Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:56, доклад

Краткое описание

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.
По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Файлы: 1 файл

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.docx

— 272.19 Кб (Скачать)

Дальнейший шаг в интерпретации  результатов опроса - осмысление показателей  фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  • 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
  • http://psylist.net/praktikum/

Обида — изначально: событие, которое  оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение  ущерба для чести (статуса). На сегодняшний  день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), и возможные реакции на событие (например, отказ от общения с  человеком вследствие ссоры).

Она включает в себя такие элементы как жалость к себе, ненависть  и мстительность. В зависимости  от интенсивности этих трех составляющих можно различать разные виды обиды.

Юридически, обида есть умышленное и противозаконное выражение  неуважения к другому человеку заведомо оскорбительным для него обращением с ним [1]

Психологически, личная обида —  переживание гнева к обидчику и жалости к себе. Что касается оснований для личной обиды, то они  достаточно произвольны. Личная обида  не обязательно является умышленной. Личная обида вспыхивает, когда задеты больные для человека точки (ключи  обиды), либо есть желание и условная выгода от обиды.[источник не указан 261 день] Обида – это чувство жертвы, чувство, которое рождается тогда, когда человек не может проявить свои первичные чувства – гнев и боль и адекватно отреагировать на причинение ему боли другим человеком.

Обида и чувство обиды

 

Обида часто отождествляется с  чувством обиды, но это неточно. Обида  — это просто житейская ситуация, которая объективно квалифицируется  как «обидная».

Не пригласили на праздник — обидно. По глупому проиграл встречу — обидно. Констатация адекватная («неприятность»), но чувства обиды, переживания при этом может и не быть.

Изначально обида понималась не как чувство, а как жизненное  событие. В народе обида — любая  неприятность («Вот какая обида приключилась!»). Позже под обидой стали понимать действия, понижающие статус человека. «Не пригласил на пир — причинил обиду». В XII—XIII вв. основное значение слова обида — «нарушение княжеского права, несправедливость». Это не вопрос о чувствах, вопрос о нанесении  ущерба, как и за воровство.

Психологическая природа обиды

 

Переживание обиды к врожденным эмоциям исследователями не причисляется. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние агрессии, а сложное поведение обиды им освоить еще предстоит. Обиду выучивают в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Традиционная форма детской обиды: «Если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь». Обиду обычно используют для обвинения других в нанесении обиды.

Дети пользуются обидой в достаточной  мере произвольно, с подросткового  возраста чувство обиды закрепляется уже как в большой степени  непроизвольная эмоциональная реакция. Взрослые люди, имеющие привычку обижаться, от этой в целом непродуктивной привычки стараются отучиться. В некоторых  ситуациях чувство обиды может  быть социально приемлемым и достаточно эффективным средством управления межличностными отношениями.

Обида юридически


Обида личная (лат. injuria — посягательство на личность в римском праве), как частноправовой деликт, есть всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания того, что данное действие может причинить оскорбление. Обида личная может состоять как в непосредственном проявлении неуважения, направленном прямо на данную личность, так и во всяком сознательном вторжении в чужую правовую сферу, личную или имущественную, какие бы непосредственные цели ни преследовал обидчик[2][3].

 
От других правонарушений, в которых  также существует вторжение в  чужую правовую сферу (кража, грабёж, обман и т. д.), обида личная отличается (помимо отсутствия корыстного намерения) тем, что обидчик не скрывает противозаконности своего действия и его последствий, открыто совершая акт обиды и рассчитывая на малодушие или робость того, кого касается данное действие. В бытовом языке понятие обиды точно определяется указанием на то, что обидчик «позволяет себе» больше, чем должен, совершает поступок «дерзкий», «наглый», «нахальный» по отношению к другой личности. Понятие обиды личной в этом смысле подробно разработано римскими юристами, пользовавшимися иском из обиды (лат. actio in juriarum), как средством борьбы со всякого рода противозаконными действиями в области гражданского права, которые не могут быть парализованы прямыми средствами гражданско-правовой защиты. Препятствия, оказываемые одному лицу другим в пользовании благами, состоящими в общем обладании, правонарушения, возникающие из соседских отношений и не укладывающиеся в иски из сервитутного права, целый ряд действий, связанных с исполнением договоров, но не подходивших под существующие договорные иски и т. д., находили себе отпор в actio juriarum aestimatoria. При этом иске истец имел право сам оценить размер причинённого ему ущерба и определить размер пени, взыскать которую в свою пользу он считал необходимым для восстановления своей чести; судья, соображаясь с обстоятельствами дела, мог уменьшить этот размер и устанавливал его окончательно. Таким способом оценки устранялась необходимость точного вычисления размера ущерба, причинённого обидой личной, вычисления, не всегда возможного при имущественных правонарушениях и совершенно неприложимого к личным оскорблениям; вместе с тем развязывались руки судье для защиты не только имущественного, но и неимущественного интереса обиженного.

Современные права, французское и  германское, не знают больше обиды  личной, как частноправового деликта, хотя в них понятие последнего очень широко: обиды личные подлежат публично-правовому наказанию по уголовным законам, а имущественный ущерб ими причинённый, взыскивается, на основании уголовного приговора, в размере действительно нарушенного интереса. Современное воззрение на достоинство личности не допускает частного штрафа за обиду личную, денежной оплаты оскорбления; оно предпочитает нравственное удовлетворение, даваемое лицу наложением уголовного наказания или штрафа, идущего в пользу государства. Кроме того, потребность в частноправовой организации преследования обиды личной значительно уменьшилась в современном государстве установлением полицейской защиты граждан и расширением понятия гражданско-правовых исков, построенных на широких принципах доброй совести. То, что прежде в Риме не подходило, например, под понятие иска из купли-продажи и защищалось actio in juriarum, теперь признается поводом к иску. Однако некоторые юристы (в особенности Иеринг) совершенно справедливо указывают на то, что и при всех реформах в области правосудия и общественной защиты можно указать многочисленный ряд случаев из разных областей гражданско-правовой жизни, где иски из обиды личной были бы вполне целесообразны. Кассир в театре не выдаёт вам билета и даёт его следующему за вами по очереди лицу; вас не допускают воспользоваться вашим билетом, препятствуя занять место; ваш сосед по квартире или жилец, живущий над вами, игрой на рояле или шумными пирушками не даёт вам спать ночью — во всех этих и множестве других подобных случаях или совсем нельзя получить удовлетворения существующими средствами, или это удовлетворение крайне недостаточно (вы потеряли интересовавший вас спектакль, а кассир получил замечание начальства после долгих проволочек, стоивших вам многих хлопот, а то и совсем ничем не наказан; вам возвратили деньги за билет, по которому вас не пустили в театр; в иске к соседу вам отказали по недоказанности материальных убытков, а хозяин благоволит к жильцу; вы можете съехать с квартиры, но оскорбление, наносимое неуважением к вашим законным требованиям, осталось безнаказанным). Эластичный римский иск из обиды личной легко, в этих случаях, достигал своей цели. В противоположность континентальному, английское право, рядом с публично-правовым преследованием, знает и частноправовое преследование обиды личной, понимаемой, как и в римском праве, очень широко и допускающей свободную оценку вреда и интереса присяжными. Знает частноправовые иски из обиды личной, рядом с уголовным преследованием, и русское право; но по существу русская actio juriarum не похожа ни на римскую, ни на английскую. По статье 667 тома X, части I «виновный в нанесении кому-либо личной обиды или оскорбления может, по требованию обиженного, быть присужден к платежу в пользу его бесчестия, смотря по состоянию или званию обиженного и по особым отношениям обидчика к обиженному, от одного до пятидесяти рублей»; по статье 670, «ежели вследствие личной обиды или оскорбления обиженный понёс ущерб в кредите или в имуществе, то обидевший или оскорбивший его обязан вознаградить за сии потери и убытки по усмоmрению и определению суда». Практика, однако, не извлекла из этих статей никаких серьёзных средств для борьбы с правонарушениями, на которые указано выше.

Этимологически слово «обида» образовано от «об-вида», то есть «об-огнуть видом», обнести, не заметить, обделить. И потому тесно связано с таким понятием, как справедливость. Мы обижаемся, когда нас обделяет, как нам кажется, несправедливо. Если нам недосталось чего-либо по справедливости, мы можем огорчиться, но не обидеться.

За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств,[1] возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.

Исследования зависти


Разностороннее исследование зависти  как культурного феномена, проявляющего себя по разному в различных культурах, сообществах, сферах человеческой жизнедеятельности и исследовательских контекстах, представил Гельмут Шёк в своей работе«Зависть: теория социального поведения».[1]

Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом и/или в настоящем."

— Ильясов Ф. Н. Терроризм  — от социальных оснований до поведения  жертв // Социологические исследования. № 6, 2007. С. 78-86.

Исследования в Национальном институте  радиологии (NIRS) Японии проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi) показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.

В психоанализе


По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что

Завистливому человеку плохо при  виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все  попытки удовлетворить зависть  тщетны.

— Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.

Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку. Поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.

В религиях


В христианстве

В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого и с прекращением его благополучия - заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» —лень. Выделяются следующие этапы развития зависти:

  1. неуместное соперничество
  2. рвение с досадой
  3. порицание (злословие) в отношение того, к кому испытывается зависть.

Зависть противопоставляется таким  христианским добродетелям как смирение, великодушие, благожелательство и сострадание.

 

Смертные  грехи в католицизме

Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня


В исламе

Зависть — есть черта характера, осуждаемая в Коране. Согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства. Существуют специальные советы для защиты от зависти. 

В литературе


Известны, как минимум, несколько  произведений, непосредственно раскрывающих тему зависти:

  • Роман «Зависть» Юрия Олеши о проблеме зависти в советском обществе.
  • В романе Эжен Сю «Фредерик Бастьен: зависть», зависть раскрывается в психотерапевтическом ключе, ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии.
  • Повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история.» предоставляет литературный анализ проблемы зависти в человеческой жизни.
  • Зависть рассматривается в утопическом романе английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо» (1960 г.).

Пассиона́рная тео́рия этногене́за — гипотеза Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена вВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 год).

Гипотеза Гумилева определяет и  описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятиепассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки ни у советской[1], и наследовавшей ей современной российской исторической науки, ни у международного научного сообщества. Пассионарная теория преподнесена в доступном (научно-популярном) изложении, доходчива[2].

Информация о работе Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко