Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель исследования: проведение анализа имеющейся литературы в психологии и изучение идеалов и мечты современных подростков.
Задачи исследования:
1. Анализ и систематизация психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. разработка проблемы и методов исследования;
3. практическое изучение идеалов подростков и выявление взаимосвязи с их мечтами;
4. подведение итогов.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В ПСИХОЛОГИИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
1.1 Характеристика подросткового возраста……….….......................... 5
1.2 Определение понятия о мечте и ее значении в подростковом возрасте…………………….. 13
1.3 Раскрытие определения «идеал» и его влияние на мечты подростка………………………………………………………………. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………. 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИДЕАЛОВ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА МЕЧТЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация эксперимента и методы исследования…………… 25
2.2. Интерпретация результатов и анализ проведенного исследования…………………………………………………………… 26
Выводы по второй главе……………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 34
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………. 40
И наконец, мечта современного подростка играет очень важную роль в его жизни. Это своеобразный план его жизни, который диктует как, зачем и для чего нужно жить, развиваться. Мечта для каждого определенного подростка – это «эволюционный путь» от состояния ребенка до взрослости и мудрости.
Заключение
Поводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:
1. В теоретической части моей работы я проанализировала зарубежную и отечественную литературу по проблеме мечты и идеалов современных подростков. Мною были рассмотрены понятия подростковый возраст, идеал, мечта и их значение в этом возрасте. Я рассмотрела особенности подросткового возраста, включающие «подростковый комплекс» и полярность психики. В зарубежной и отечественной психологии существует множество подходов к изучению мечты: в зарубежной психологии – главным образом это психоаналитические или бихевиористские позиции, в отечественной психологии советского периода преобладала марксистская теория. Однако и зарубежные, и отечественные психологи отмечают большое значение мечты как одного из механизмов формирования личности. Именно в подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает мечта как образ желаемого будущего. В связи с раскрытием понятий «подростка» и «мечты» я дала понятие идеалу и его значению на подрастковом возрастном этапе, обратив внимание на то, что как раз подростковый возраст является началом интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений.
2. В практической части я провела первичный срез идеалов и мечты подростков 9 класса г.о. Тольятти. Исследование показало, что мечты и идеалы занимают важнейшее значение в жизни современного подростка, в формировании его мировоззрения и дальнейшего жизненного пути. Действительно, подавляющее количество нынешних подростков являются реалистами, нежели мечтателями. Они понимают мечту как цель и стремятся к ней любыми путями. Они требуют независимости и ценят целеустремленность, прямоту, смелость и упорство. Проведя анализ, я проверила истинность выдвинутой нами гипотезы о том, что под влиянием изменившихся социально-экономических условий жизни изменились идеалы и мечты подростков, а также понимание ими этих понятий и методов достижения своей мечты.
Данная работа имеет дальнейшие перспективы исследования. Возможно более детальное изучение иерархии идеалов современных подростков в большей выборке, а также сравнение по гендерным особенностям. Кроме того, интересно было бы провести сравнительный анализ мечты и идеалов подростков в разных школах, что обнаружило бы более яркие социальные различия, следовательно и различия в мировосприятии. Очевидно, что проблема изучения идеалов, мировоззрения, взглядов и мечты как подростков, так и других возрастных групп крайне необходимы в современной динамичной экономической, социальной, политической обстановке. Я могу заключить, что проблема идеалов и мечты подростков является очень важной и достаточно актуальной для изучения, поэтому следует продолжать и расширять теоретические и эмпирические исследования в данной области.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. - 2-е издание, перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988.
3. Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии - М., Посвящение, 1974.
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
5. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - Москва, 1987.
6. Асмолов А.Г. Личность; психологическая стратегия воспитания. М.: Педагогика, 1985.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, Просвещение, 1968г.179с.
9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
10. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Вступительная статья Д.И. Фельдштейна.
11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания. // Педагогика. - 1995. - №4.
13. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., Академия, 1988г.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Гл. Ред. А.В. Запорожец, - М Тексты: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1982.
15. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. - М., 1981.
16. Гарсия-Баррозу М. Некоторые замечания о грезах, мечтах, бессознательные фантазиях.-"Журнал франшизы пс
17. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. // Педагогика. - 1992. - №5-6. - с.3-13.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: МГУ, 1997.
19. Додонов Б.И. “Здравый смысл” и наука о воспитании.— “Советская педагогика”, 1968, № 1.
20. Додонов Б.И. Эмоция как ценность“Психология”. М., 1956, Стр. 845.
21. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 1977.
22. Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников. // Ориентация и деятельность школьников. / Под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой. - М.: Педагогика, 1991.
23. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
24. Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций. // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. - с.80-89.
25. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
26. Крэйг Г. Психология развития. - СПб.: Изд-во “ Питер". 2000. - 992с.: ил. - /Серия “ Мастера психологии”/.
27. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социологические исследования. 1996, №5, с.3-23.
28. Ленин В.И. Полн. собр. стр. 171—173.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
30. Марцинковская, Т. История детской психологии/Т. Марцинковская: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 44с.
31. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
32. Момов В. Человек, мораль, воспитание. - М.: Прогресс, 1975. - 166с.
33. Моральные ценности и личность. // Под ред.А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. - М.: МГУ, 1994.
34. Мухина В.С. Возрастная психология - М., Академия, 1997.
35. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения- Тбилиси, 1972.- 289с.
36. Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.
37. Психологический словарь/ (под ред.В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова). - М., 2004. -289с.
38. Психология развития /Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры развития дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб: Питер, 2001. - 512с: ил. - /Серия “Хрестоматия по психологии”/.
39. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость/ Аверин В.А., Дандарова Ж.К., Дергач А.А., Зазыкин В.Г. Под общ. ред.А. А. Реана. - СПб; М.: Прайм - ЕВРОЗНАК: Нева: Окма - Пресс, 2001.
40. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1983.
41. Рибо Т. О страстях.- Спб.: Питер, 1901.-15с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
43. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. - М.: Просвещение, 1981.
44. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей. // Научные исследования и человеческие потребности / ВНИИ системных исследований. - Москва, 1979. - 119с.
45. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Ленинград: ЛГУ, 1968.
46. Фрейд А. Детский психоанализ. — СПб.: Питер, 2003. — 477 с.
47. Фромм Э. Душа человека. - Москва, 1992. - 430с.
48. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990. - 270с.
49. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, стр. 75.
50. Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности. // Человек, его ценности и жизненный путь. Ч.1. - Барнаул, 1997. - 84с.
51. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб.: Изд-во "Евразия", 1998.
Приложение
Приложение 1
Анкета «Мечты и идеалы»
Пол:_________________ Возраст_________________
1) 1.Что такое «идеал» в Вашем понимании?
2. Есть ли у Вас идеал?
3. Кто является Вашим идеалом?
4. Какие качества идеала Вам нравятся?
5. Хотели бы Вы иметь у себя эти качества?
2) 1. Что такое «мечта» в Вашем понимании?
2. Мечтаете ли Вы?
3. О чем Вы мечтаете?
4. Как Вы собираетесь достичь Вашей мечты?
5. Часто ли Ваши мечты осуществляются в жизни?
4