Политические конфликты и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Что такое конфликт знают все. И большинство это слово вызывает неприятные ассоциации. Люди углубляясь конфликта или невольно попасть в нее, обычно склонны спешить, чтобы завершить его наилучшим образом для себя. Мало кто заинтересован в конфликте и само по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?

Оглавление

Введение…………………………………………………………...3
Что такое политический конфликт……………………………....4
Пути решения политических конфликтов……………………….8
Заключение………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Полтиситческие_конфликты_и_пути_их_решения.docx

— 40.45 Кб (Скачать)

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Волгоградский  государственный технический университет»

(ВолгГТУ)

Факультет экономики и управления

Кафедра «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по  курсу политологии

на  тему:

Политические  конфликты и способы их разрешения.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ИИТ-373

Аветисян  М.О.

Проверил:

доцент, к.ф.н. Леонтьев А. Н.

 

 

 

 

Волгоград 2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………...3
  2. Что такое политический конфликт……………………………....4
  3. Пути решения политических конфликтов……………………….8
  4. Заключение………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что такое конфликт знают  все. И большинство это слово  вызывает неприятные ассоциации. Люди углубляясь конфликта или невольно попасть в нее, обычно склонны  спешить, чтобы завершить его  наилучшим образом для себя. Мало кто заинтересован в конфликте  и само по себе. Но как довести  конфликт до благополучного конца?

  Во время работы на тему "Политические конфликты и пути их решения", представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является предметом комплексного научного исследования. Философии, социологии, политологии, общей и прикладной психологии, права и других дисциплин, в соответствии с его объект, его методов и приемов когнитивного исследования различных аспектов конфликта как феномена социальной жизни.

  Конфликт - объективно-субъективное явление, состояние, реальность присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов - один из многих мифов.

  Основная причина конфликтов в обществе - противостояние различных потребностей, интересов и ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В центре противостояния конфликтующих сторон - объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этнические и религиозные, идеологические, культурные и т.д.).

  Сегодня конфликты - повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому узнать определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Конечно, в простейших случаях, люди, оказавшись в конфликтной ситуации, а не без специальных знаний конфликтологическая разобраться, что делать. Но когда ситуация достаточно сложна, это гораздо больше, чем владение приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, и даже обратиться к специалистам-конфликтолог.

Что такое политический конфликт?

Политический конфликт –  столконовение противоборст потитических субьектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.  
  Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системеполитических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть иполитическое господство.  
  Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данногополитического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.  
  Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.  
 
Различают три основных типа политических конфликтов: 
 
1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является “торг” по поводу дележа экономического “пирога” (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (“как это, так и то”).  
 
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как “свобода”, “равенство”, “терпимость”труднодостижим, если вообще возможен.  
 
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом(государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.  
 
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.  
  Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).  
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.  
  Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Пре; метом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.  
  Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного - противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политическихотношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политическихсил, действующих в рамках и по правилам “игры” плюрализма.  
  Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.  
  Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.  
  Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в политологии используется понятие “политический кризис” (греч. krisis • решение, поворотный пункт, исход).  
  Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усиленииполитической напряженности.  
  Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы(правительственный, парламентский, конституционный и др.).  
  Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.  
  Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны.

Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.  
  Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.  
  Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).  
  В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как:

1) кризис легитимности;

2) кризис идентичности;

3) кризис политического участия;

4) кризис проникновения;

5) кризис распределения.  

Кризис легитимности возникает  в результате рассогласования целей  и ценностей правящего режима с представлениями основной части  граждан о необходимых средствах  и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.  
  Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.  
  Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильностиполитической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.  
  Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.  
 
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

Пути решения  политических конфликтов.

Центральная проблема конфликтов – их разрешение ( управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование  уконфликта)  
  Под регулированием конфликта (конфликтным контролем) понимается разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.  
  Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.  
  Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политическихинтересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.  
  Слово консенсус происходит от латинского consentio, которое в свою очередь образовано от глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.  
  Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:  
 
1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.), которые составляют структуру системы представлений;  
2) правила игры, или процедуры;  
3) конкретные правительства и правительственная политика.

 

 

Эти три объекта могут  быть трансформированы в три уровня консенсуса:  
 
1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный;  
2) консенсус на уровне режима, или процедурный;  
3) консенсус на уровне политики. 

  Первый объект или уровень консенсуса - основной - показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.  
  Второй объект или уровень консенсуса - процедурный - устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.  
  Третий объект или уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель “власть-оппозиция”.     Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству обусловлено отношением к членам правительства, а не к форме управления.  
  Консенсус универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.  
  Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношении церковь-государство, традиционной политики и включением в нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.  

Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно включает: 
- предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);  
 
- разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликта. 

С учетом трех основных направлений  в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.  
- Первая группа методов направлена на предотвращение развития

насильственной стадии развития конфликта.  

- Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.  

- И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом  достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных  методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.  
  К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на Развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационныx служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.  
  Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон.  
  Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т.п.  
  Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. И, даже если конфликт близок кконфликту с нулевой суммой, задача состоит в том, чтобы его участники через включение дополнительных вопросов или, напротив, исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной ситуации ненулевой характер. Иной вариант - диверсифицировать ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения.

Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения