Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:28, реферат
В первой главе «Теоретические основы общения» дается описание общения в системе межличностных отношений, процесс, структура, средства, цели общения, основные виды и содержание процесса общения. Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов манипуляционное воздействие и распознавание и защита от манипуляционного воздействия.
Введение_____________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы общения__________________________________________4
1.2 Лидерство_________________________________________________________________8
Глава 2. Манипулятивное воздействие____________________________________________11
2.1 Защита от манипуляций_____________________________________________________13
Заключение__________________________________________________________________17
Список использованной литературы_____________________________________________18
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений.
Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную, психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Лидер передает своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера - образец для подражания, предмет уважения. Поэтому нравственный облик лидера привлекает внимание и играет немалую роль в его успехе или неудачах. В информационном обществе все труднее скрыть дефекты личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства. Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это уже проблема его собственного обучения и воспитания.
Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику. Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.
Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический). Иным оказывается лидерство на уровне большой политики, управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их. Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.
Таким образом, на всех уровнях политики лидерство реально при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства
(государственные,
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа. Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.
Доверие к лидеру это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
Лидерство это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.
Структура механизмов воздействия
лидеров на массу зависит от свойств
последователей. Лидер находится
в сильнейшей зависимости от коллектива.
Группа, имея образ лидера, модель, требует
от реального лидера, с одной стороны,
соответствия ей, а с другой от лидера
требуется способность выражать
интересы группы. Только при соблюдении
этого условия последователи
не просто идут за своим лидером, но
и желают идти за ним. В соответствии
со свойствами последователей лидером
выстраиваются структуры
Лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного
самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом.
Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Глава 2. Манипулятивное воздействие
Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
В английском словаре «to manipulate»означает «оперирование, обращение с чем-либо».
Ключевое слово - «скрытое». При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным и неосознанным.
Таким образом, отличие манипуляции от других способов воздействия состоит в том, что при манипуляции, кроме явного и открытого мотива (торговое предложение), есть скрытый мотив, расчет, подтекст (ему неловко будет выглядеть скуповатым).
Пример манипуляции в торговле. В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи.
Продавец:
- Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для вас.
Покупатель:
- Вот ее-то я и возьму.
На внешнем уровне продавец констатировал некоторые правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции - расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно.
Существуют не только однократные разовые манипулятивные действия, но и целые продолжительные манипулятивные игры. Пример манипулятивной игры из практики милиционеров и следователей. Здесь одним из эффективных способов добиться от задержанного показаний (или денег за свободу) является игра в «доброго и злого полицейского».
Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.
Оценки манипуляции:
Первый. «Какой мотив и желаемый результат у автора манипуляции?»
В данном случае имеет положительным аспект, если манипулятор приносит выгоду не только себе, но и человеку, которым манипулируют. (Например, родители.)
Второе. Бывает, что скрытый мотив манипуляции не особенно-то и скрывается. И тогда у объекта приложения этой манипуляции есть истинный, а не навязанный выбор. Американский писатель и психотерапевт Э. Берн приводит такой пример игры во флирт:
Список типичных манипуляций:
1. Лесть: «Голубушка как хороша»
2. Давление на жалость: «Сами мы не местные»
3. Система ограничивающих альтернатив
4. Рассматривание ситуации с точки зрения общественной морали.
5. Непроверенная, но категорично поданная информация: «Из компетентных источников известно»
Первоначальное значение слова "манипулятор" означает цирковой артист, фокусник, который хорошо действует с предметами при помощи рук.
Манипулятор развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого.Благодаря ей существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же он утрачивает способность переживать ценность и полноту своего существования. Манипулятивные системы могут быть:
1. Активный манипулятор
2.1 Защита от манипуляций
В психологической литературе понятие «психологическая защита» тесно связана с понятием целостности личности. Особое внимание уделяется самооценке, чувству уверенности, самоуважению, Я-концепции, представлению о себе, индивидуальности.
Психологической защите может подвергаться как любая целостность, будь то организация, группа людей, семья, отдельный человек, психика в целом, так и поведенческие проявления (привычки, стили жизни, умения), когнитивные структуры (мнения, знания, мировоззрения), мотивационные образования (желания, вкусы, предпочтения). Происходит это оттого, что единое Я защищает самое себя целиком, свои проявления и качества.
По мнению Доценко Е.Л.: «психологическая защита - это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта».
В ответ на нарушение или угрозу нарушения психологических границ, которое способно нанести ущерб целостности личности или её индивидуальной обособленности, возникает защита в условиях межсубъектной борьбы. Такая защита называется психологической защитой.
Коммуникативные техники и методы защиты от манипулятивного воздействия:
· спрашивать и слушать ("локализация проблемы");
· игнорировать и продолжать;
· "проматывать катушку назад";
· изменять перспективу;
· выходить из ситуации.
· прерывать переговоры.
1. Спрашивать и слушать
Сознательное использование вопросов - один из центральных элементов общения. Как правило, многие недооценивают роль вопроса как коммуникативного средства. Благодаря вопросам повышаются шансы выстроить позитивные отношения с собеседником и добиться своей цели. Почему?
При помощи правильных вопросов человек:
· получает важную информацию, которая поможет адаптироваться к ситуации тактику ведения разговора, вопросы помогают определить, чему придает значение собеседник, что именно для него важно;
· активные переговоры позволяют с самого начала проявить себя в качестве партнера, а не противника;
· может предотвратить столкновения, вернуть разговор на предметный уровень, что помогает справиться с эмоционально непростыми ситуациями.
Задавая вопросы, демонстрируется уважение к собеседнику, так как для любого человека важно, чтобы к нему относились с уважением и его ценили.
Для целенаправленного применения
вопросов необходимо понимать разницу
между вопросами открытого и
закрытого типов. Открытые вопросы
требуют ответов в виде полных
предложений, в то время как на
закрытые вопросы можно полноценно
отреагировать одним-