Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Вероятность столкнутся с конфликтом возможно во всех слоях жизни общества. Возникают конфликты больше всего из-за каждодневных расхождений во взглядах, побуждений, желаний, надежд, интересов, личностных особенностей. В современном мире проблема результативного разрешения конфликтов набирает все больше актуальности не только в эмоциональном плане улучшения климата межличностного взаимодействия, а в частности является необходимой составляющей благополучного делового взаимодействия между людьми.

Оглавление

Введение...................................................................................................................................3
1 Теоретические основы понятия межличностного конфликта............................................5
1.1 Основные характеристики конфликта..............................................................................5
1.2 Виды и структура. Функции конфликта............................................................................9
2 Конфликтная ситуация и конфликтное поведение...............................................................14
2.1Элементы и образ конфликтной ситуации........................................................................14
2.2Конструктивный(позитивный) и деструктивный(негативный) конфликт.....................................................................................................................18
3 Подходы к разрешению конфликта..............................................................................23
3.1 Динамика конфликта...........................................................................................................23
3.2 Роль и место практического психолога в конфликте.....................................................24
Заключение....................................................................................................................................28
Глоссарий......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

- пространственные: географические границы, условия и повод возникновения, сферы возникновения и проявления конфликта, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта;

- временные: длительность, частота, повторяемость, временные характеристики каждого из этапов, продолжительность участия каждого субъекта;

- социально-пространственные количество и интересы людей, вовлеченных в конфликт.

Собственно поэтому психологический анализ образов конфликтной ситуации тесно связан с особенностями участников конфликта. Например, с позитивностью или негативностью, их представлений о себе, их «Я-концепцией», эгоцентризмом, самооценкой, и навыков общения.

Анализ формируемых образов конфликтной ситуации необходим, потому что, собственно образ конфликтной ситуации, а не сама по себе реальность конфликтного противоречия прямо определяет конфликтное поведение личности, ее реакции и переживания. Существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта через изменение образа конфликтной ситуации, осуществляемого посредством внешнего воздействия на участников конфликта.

 

 

2.2 Конструктивный(позитивный) и деструктивный(негативный) конфликт

 

Необходимо отметить, в конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а прочие стороны, провоцирующие конфликт, поэтому необходимо учесть это, при собственной оценке конфликтной ситуации.

Таким образом, по отношению к участникам конфликта, сам конфликт может реализовывать конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции - это противоречия, возникающие в силу недостатка организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей, конфликт устраняет полностью или частично. Конфликт позволяет более глубоко  оценивать индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем. Конфликт открывает ценностные ориентации человека, относительную силу его аргументов, замечает его психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Это способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке и  в конфликтных ситуациях взаимоотношения между оппонентами после окончания конфликта становятся лучше, чем было до этого.

Тем не имение, выяснение взаимоотношений позволяет ослабить психологическую напряженность, которая начинается при реакции участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, которое сопровождается яростными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, и при этом, приводит к последующему уменьшению насыщенности отрицательных эмоций. Катарсис - одно из финальных ощущений конфликта, то есть выплеск накопившейся энергии, которая оказывать давление на человека длительное время.

В результате конфликта происходит формирование личности и межличностных отношений. Конфликт дает возможность человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими, но это при условие конструктивного разрешения конфликта. В будущем личность приобретает социальный опыт решения сложных ситуаций.

Конфликт может более улучшить качество личной деятельности. После завершения конфликта по вертикали, у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще всего ухудшается. Случается это, по-видимому, потому, что руководитель в силу своего положения чаще добивается своего, и поэтому не рекомендуется конфликтовать с руководителем.

По-видимому, улучшается отношение сослуживцев и повышается авторитет одного из участников при отстаивание верных целей. Это происходит в четыре раза чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему рискованные цели, и при этом, независимо от результата конфликта. Межличностные конфликты содействуют самоутверждению личности и служат средством социализации человека.

Вместе с тем, выделение возможных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно полагать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их не преодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от вызвавшей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным. Эмоциональное волнение кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Настоящая же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», иногда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире - обретение нового смысла, новое ценностное отношение, возобновление душевного равновесия. Наоборот, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, в самом деле оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний. Если вспомнить медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.

Деструктивные функции.

Обычно, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100, потому что конфликтная ситуация оказывает отрицательное воздействие на психическое состояние участников и поэтому никогда не улучшается сразу после завершения конфликта. Так же неблагополучно формирующиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием оппонентов. Большинство численностей намеренных убийств, по статистике, совершается в результате эскалации конфликта.

Практически каждая ссора сопровождается стрессом. Часто при эмоционально напряженных конфликтах остро возрастает возможность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт создает негативный образ другого - «образ врага», который легко воссоздаваться в случае возникновения даже небольших осложнений в отношениях и зачастую приводит к возникновению нового конфликта. Если же победа в конфликте одержана с помощью насилия, высока возможность того, что в следующий раз человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без неполных причин. Проигрыш в конфликте воздействует отрицательно на  Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта на прямых участников, тем не менее, конфликт проявляет воздействие не только на участвующие в нем стороны, но порой и на макро и микросреду. Уровень влияния конфликта на группу прямо пропорционален степени связи сторон с обществом, в котором этот конфликт происходит, и прямо пропорционален рангу участников конфликта, интенсивности противоборства.

К конструктивным  функциям конфликта относятся:

- конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества, например, инновационный конфликт;

- конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях практически в три раза чаще положительно воздействуют на эффективность совместной деятельности, чем  отрицательно;

- конфликт формулирует общественное мнение;

- конфликт временами способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека;

- конфликт может реализовывать функцию объединения группы и даже целого народа;

- в научных коллективах конфликты организовывают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения. Именно в этом случае говорят, что «в споре рождается истина»;

- окончание конфликта часто сопутствуется повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, определением более доброжелательной обстановки.

К деструктивным функциям конфликта относятся:

- конфликт постоянно сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе;

- если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев;

- учащенные конфликты ведут к снижению групповой сплоченности;

- иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно погасает или превосходство на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после окончания конфликта.

Только если конфликт не слишком учащенный, он умело управляется, он даст максимальную пользу.

3 Подходы к разрешению конфликта

 

3.1 Динамика конфликта

 

Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.

Обладая сведения о строение конфликта и этапы его развития, необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности обнаружения противоречий, существующих относительно объективно и субъективно.

Этапы конфликта отображают важные моменты, которые  характеризуют развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

1. Предконфликтная стадия - нарастание социальной напряженности или формирование конфликта, характеризуется осмыслением несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту.

2. Инцидент - завязка конфликта, конфликтный эпизод, ситуация взаимодействия, в которой случается столкновение интересов или целей участников.

Инцидент бывает спровоцированным, но чаще самопроизвольным, а так же  скрытым, проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне, или открытым, на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий.

3. Эскалация конфликта - прогрессирующее  во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при  котором последующие созидательные воздействия оппонентов друг на друга выше по напряженности, чем предыдущие.

Эскалация может быть, как непрерывной, с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми меняются конфликтанты, так и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то уменьшается, периоды активной конфронтации меняются затишьями, временными улучшениями отношений.

4. Сбалансированное противодействие.

 А.Г. Здравомыслов и  С.В. Соколов выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и соображением пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка личных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров.

5. Завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта.

Завершение и разрешение конфликта, это различные понятия и их нужно различать, поэтому, понятие завершения является больше общественным, и означает любую форму его окончания, а под  разрешением предполагается более личный случай завершения конфликта разрешение проблемы, ставшей причиной данного взаимодействия.

6. Послеконфликтная стадия.

Послеконфликтная стадия состоит из двух фаз:

- частичная нормализация отношений характеризуется присутствием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия встречной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, уровней притязаний, коррекция самооценок, отношения к партнеру, усиление чувства вины по отношению к нему;

- полная нормализация отношений настает при осознание сторонами значительности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

 

3.2 Роль и место практического психолога в конфликте

 

Не всегда можно разъяснять конфликты в качестве позитивного или негативного явления. Очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием, должны быть ограничены или, еще лучше, предотвращены. Последний акт, безусловно, более разумен и полезен со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Вследствие этого именно на предупреждение конфликтов устремлены существенные усилия.

Нельзя не подметить, что эффективность предостережения конфликтов затруднена, основным образом, тем, что проблема чужого вмешательства в конфликт на его латентной стадии, а тем более ранней, наталкивается на препятствия. Предупреждение конфликта заключается, в первую очередь, в воздействии на все или отдельные его элементы до того, как открытое противостояние началось.

Устранение причин конфликта является наиболее действенной формой предупреждения. Деятельность по предотвращению конфликтов различная и многоуровневая. На обще социальном уровне речь идет о обнаружении и устранении дезорганизующих факторов. Конечно, в целях предупреждения многочисленных конфликтов, нужно раскрыть и изучить их причин. Каждый конфликт на производстве начинается по конкретным причинам и при определенных условиях. В результате этого анализ и объяснение объективных причин возникновения наиболее распространенных случаев и последующее конкретность данных, может сыграть существенную роль в определении круга проблем, нуждающихся в безотлагательном решении.

Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения