Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:53, контрольная работа
С социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые разные социальные проблемы – от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочие. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Так было в нашей истории после отмены крепостного права, так было в нашей истории в 20-е годы XX столетия, та
2.
Основная проблема
воспитания настоящего
времени
С социальными проблемами воспитания
сталкиваются в любом обществе независимо
от того, стабильное оно, не стабильное,
переходное и т.д. Это могут быть самые
разные социальные проблемы – от столь
привычной для нас нехватки финансирования
до всплеска наркомании и прочие. Россия
в последние пятнадцать лет принадлежит
к разряду обществ переходного типа. А
в обществе переходного типа воспитание
не только сталкивается с различными социальными
проблемами, но и само становится социальной
проблемой. Так было в нашей истории после
отмены крепостного права, так было в нашей
истории в 20-е годы XX столетия, так было
в Америке в 20-е и начале 30-х годов, и, наконец,
в Германии и Японии после Второй мировой
войны. То есть это достаточно типичная
ситуация, когда в обществе переходного
типа само воспитание становится социальной
проблемой.
В силу особенностей исторического развития,
традиционное для всех модернизированных
обществ, изменение положения учащихся
в системе отношений со взрослыми в нашей
стране приобрело дополнительное измерение.
Отношения между поколениями сегодня
имеют новый характер. Традиционные конфликты
отцов и детей, которые имели психологические
основы, во многом сохранились, хотя по
субъективной значимости несколько отошли
на второй план. Но самое главное то, что
эти традиционные конфликты отцов и детей
психологического характера дополнились
кардинальным расхождением мировоззрения,
мировосприятия старших поколений и подрастающих
поколений современной России. Причиной
служат те кардинальные изменения в социокультурной
жизни России, которые способствовали
созданию принципиально иных условий
социализации подрастающего поколения
относительно тех, в которых происходила
социализация нынешних взрослых поколений.
Поэтому картина мира современного взрослого
и картина мира современного подростка,
например старшеклассника, а по некоторым
исследованиям и дошкольника – есть очень
интересные исследования психологов,
психологического института РАО, которые
об этом свидетельствуют – существенно,
принципиально во многом различаются
между собой. Это необязательно приводит
к конфликтам, потому что современные
дети, с одной стороны выставляют счет
отцам, с другой стороны относятся к ним
достаточно снисходительно. Они просто
не хотят жить так, как жили их отцы.
Воспитание как социальная проблема –
это значительно шире, чем воспитание
как проблема системы образования. Поэтому
сразу возникает вопрос: как может реагировать
система образования, воспитание в системе
образования на такую ситуацию?
Е.Е. Чепурных говорил: «Когда у взрослых
и у младших картины мира существенно
различаются, то первыми шаг навстречу
младшему должны делать взрослые. А для
этого, пользуясь образным выражением
одного итальянского драматурга, взрослым
надо постоянно учить марсианский язык
нового поколения, чтобы быть в состоянии
вести диалог с этим новым поколением».
Но тут мы сталкиваемся с очень серьезным
ограничением: мы можем очень много говорить
о необходимости диалога в воспитании
и вообще о единственно возможном сегодня
воспитании – идеологическом воспитании,
но, к сожалению, мы должны при этом иметь
в виду, что наши взрослые, если хотите,
культурно, генетически не готовы изменить
стиль взаимодействия и вести идеологическое
взаимодействие. Они в этом не виноваты.
Мы все выросли в другую эпоху, и мы стоим
на плечах предыдущих поколений, которые
тоже росли в те эпохи, когда диалог отнюдь
не поощрялся и не был сущностной характеристикой
взаимодействия старших поколений с младшими.
Что же делает воспитание социальной проблемой
в нашем обществе? Дело в том, что современное
общество не в состоянии формулировать
реальные задачи перед системой воспитания.
Если говорить о российском обществе,
то в нем традиционно задачи воспитания
формулировало государство. Может быть,
это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин,
что единственный европеец в России –
правительство. Теперь же и государство
в переходный период оказалось не в состоянии
формулировать задачи системы воспитания.
Только последние год-два государство
стало лихорадочно искать те задачи, которые
необходимо поставить перед системой
воспитания. Но система воспитания не
есть нечто абсолютно изолированное в
рамках общественной государственной
жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать
с теми задачами, которые государство
ставит перед собой.
Мне кажется, что воспитание как социальная
проблема может решаться лишь при условии
мобилизации обществом, государством
максимальных личностных ресурсов для
воспитательной деятельности. Академик
Капица в 1972 г. писал: «Я сделал за «Комсомольской
правдой» маленький подсчет: если бы 100
млн. взрослых тратили на 40 млн. школьников
5% рабочего времени, то на класс из 40 школьников
приходилось бы 200 часов педагогической
работы взрослых в неделю. Не кажется ли
вам, что пропаганду этой идеи о том, что
общество должно тратить на школьников
значительно больше интеллигентного и
творчески индивидуализированного труда,
следует настойчиво вести, особенно среди
начальствующих лиц?». Я не рискую сказать
лучше, чем академик Капица.