Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:46, реферат
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений.
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.
Так, дети, воспитанные
в детских учреждениях без
материнской заботы и ласки, отличаются
более низким интеллектуальным уровнем,
эмоциональной незрелостью, расторможенностью,
уплощенностью. Им свойственна также повышенная
агрессивность в отношениях со сверстниками,
отсутствие избирательности и постоянства
в эмоциональной привязанности ко взрослым
(«прилипчивы», быстро привязываются
к любому лицу, но столь же быстро отвыкают).
С.
Броди выделила четыре типа материнского
отношения.
1. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение.
2. Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.
4. Матери четвертого
типа поведения характеризуются непоследовательностью.
Они вели себя неадекватно возрасту и
потребностям ребенка, допускали много
ошибок в воспитании, плохо понимали своего
ребенка. Их прямые воспитательные воздействия,
так же как и реакция на одни и те же поступки
ребенка, были противоречивыми.
По мнению С.
Броди, наиболее вредным для ребенка
оказывается четвертый стиль
материнства, так как постоянная
непредсказуемость материнских реакций
лишает ребенка ощущения стабильности
окружающего мира и провоцирует повышенную
тревожность. В то время как сензитивная,
принимающая мать (первого типа), безошибочно
и своевременно реагирующая на все требования
маленького ребенка, как бы создает у него
бессознательную уверенность в том, что
он может контролировать действия других
и достигать своих целей.
Если в материнском
отношении преобладает
Описанные типы
родительского (прежде всего материнского)
отношения в значительной мере инициируются
самим младенцем, а именно необходимостью
удовлетворения базальных потребностей
в афиляции (присоединении) и безопасности.
А.
Болдуин выделил два стиля практики
родительского воспитания — демократический
и контролирующий.
Демократический
стиль определяется следующими параметрами:
высоким уровнем вербального
общения между детьми и родителями;
включенностью детей в
Контролирующий
стиль включает значительные ограничения
поведения детей: четкое и ясное разъяснение
ребенку смысла ограничений, отсутствие
разногласий между родителями и детьми
по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что
в семьях с демократическим стилем
воспитания дети характеризовались
умеренно выраженной способностью к
лидерству, агрессивностью, стремлением
контролировать других детей, но сами
дети с трудом поддавались внешнему контролю.
Дети отличались также хорошим физическим
развитием, социальной активностью, легкостью
вступления в контакты со сверстниками,
однако им не был присущ альтруизм, сензитивность
и эмпатия.
Дети родителей
с контролирующим типом воспитания
были послушны, внушаемы, боязливы, не
слишком настойчивы в достижении
собственных целей, неагрессивны. При
смешанном стиле воспитания детям
присущи внушаемость, послушание, эмоциональная
чувствительность, неагрессивность, отсутствие
любознательности, оригинальности мышления,
бедная фантазия.
Д.
Боумрин в цикле исследований попытался
преодолеть описательность предшествующих
работ, вычленив совокупность детских
черт, связанных с фактором родительского
контроля. Были выделены три группы детей.
Компетентные
— с устойчиво хорошим
Избегающие —
с преобладанием уныло-
Незрелые —
неуверенные в себе, с плохим самоконтролем,
с реакциями отказа во фрустрационных
ситуациях.
Автор выделил
также четыре параметра изменения
родительского поведения, ответственных
за описанные паттерны детских черт.
Родительский
контроль: при высоком балле по
этому параметру родители предпочитают
оказывать большое влияние на
детей, способны настаивать на выполнении
своих требований, последовательны
в них. Контролирующие действия направлены
на модификацию проявлений зависимости,
у детей, агрессивности, развитие игрового
поведения, а также на более успешное усвоение
родительских стандартов и норм.
Второй параметр
— родительские требования, побуждающие
к развитию у детей зрелости; родители
стараются, чтобы дети развивали свои
способности, в интеллектуальной, эмоциональной
сферах, межличностном общении, настаивают
на необходимости и праве детей на независимость
и самостоятельность.
Третий параметр
— способы общения с детьми
в ходе воспитательных воздействий:
родители с высоким баллом по этому
показателю стремятся использовать убеждение
с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают
свою точку зрения и одновременно готовы
обсуждать ее с детьми, выслушивают их
аргументацию. Родители с низким баллом
не выражают четко и однозначно свои требования
и недовольства или раздражение, но чаще
прибегают к косвенным способам - жалобам,
крику, ругани.
Четвертый параметр
— эмоциональная поддержка: родители
способны выражать сочувствие, любовь
и теплое отношение, их действия и
эмоциональное отношение направлены на
содействие физическому и духовному росту
детей, они испытывают удовлетворение
и гордость от успехов детей. Оказалось,
что комплекс черт компетентных детей
соответствует наличию в родительском
отношении всех четырех измерений — контроля,
требовательности к социальной зрелости,
общения и эмоциональной поддержки, т.
е. оптимальным условием воспитания является
сочетание высокой требовательности и
контроля с демократичностью и приятием.
Родители избегающих и незрелых детей
имеют более низкий уровень всех параметров,
чем родители компетентных детей, Кроме
того, для родителей избегающих детей
характерно более контролирующее и требовательное
отношение, но менее теплое, чем для родителей
незрелых детей. Родители последних оказались
абсолютно неспособными к контролю детского
поведения в силу собственной эмоциональной
незрелости[34,142].
Из анализа
литературы следует, таким образом,
что наиболее распространенным механизмом
формирования характерологических
черт ребенка, ответственных за самоконтроль
и социальную компетентность, выступает
интериоризация средств и навыков контроля,
используемых родителями. При этом адекватный
контроль предполагает сочетание эмоционального
приятия с высоким объемом требований,
их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью
в предъявлении ребенку. Дети с адекватной
практикой родительского отношения характеризуются
хорошей адаптированностью к школьной
среде и общению со сверстниками, активны,
независимы, инициативны, доброжелательны
и эмпатичны.
Е.Т.
Столин и В.В. Столин добавили еще несколько
типов неадекватного родительского (материнского)
отношения к ребенку.
1. Отношение
матери к сыну-подростку как
к «замещающему» мужу: требование
активного внимания к себе, заботы,
навязчивое желание находиться
постоянно в обществе сына, быть в курсе
его интимной жизни, стремление ограничить
его контакты со сверстниками. Матери
жалуются на отсутствии контакта с сыном,
его желание отгородиться от нее, его «презрение».
В менее грубой форме подобное отношение,
как уже указывалось, выливается в присвоении
подростку статуса «главы семьи».
2. Гиперопека
и симбиоз: навязчивое желание
удержать, привязать к себе ребенка,
лишить его самостоятельности
из-за страха возможного
3. Воспитательный
контроль посредством
4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.