Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель исследования: проведение анализа имеющейся литературы в психологии и изучение идеалов и мечты современных подростков.
Задачи исследования:
1. Анализ и систематизация психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. разработка проблемы и методов исследования;
3. практическое изучение идеалов подростков и выявление взаимосвязи с их мечтами;
4. подведение итогов.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В ПСИХОЛОГИИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
1.1 Характеристика подросткового возраста……….….......................... 5
1.2 Определение понятия о мечте и ее значении в подростковом возрасте…………………….. 13
1.3 Раскрытие определения «идеал» и его влияние на мечты подростка………………………………………………………………. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………. 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИДЕАЛОВ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА МЕЧТЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация эксперимента и методы исследования…………… 25
2.2. Интерпретация результатов и анализ проведенного исследования…………………………………………………………… 26
Выводы по второй главе……………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 34
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………. 40
Экспериментальная работа осуществлялась в марте 2011 года на базе МОУ СОШ №93 г.о. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие 24 ученика 9«Б» класса: 9 мальчиков и 15 девочек.
Для практического исследования мною был проведен первичный срез. В работе была использована в качестве психологического метода исследования уникальная анкета, созданная в соавторстве в научным руководителем. (Приложение 1). Анкета относится к открытому типу, где ответ на вопрос испытуемым формируется самостоятельно, и состоит из двух логических частей, соответсвующим темам «Идеалы» и «Мечты» .Она была составлена для выявления:
1. информированности подростков о значении понятий «идеал» и «мечта»;
2. наличия идеала и мечты у каждого отдельного подростка;
3. иерархии идеалов современных детей подросткового возраста, а в последующем для изучения влияния их на мечты;
4. выявления способов осуществления мечты;
5. обнаружения отношения и степени важности в жизни подростка идеала и мечты.
Ниже приводится анализ полученных результатов.
2.2. Анализ проведенного исследования и интерпретация результатов.
Исходя из результатов анкетирования, я сделала следующие выводы:
1.На вопрос « Есть ли у вас идеал?» получились следующие результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Есть ли у вас идеал?
Как мальчики, так и девочки в своем большинстве имеют свой идеал, понимают, что такое «идеал» и трактуют его как некое «совершенство, к которому следует стремиться, равняться на него».Более того подавляющее количество школьников отмечают следующие качества, которые их привлекают: креативность, уверенность, лидерство, умение управлять своими эмоциями, смелость и чувство юмора. Большое внимание они уделяют внешности: красоте, телосложению и физической подготовке. Однако также высоко ценимыми качествами у подростков оказались дерзость, наглость, упрямство, что и доказывает полярность психики подростков.
2. На вопрос «Кто является вашим идеалом?» большинство подростков предпочитают называть знаменитых артистов, певцов, в то время как меньший процент респондентов приводит в качестве идеала своих родителей, еще меньший процент – людей интеллектуального труда (Таблица 2).И почти все хотели бы иметь качества своего идеала (Таблица 3).
Таблица 2
Кто является вашим идеалом?
МАЛЬЧИКИ
45% | Певцы,люди шоубизнеса |
33% | Футболисты |
11% | Отец |
11% | Считает себя воплощением идеальных качеств |
ДЕВОЧКИ
60% | Певцы,модели, актрисы |
20% | Родители |
13% | Писатели, спортсмены |
7% | Считает себя воплощением идеальных качеств |
Таблица 3
Хотели бы Вы иметь у себя качества своего идеала?
4. Что касается определения «мечта», то абсолютное большинство школьников (88%) сошлись во мнении, что это «цель, ради которой необходимо преодолевать трудности, путь к которой является смыслом жизни».
5. На вопрос «Мечтаете ли Вы?» я убедилась, что независимо от пола мечают все (Таблица 4).Мечты самые разнообразные, но в основном материальные и касаются будущего. Преимущественно это «мечты-цели» (Таблица 5).
6. Вопрос «Как Вы собираетесь достичь Вашей мечты?» обнаружил, что подростки не различают понятия «мечта» и «цель». Мечты современные школьники все чаще ассоциируют с целями, не разделяя эти два понятия, что говорит об изменении миросозерцания нынешних подростков. В изменившимся мире дети подросткового возраста достигают своей мечты, используя методы, применяемые к достижению целей (Таблица 6).
Таблица 4
Мечтаете ли Вы?
Таблица 5
О чем Вы мечтаете?
Мальчики | Девочки |
Достичь вершины развития слуха и мастерства игры на гитаре | Престижная профессия |
Космос, деньги | Переезд в другой город |
Слава | Карьера певицы |
Семья, друзья, студия звукозаписи | Писать книги, которые бы помогали людям понять жизнь |
Карьера футболиста | Карьера танцовщицы |
Поездка на футбольный матч в Барселону | Переезд во Францию |
Семья, дети, мотоцикл, загородный дом, авто | Поступление в престижный ВУЗ |
Сдача экзаменов | Переезд в Южную Корею |
Поступление в ВУЗ | Стать рок-музыкантом |
Таблица 6
Как Вы собираетесь достичь Вашей мечты?
Мальчики | Девочки |
Уверенность в достижении мечты | С помощью хорошего образования |
Сделать из мечты цель и достичь еен | Проявлять настойчивость |
Учиться, преодолеывать трудности | Путем постоянных усилий над собой |
Действовать и добиваться | Уделять внимание учебе и здоровью |
Стараться | Чаще заниматься |
Как можно больше времени тратить для достижения мечты и знать, что все получится | Старанием и упорством |
7. Последний вопрос анкеты «Часто ли Ваши мечты осуществляются в жизни?» выявил гендерные различия по отношению к понятию «мечта» (Таблица 7).
Таблица 7
Часто ли Ваши мечты осуществляются в жизни?
По мнению девочек, их мечты сбываются чаще, в то время как у мальчиков процент частоты осуществления мечты в их жизни гораздо ниже. Этот феномен можно объяснить гендерными различиями в самооценке и мировосприятии: так, девочки более практичны, чем мальчики, а следовательно ставят для себя реальную планку, и поэтому их мечты более приближены к жизни.
Выводы по второй главе
Проведенное мною эмпирическое исследование достигло своей цели и решило ряд поставленных задач. Благодаря первичному срезу я получила обобщенную картину об отношении и степени важности в жизни подростка идеала и мечты.
Во-первых, анкета выявила, что нынешнее поколение подростков достаточно хорошо информировано о понятиях «идеал» и «мечта», однако современная социально-экономическая система в совокупности со средствами массовой информации наложили свой отпечаток на мировосприятие подростков. Благодаря этому значение понятия идеал имеет место быть в системе ценностей подростка. И в зависимости от того, что или кто является идеалом, предметом для подражания и роста как духовного, так и в других материальных сферах, такой и будет мечта. То есть была выявлена прямая взаимосвязь от идеала к мечте.
Во-вторых, наличие идеала и мечты было выявлено у абсолютного большинства подростков, что может говорить о развитии мировоззрения у подростков. Однако иерархия идеалов современных детей подросткового возраста изменилась. Как было упомянуто выше, все больше детей, оглядываясь на мир вокруг, понимают, что без таких качеств как креативность, уверенность, лидерство, умение управлять своими эмоциями, смелость и чувство юмора им не добиться успеха в этой жизни. Следовательно именно эти качества привлекают современных подростков в их идеале. Следует обратить внимание на то, что дерзость, наглость, упрямство также являются для подростков примером для подражания. Проанализировав эти данные можно сделать заключение о том, что современность диктует подросткам не только положительные качества, но и отрицательные, лишь бы добиться своей цели, лишь бы быть первым и занимать позиию лидера всегда и во всем.
В-третьих, сопоставив у каждого отдельного подростка идеал с мечтой, а также со средством достижения этой мечты, я сделала вывод о том, что уже реализуя свою мечту-цель, подросток использует именно те качества, которые он указывал в качестве тех, которые привлекают его в идеале. Это уже не наивный ребенок, грезевший о «голубой мечте», это уже уверенный в себе человек, который знает, что он хочет и представляет как достичь этого.