеры любого ученика.
Межличностный конфликт осуществляет множество различных функций. Выявляют конструктивные и деструктивные функции конфликта:
К конструктивным функциям относят:
- познавательную: появление конфликта представляет как признак неблагополучных отношений и проявления начавшихся противоречий;
- функцию развития: конфликт является важным результатом развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия;
- инструментальную: конфликт представляет как инструмент разрешения противоречий;
- перестроечную : конфликт убирает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, содействует развитию взаимопонимания между участниками.
Деструктивные функции конфликта связаны:
- с разрушением существующей совместной деятельности;
- с ухудшением или развалом отношений;
- с негативным самочувствием участников;
- с низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия.
В межличностном конфликте исследователи выделяют следующие стили поведения: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
Противоборство - бескомпромиссное, характерно упорное, не идущее на сотрудничество, отстаивание личных интересов, для чего употребляются все доступные средства.
Уклонение - это попытка уйти от конфликта, не придавая ему большого значения, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
Приспособление - это готовность субъекта делиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые выше разногласий.
Компромисс - это уступки с обеих сторон до тех пор, пока путем взаимных уступок не найдется подходящие решение для противостоящих сторон.
Сотрудничество - это коллективное решение проблемы обеих сторон. Для такого поведения рассчитываются правомерными различные взгляды на проблему, та как эта позиция помогает понять причины разногласий и найти выход из этой ситуации, терпимый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
Ассертивное поведение – это поведение, когда человек способен защищать свои интересы и добиваться своих целей, но при этом, не ущемляя интересов других людей, вследствие этого такое поведение устремлено на то, чтобы реализация собственных интересов возникала условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивное поведение- это внимательное отношение, как к себе, так и к партнеру, такое поведение мешает возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом, наибольшая эффективность доносится при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.
При разрешение межличностных конфликтов все названные стили поведения могут быть как самопроизвольными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов. Все различные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня:
- социальный, или объективный;
- субъективный, или психологический.
Социальные, или объективные причины - это экономические, политические и духовные неприязнь социальной жизни, то есть различного рода перекосы в экономике, резкие перепады в уровне жизни социальных групп, духовная нетерпимость, фанатизм и тому подобное. Уже довольно хорошо известны методы предупреждения причин конфликтов этого уровня, которые сводятся к средству их разрешения. Именно, поэтому, окончательное разрешение конфликта будет осуществлено только в том случае, если противоборствующие стороны вместе осознанно ликвидируют причины, создавшие его. Но если же конфликт завершается победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным, и конфликт обязательно, в какой-то форме, возобновится при благоприятных обстоятельствах.
При любой попытке устранить конфликт или его предупреждения направлены на сохранение имеющейся системы межличностного взаимодействия. Так или иначе, источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению образовавшейся системы взаимодействия.
2.1 Элементы и образ конфликтной ситуации
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, обиды. В результате этого формируется мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, учителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты анализируются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. В противоречиях отображается столкновение интересов и целей сторон, вот поэтому противоречия и считают центром любого конфликта. Происходящая борьба в конфликте восстанавливает стремление сторон разрешить это противоречие, и, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может, как угасать, так и усиливаться, и по мере того, как угасает или усиливается конфликт, угасает и усиливается противоречие между сторонами конфликта. При всем при этом, пока противоречие не разрешится окончательно, то проблема конфликта остается неизбежной.
В большинстве случаев сущность противоречия в конфликте не видна и не лежит на поверхности, поэтому зачастую участники конфликта основываются таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта, это сходство, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство. Предметом конфликта может быть конкретный объект, например, материальный предмет – один стул на двоих, конкретная возможность - одна должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка на море на весь отдел, или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение или несоблюдение каких-то правил и так далее. Предмет конфликта - это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтующих сторон или, по меньшей мере, с целью одной из них, однако, не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.
Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании личностей конфликтного взаимодействия. В психологии известна теорема Томаса: если ситуация воспринимается людьми в качестве реальной, то реальными будут и ее последствия.
Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разной:
- конфликтная ситуация объективно существует, но не понимается участниками, то есть конфликт не доходит до понимания человека,
- конфликтная ситуация объективно существует, но понимается участниками с теми или иными отклонениями, то есть до некоторой степени понятый конфликт,
- конфликтная ситуация объективно не существует, но осознается участниками как конфликтная, то есть ложный конфликт,
- конфликтная ситуация объективно существует, при этом, адекватно осознается участниками.
Образы конфликтующих сторон - это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту. Образы конфликтной ситуации, предметы конфликта, появляются определенным прямым звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением с другой стороны.
Образы конфликтной ситуации, которые порой называют своеобразными идеальными картами ситуации, включают следующие элементы:
- соображения участников конфликта о себе, о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях;
- соображения участников конфликта о противоположной стороне, о потребностях, целях, ценностях, потенциалах других участников конфликта;
- соображения участников конфликта о среде и условиях протекания конфликта.
Интересы конфликтантов - эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности, преимущественной ее направленностью на какой либо объект.
Объект конфликта - это конкретное основание, мотивация, движущая сила конфликта. Можно еще сказать, что это материальная, духовная или социальная ценность, к обладанию или употреблению которой стремятся оба оппонента. Объектами конфликта могут быть как разнообразные материальные ценности, так и вера, власть.
Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием данного конфликта возникает из-за притязаний хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им, и поэтому, такое осознание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.
Существует три типа объектов конфликта:
- объекты, которые не могут быть разделены на части, обладать ими совместно с кем-нибудь невозможно;
- объекты, которые могут быть поделены на части в различных пропорциях;
- объекты, которыми участники конфликта могут владеть сообща, и это ситуация полагаемого конфликта.
Выделяют следующие различия между объектом и предметом конфликта:
- в общем смысле объект конфликта - это та сторона реальности, которая втянута в процесс взаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта - это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами, и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
- объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным и иллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба между оппонентами может развертываться не на жизнь, а на смерть, не смотря на то, что в споре могут отстаиваться утопические по своему содержанию идеи.
- объект конфликта может быть как явным, так и латентным, тогда как предмет всегда проявляется отчетливо.
Существуют следующие характеристики объекта конфликта:
- объект конфликта не может существовать сам по себе, он становится таким при наличие интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов, когда появляется желание им владеть, его использовать, контролировать, присвоить;
- дефицитность объекта конфликта и наличие необходимости его использовать со стороны обеих сторон;
- конкретно исторический характер объектов конфликта. Например, вторая мировая война происходила за землю, а следующая, в качестве объекта, может иметь, например, воду;
-релятивистский характер объекта, соединенный с разными субъективными оценками его существенности для разных субъектов;
- реалистический объект конфликта и нереалистический, то есть тот, который в самом себе содержит цель и содержание, девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а ради самого акта.
Окружающая среда - это совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта изображает большое влияние на причины его возникновения и его динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают макро и микросреду. Макросреда - это совокупность условий взаимодействия людей, влияющих на большие социальные группы и государства. Макросреда влияет на небольшие группы, внутри личностное самочувствие и межличностное взаимодействие. В природе составляющие ее компонентов можно выделить физическую - гео, экологические, климатические и социальную - социальные условия, в которых созревает конфликт, включая его косвенных участников, среду. Вследствие этого можно сказать о том, что каждый конфликт имеет характеристики:
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения