Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:44, реферат
Что такое конфликт знают все. И большинство это слово вызывает неприятные ассоциации. Люди углубляясь конфликта или невольно попасть в нее, обычно склонны спешить, чтобы завершить его наилучшим образом для себя. Мало кто заинтересован в конфликте и само по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?
Введение…………………………………………………………...3
Что такое политический конфликт……………………………....4
Пути решения политических конфликтов……………………….8
Заключение………………………………………………………..15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный технический
(ВолгГТУ)
Факультет экономики и управления
Кафедра «Политология»
Реферат
по курсу политологии
на тему:
Политические конфликты и способы их разрешения.
Выполнил:
студент группы ИИТ-373
Аветисян М.О.
Проверил:
доцент, к.ф.н. Леонтьев А. Н.
Волгоград 2013
Содержание
Введение
Что такое конфликт знают все. И большинство это слово вызывает неприятные ассоциации. Люди углубляясь конфликта или невольно попасть в нее, обычно склонны спешить, чтобы завершить его наилучшим образом для себя. Мало кто заинтересован в конфликте и само по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?
Во время работы на тему "Политические конфликты и пути их решения", представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является предметом комплексного научного исследования. Философии, социологии, политологии, общей и прикладной психологии, права и других дисциплин, в соответствии с его объект, его методов и приемов когнитивного исследования различных аспектов конфликта как феномена социальной жизни.
Конфликт - объективно-субъективное явление, состояние, реальность присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов - один из многих мифов.
Основная причина конфликтов в обществе - противостояние различных потребностей, интересов и ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В центре противостояния конфликтующих сторон - объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этнические и религиозные, идеологические, культурные и т.д.).
Сегодня конфликты - повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому узнать определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Конечно, в простейших случаях, люди, оказавшись в конфликтной ситуации, а не без специальных знаний конфликтологическая разобраться, что делать. Но когда ситуация достаточно сложна, это гораздо больше, чем владение приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, и даже обратиться к специалистам-конфликтолог.
Что такое политический конфликт?
Политический конфликт –
столконовение противоборст потитических
субьектов, обусловленное противоположностью
их политических интересов, ценностей и
взглядов.
Понятие политического конфликта обозначает
борьбу одних субъектов с другими за влияние
в системеполитических отношений, доступ
к принятию общезначимых решений, распоряжение
ресурсами, монополию своих интересов
и признание их общественно необходимыми,
словом, за все то, что составляет власть
иполитическое господство.
Политическая государственная власть,
обладание ею, устройство властных институтов, политический
Противоречие между политическим обществом
как целостной системой и неравенством
включенных в нее индивидов и групп, выраженным
в иерархии политических
Различают три основных типа политических
конфликтов:
1. Конфликты интересов. Конфликты такого
рода преобладает в экономически развитых
странах, устойчивых государствах, политической
2. Конфликты ценностей характерны для
развивающихся государств с неустойчивым
государственным строем; они требуют больше
усилий по урегулированию, поскольку компромисс
по поводу таких ценностей, как “свобода”,
“равенство”, “терпимость”труднодостижим,
если вообще возможен.
3. Конфликты идентификации: характерны
для обществ, в которых происходит отождествление
субъектом себя с определенной группой
(этнической, религиозной, языковой), а
не с обществом(государством) в целом;
этот тип конфликта возникает в условиях
противоположности рас, этнической или
языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический
конфликт может быть: межгосударственным
(субъекты - государства и их коалиции),
государственным (субъекты ветви власти, политические партии
и т.д.), региональным (субъекты региональные политические
Внутриполитические конфликты разделяют
на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные
(вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических
конфликтов выступают
Субъектами оппозиционных внутриполитических
конфликтов выступают, с одной стороны,
властвующие элиты, выражающие их интересы
партии, государственные институты, организации,
лидеры. С другой - организации, представляющие
подвластные массы, а также политически активные
группы, выступающие против существующих
порядков, господствующей политической
Источником радикального конфликта
Внутриполитические конфликты подразделяются
на режимные и легитимные.
Режимные внутриполитические конфликты: целью
одного из субъектов может быть захват
власти в государстве или смена политической системы,
но без разрушения территориальной целостности
государства.
Легитимные внутриполитические конфликты: часть
государства стремится отделиться от
целого; часто легитимные конфликты совпадают
с этнополитическими, но не всегда этнополитические
конфликты являются легитимными (например,
требования национального равноправия,
автономии).
Для характеристики конфликтов,
Политический кризис - это состояние политической системы
общества, выражающееся в углублении и
обострении имеющихся конфликтов, в резком
усиленииполитической
Можно выделить внешнеполитические
кризисы, обусловленные международными конфликтами и
противоречиями, и внутриполитические
кризисы(правительственный, парламентский,
конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно
частое явление, выражается в потере правительством
авторитета, в невыполнении его распоряжений
исполнительными органами. Если правительство
не справляется с ситуацией, то парламент
может отказать ему в поддержке и отправить
кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может
сопровождаться сменой лидеров, форм правления
и т.д.
Парламентский кризис - это изменение
соотношения сил в органах законодательной
власти, когда решения парламента расходятся
с волей большинства граждан страны.
Результат - роспуск парламента
и назначение новых выборов. Парламентский кризис может
возникнуть и в том случае, когда основные
противоборствующие фракции в нем примерно
равны по силе, и это мешает принятию решений
и парализует работу законодательной
власти. И как итог - роспуск парламента
и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим
прекращением действия Основного закона
страны (конституции). Прежняя конституция
утрачивает легитимность и требуется
ее качественный пересмотр.
Политический кризис
В зависимости от особенностей проявления
и причин возникновения политического
кризиса в политологии выделяют такие
его формы, как:
1) кризис легитимности;
2) кризис идентичности;
3) кризис политического
4) кризис проникновения;
5) кризис распределения.
Кризис легитимности возникает
в результате рассогласования целей
и ценностей правящего режима
с представлениями основной части
граждан о необходимых
Кризис идентичности возникает тогда,
когда этнические и социально-структурные
различия становятся преградой на пути
общенационального объединения и идентификации
с определенной политической
Кризис политического участия характеризуется
созданием правящей элитой искусственных
препятствий включению в активную политическую жизнь
групп, заявляющих о своих претензиях
на власть, а также обострением проблемы
сохранения территориальной целостности,
национального единства и стабильностиполитической
Кризис проникновения проявляется
в снижении способности
Кризис распределения означает неспособность правящей
элиты обеспечить приемлемый для общества
рост материального благосостояния и
его распределение, позволяющих избежать
чрезмерной социальной дифференциации
и гарантирующих доступность основных
материальных благ всем слоям населения.
Пути решения политических конфликтов.
Центральная проблема конфликтов
– их разрешение ( управление конфликтом,
контроль над конфликтом, регулирование
уконфликта)
Под регулированием конфликта (
Политической практикой и теорией
выработаны некоторые всеобщие формы
и способы предотвращения, регулирования
и разрешения политических конфликтов. В
их числе - компромисс и консенсус.
Компромисс в словарях определяется
как соглашение на основе взаимных уступок.
Различают компромиссы вынужденные и
добровольные. Первые с неизбежностью
навязываются сложившимися обстоятельствами.
Вторые заключаются на основе соглашения
по определенным вопросам и соответствуют
какой-то части политическихинтересов
всех взаимодействующих сил. На основе
таких компромиссов создаются многообразные
партийные блоки и политические коалиции.
Слово консенсус происходит от латинского
consentio, которое в свою очередь образовано
от глагола sentire (чувствовать, ду. мать,
понимать) с помощью приставки con, имеющей
значение совместного, взаимного развития,
т.е. в своей основе консенсус означает
общность чувств и мыслей, взаимопонимание.
Консенсус - это соглашение значительного
большинства людей любого сообщества
относительно наиболее важных аспектов
его социального порядка, выраженное в
действиях. В демократических системах
обычно различают три объекта возможного
соглашения:
1) конечные цели (свобода, равенство и
т.д.), которые составляют структуру системы
представлений;
2) правила игры, или процедуры;
3) конкретные правительства и правительственная
политика.
Эти три объекта могут
быть трансформированы в три уровня
консенсуса:
1) консенсус на уровне сообщества, или
основной, ценностный;
2) консенсус на уровне режима, или процедурный;
3) консенсус на уровне политики.
Первый объект или уровень
консенсуса - основной - показывает, разделяет
ли данное общество одинаковые ценностные
представления и цели.
Второй объект или уровень консенсуса
- процедурный - устанавливает правила
игры, фиксируемые в конституциях.
Третий объект или уровень консенсуса
(в отношении политики и правительства)
выдвигает на передний план параллель
“власть-оппозиция”. Несогласие
по вопросам политики и оппозиция правительству
обусловлено отношением к членам правительства,
а не к форме управления.
Консенсус универсальный принцип
демократии, позволяющий разрешать и предупреждать
противоречия и конфликты, снимать напряженность
в обществе. Эффективность консенсуса
зависит от участия в распределении вознаграждений,
льгот, власти, благосостояния общества,
уровня политической культуры.
Кризис консенсуса обычно связывают
с кризисом отношении церковь-государство,
традиционной политики и включением в
нетрадиционных групп, перераспределением
ролей и статусов, разрывом элит и масс
и т.д.
Урегулирование конфликтов -
довольно широкое понятие. Оно включает:
- предупреждение открытых форм проявления конфликтов,
- разрешение конфликтов, предполагающее
устранение причин, вызывающих их, формирование
нового уровня отношений участников, улаживание
конфликта.
С учетом трех основных направлений
в урегулировании конфликтов,
- Первая группа методов направлена на
предотвращение развития
насильственной стадии развития конфликта.
- Вторая - на разрешение противоречий,
вызвавших конфликт.
- И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.
Каждая из групп методов,
как и сами методы, обладают рядом
достоинств, недостатков и ограничений.
Обычно наиболее эффективным является
комплексное применение различных
методов в зависимости от конкретных
условий и характера конфликта.
К первой группе методов относятся
ранняя диагностика и выявление причин конфликта с
тем, чтобы не допустить его дальнейшего
разрастания. Для этих целей часто используются
стандартизированные процедуры, основанные
на отслеживании конфликтных
Основоположником второй группы методов,
нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов,
Согласно Бертону, разрешение конфликта должно
основываться на изменении глубинных
структур. Правильно организованное общение
между социальными группами, находящимися
в конфликте, является одним из центральных
методов в данном подходе. Оно направлено
на изменение характера восприятия, а
также посредством этого на изменение
отношений сторон друг к другу. Методы,
используемые Бертоном и его коллегами,
включают в себя Т-группы ориентированные
на снятие ложной идентификации с группой
только по национальному признаку; специально
организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами
и т.п.
Третья группа методов включает в
себя ряд приемов, которые предполагают
перевод конфликта в рациональный план.
Лишь очень немногие конфликты по своей
природе являются конфликтами с нулевой
суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон
полностью противоположны. И, даже если конфликт близок
кконфликту с нулевой суммой, задача состоит
в том, чтобы его участники через включение
дополнительных вопросов или, напротив,
исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной ситуации
ненулевой характер. Иной вариант - диверсифицировать
ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы
разные группы стремились к разным, непересекающимся
целям. Стороны могут сформировать цели
более высокого порядка, позволяющие объединиться
ради их достижения.
Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения