Межличностные конфликты и возможные способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д.).

Файлы: 1 файл

Доклад межличностные конфликты и возможные способы их разрешения.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

Межличностные конфликты  и возможные способы их разрешения

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д.). Общение - само по себе достаточно сложное коммуникативное действие со своими закономерностями, правилами, и в идее своей предполагает гармонию отношений. Но в жизни так не бывает. Бесконфликтного общения, как такового, не может быть. Это всё равно, что признать: все люди одинаковы по своим интересам, способностям, темпераменту. Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнёра или оппонента. Адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, формирующаяся под воздействием слухов, мнений и суждений. Например, предприниматель договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения договора. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы об этом человеке. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов. В конфликтных ситуациях стереотипы и негативные установки углубляют раскол между оппонентами и затрудняют урегулирование и разрешение межличностного конфликта. Нередко причиной межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим ). Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствие к достижению цели. В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, агрессивность (пассивность), тип поведения и др.

Все межличностные конфликты, возникающие  из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три  основных вида. Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счёт ущемления интересов другого. Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов. Третий - представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искажённой) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Если  возникла конфликтная ситуация, то прежде чем " ввязаться в драку ", необходимо серьёзно взвесить все возможные " за " и " против " в предполагаемом конфликте, учитывая тот факт, что в конфликте в любом случае страдают обе стороны и задать себе несколько вопросов:

- Действительно ли существуют противоречия из-за которых стоит конфликтовать? 
- Возможно ли решить проблему каким-либо другим способом, не прибегая к конфликту? 
- Каковы будут последствия конфликта?

Избежать  конфликта можно, игнорируя непосредственно  контакты с конфликтными людьми, к которым относятся такие индивиды как: агрессивисты, жалобщики, молчуны, вечные пессимисты, всезнайки,  невинные лгуны, ложные альтруисты и т.п.

Если в силу тех или иных обстоятельств  избежать общения с трудными людьми не удаётся, то во взаимоотношениях с  ними следует использовать следующий  подход, основанный на принципах:

1. Осознайте то, что человек труден  в общении и определите, к какому  типу людей он относится.2. Не попадите под влияние этого человека, сохраняйте спокойствие и нейтралитет.3. Если не хотите уклониться от общения с таким человеком, то постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его трудностей.4. Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.5. Используйте совместный подход к разрешению конфликтов.

Одним из методов предотвращения конфликтов является самоотстранение от конфликтной  ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения  проблем, которые не затрагивают ваших интересов, и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Если конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий. Когда же наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает чётче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Всё это открывает следующую стадию в развитии конфликта - стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

Для успешного разрешения конфликта, в  конечном счёте, необходимо, чтобы обе  стороны проявили желание его  разрешить. Но если такое желание  будет проявлено хотя бы одной  из сторон, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта всегда довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Наверное, нет такого человека, которому не довелось бы оказаться в конфликтной ситуации. Что поделать, конкуренция, борьба за выживание в агрессивной рыночной среде навязывают нам жёсткие нормы общения. Умение разрешать конфликты - одно из главных и необходимых умений человека, работающего в крупной коммерческой или государственной структуре, инофирме или частном предприятии. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность. Именно сейчас, когда рабочий и служащий не уверены, что получат зарплату; военнослужащий, что не будет уволен по сокращению штатов; выпускник ВУЗа, что найдёт работу по специальности, когда человек сталкивается очень часто с раздражительностью, гневом, грубостью и недоброжелательностью и велика вероятность психических и сердечно-сосудистых заболеваний, как никогда большое значение приобретает умение терпимо относиться к окружающим. Без этого умения сейчас невозможно прожить, решить поставленные временем перед нами задачи, добиться успеха в любой деятельности. И это умение необходимо развивать, прежде всего, в самом себе, ибо мир - это отражение нас самих…

 


Информация о работе Межличностные конфликты и возможные способы их разрешения