Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:32, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение темы « Манипуляции в общении ». Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Характеристика манипуляций в общении.
2. Причины манипуляции.
3. Правила нейтрализации манипуляции.
1. Введение ________________________________________________ 2
2. Характеристика манипуляций в общении_____________________ 3
2.1 Организационно-процедурные манипуляции______________4
2.2 Психологические манипуляции_________________________5
2.3 Логические манипуляции______________________________7
3. Причины манипуляции_____________________________________8
4. Правила нейтрализации манипуляций________________________10
5. Заключение______________________________________________14
6. Список использованной литературы_________________________ 15
3.
Причины манипуляции.
Основная причина
манипуляции, в вечном
Человек никогда
не доверяет себе полностью.
Сознательно или
Вторая причина манипулирования— это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности.
Великие мировые религии призывают нас любить ближнего своего, как самого себя, и вот тут заколдованный круг нашей жизни замыкается. Современный человек ничего не понимает в этих заповедях. Он понятия не имеет, что значит любить. Большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, потому что не любят самих себя.
Любовь — это победа, достичь которой нелегко. И в сущности ленивому манипулятору остается лишь одна жалкая альтернатива любви — отчаянная, полная власть над другой личностью; власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет. Эта власть позволяет сделать из другой личности вещь, ЕГО вещь.
Третья
причина манипуляции — риск
и неопределенность, окружают нас
со всех сторон". В любую
минуту с нами может случиться
все, что угодно. Человек чувствует
себя абсолютно беспомощным,
С горечью
осознавая непредсказуемость
Четвертая
причина манипуляции — страх
затруднительного положения.
Пятая
причина манипуляции —
Вместе
с тем манипуляции становятся
негативными, когда насилие
4. Правила нейтрализации манипуляций.
Правила нейтрализации манипуляций
направлены на то, чтобы помочь человеку
не стать объектом манипулирования
со стороны безнравственных
ния, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать.
В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия.
Отслеживание
изменений ситуации позволяет
обнаружить эффекты, которые
манипуляции. Общим признаком наличия манипуляций является нарушение
баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:
Дисбаланс в
распределении ответственности
за совершаемые действия и
принимаемые решения (например, мы
вдруг замечаем, что кое-что «должны»,
не зная, откуда долженствование
взялось или же, наоборот, проявили
непонятную и неожиданную для
себя безответственность в
Наличие силового давления;
Нарушение сбалансированности
элементов ситуации (необычность
мишеней воздействия (темы
Несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);
Стремление стереотипизировать поведение адресата (те случаи, когда становится заметным желание кого-то, чтобы мы вели себя в «соответствии с ...», чаще всего это выглядит как обращение к некоторым ролевым позициям, стремление отнести к той или иной категории людей).
Если исходить
из анализа механизмов
Можно указать
следующие виды таких
Неоправданно
частое появление или
Регрессия к
инфантильным реакциям — плач,
агрессия, тоска, чувство одиночества
и т. п., особенно, если это точно
приурочено к определенным
Дефицит времени,
отпущенного на принятие
Состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограниченности круга обсуждаемых идей, в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановка только ситуативных целей и пр.
Неожиданное изменение
фоновых состояний, т. е.
Существует
несколько способов
открытое объявление
о недопустимости
разоблачение
уловки, т. е. раскрытие ее сути
(особенно эффективно, если удается
не только назвать
повторное напоминание
о недопустимости
«информационный
диалог» (если партнер по
«конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);
«цивилизованная
конфронтация» (когда
«уловка на
уловку» (этот способ
5.
Заключение.
Целью настоящей работы являлось рассмотрение темы «манипуляции в общении». Для достижения этой цели мною были рассмотрены следующие вопросы:
1. Характеристика манипуляций в общении.
Таким образом, мною
был сделан вывод, что
2. Причины манипуляции.
Таким образом, мною был сделан вывод, что очевидно, манипуляции вызываются разными причинами. Среди них необходимость в мобилизации групп населения и отдельных людей для достижения их большей активности, а следовательно, и эффективности в достижении поставленных целей. Без определенных свойств человеческой психики манипуляции были бы невозможны. Но не следует забывать, что манипуляции используются как во благо, так и во вред. В этом случае они выполняют задачу возвышения одних за счет других, способствуют дифференциации общества на управляющих и управляемых.
3.Правила нейтрализации манипуляции.
Таким образом, мною был сделан вывод, что во-первых, количество воздействий на нас настолько велико, что нельзя и помыслить о том, в каком напряжении должен находиться адресат, чтобы проконтролировать и проанализировать все свои собственные состояния, сдвиги поведения партнёра и ситуации. Во-вторых, часто адресат воспринимает манипуляцию лишь на подсознательном уровне, даже не догадываясь о факте её присутствия.
Список использованной литературы:
1. А. Я. Кибанов, Учебник. - М.: Инфра-М, 2002.
Этика деловых отношений.
2. Ф.А. Кузин, практическое пособие, 1996 г.
Культура делового общения.
3. И.В. Андреева, учебное пособие; 2006 г.
Этика деловых отношений.
4. В.Н. Лавриненко, учебник для студ.вузов; 2007 г.
Психология и этика делового общения.