Метод парных сравнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:05, практическая работа

Краткое описание

Цель работы: освоение метода парных сравнений для построения шкалы интервалов, сравнение построенной шкалы со шкалой порядка, полученную методом балльной оценки.

Задачи:

◦Подготовить и произвести опыт;
◦Обработать полученные данные;
◦Сравнить шкалы, построенные двумя различными методами;
◦Сделать выводы.

Файлы: 1 файл

терстоун+люшер.docx

— 21.10 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «Тверской государственный университет»

факультет психологии и социальной работы 
 
 
 
 
 
 

Общий психологический  практикум 

«Метод парных сравнений» 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 2 курса

Тихомирова  А. О.

группа 21

Проверила:

Клюева  О. А.

к. психол. наук, доц. 
 
 

Тверь 2010 

Введение 

     В данном опыте мы использовали следующие  методы: модель Терстоуна, метод балльных оценок (графическая шкала) и методику цветовых выборов Люшера.

        По мере того, как  исследователи переходили к ситуациям, все более приближенным к естественному  поведению, становилось очевидным, что однозначно определить физический континуум для каждой важной субъективной характеристики невозможно. Это особенно ясно, когда речь идет об оценке достаточно сложных стимулов, таких как интеллектуальные способности или успеваемость в  обучении.

     Новое направление в психофизике возникло в связи с вопросами субъективного  шкалирования характеристик стимула, не имеющих однозначной физической интерпретации. На основании метода парных сравнений (Кон, 1894) были разработаны процедуры для получения шкалы интервалов и отношений для таких стимулов. Формальным математическим основанием для этих процедур послужила модель шкалирования сравнительных суждений Терстоуна (1927, 1929, 1975).

        Наиболее распространенным типом шкалы балльных оценок является, вероятно, графическая шкала. В общем  случае она представляет собой прямую линию, на которой определенным образом  размечены признаки, характеризующие  исследуемый класс объектов-стимулов. Линия может быть разделена на отрезки или непрерывной. Если она  разделена на отрезки, то число отрезков может быть различным. Она может  быть расположена горизонтально  или вертикально. [1]

      Цветовой  тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет  измерить психофизиологическое состояние  человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины  психологического стресса, который  может привести к появлению физиологических симптомов. [2]

     Тест  Люшера основан на том опытном  факте, что выбор цвета отражает нередко направленность исытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Это так называемый "глубинный" тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

     В настоящее время существует два  варианта теста Люшера: краткий и  полный (мы использовали краткий). При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

     Сама  процедура тестирования состоит  в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие  на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает  просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми  вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения

     Поскольку выбор цвета основан на бессознательных  процессах, он указывает на то, каков  человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или  каким бы он хотел быть, как это  часто случается при использовании  опросных методов.

     Результаты  цветовой диагностики Люшера позволяют  произвести индивидуальную оценку и  дать профессиональные рекомендации о  том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии и гомеопатической  терапии.

     Сторонники  применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый  и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом  ранжировании цветов.[3] 

     Цель  работы: освоение метода парных сравнений  для построения шкалы интервалов, сравнение построенной шкалы  со шкалой порядка, полученную методом  балльной оценки.

     Задачи:

    • Подготовить и произвести опыт;
    • Обработать полученные данные;
    • Сравнить шкалы, построенные двумя различными методами;
    • Сделать выводы.

      В опыте принимала участие девушка 18 лет.

 

Порядок работы:

     Опыт  состоит из 2-х серий.

     В первой серии испытуемому предлагается оценить по 10-балльной шкале приятность каждого цвета. Для этого ему предъявляется вертикальная графическая шкала с десятью оценочными градациями от "невообразимо приятный — 10 баллов" до "невообразимо неприятный — 0 баллов". Внизу листа в случайном порядке расположены 8 цветных прямоугольников. Выбрав тот стимул, который нужно оценить, испытуемый вносит нужное число от 0 до 10 в таблицу. Действуя таким образом, испытуемый поочередно оценивает все 8 стимулов.

     Во  второй серии цветные прямоугольники предъявляются парами, и задача испытуемого  заключается в том, чтобы оценить, какой из 2-х цветов ему нравится больше. Как только испытуемый дает ответ, ему предъявляется следующая  пара стимулов. Всего предъявляются 140 пробы, т.е. все цвета встречается  друг с другом по 5 раз. Три раза каждый из цветов предъявляется слева, три  раза — справа. В верхнем правом углу экрана каждый раз высвечивается порядковый номер пробы.

      Обработка результатов:

     Обработка результатов заключается в построении по каждой серии индивидуальной и  групповой шкал*. По данным, полученным в первой серии, строится шкала порядка, по данным второй серии — шкала  интервалов. Для получения групповых  данных каждый испытуемый должен свести в таблицу и усреднить свои данные с данными других четырех  испытуемых. Причем в академической  группе студентов (как правило, 12—15 человек) не должно быть повторяющихся  результатов.

        В случае получения  по индивидуальным данным неполной матрицы  вероятностей, т.е. состоящей из большого количества нулей и единиц, обрабатываются только групповые результаты. Будем  считать матрицу неполной, если более 30% ее элементов, т.е. 23 и больше, равны  нулю или единице.

  Построенные матрицы и шкалы, а также расчеты  представлены в приложениях.

 

  

Результаты. Выводы.

 

Список  литературы

  1. Гусев А. Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. 2-е изд. М.: Смысл, 1998. 286 с. (Серия «Практикум». Вып. 2).
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тест_Люшера
  3. http://tests.kulichki.com/lusher.html

Информация о работе Метод парных сравнений