Любовь как нравственное чувство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………………6
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях…………………………………………………………………….22

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов…………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………………36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

11.doc

— 256.00 Кб (Скачать)
  1. Твердая воля
  2. Целеустремленность
  3. Верность принципам
  4. Прямота, откровенность
  5. Искренность
  6. Жертвенность
  7. Терпимость
  8. Мудрость
  9. Доброта
  10. Признание
  11. Слава, известность
  12. Деньги
  13. Щедрость
  14. Честность.
  15. Порядочность
  16. Смелость
  17. Секс.
  18. Жизнерадостность
  19. Чувство юмора
  20. Духовность
  21. Авторитет
  22. Дружелюбие
  23. Альтруизм
  24. Влияние
  25. Оптимизм
  26. Уважение к людям
  27. Вера в Бога
  1. Власть 
  2. Смекалка
  3. Терпение
  4. Удовольствия
  5. Развлечения
  6. Понимание людей
  7. Отдых
  8. Дети
  9. Любовь
  10. Семья
  11. Практичность
  12. Спокойствие
  13. Спорт
  14. Бережливость
  15. Широта взглядов
  16. Сочувствие
  17. Художественные интересы
  18. Досуг, хобби
  19. Деньги
  20. Общение
  21. Работоспособность
  22. Тактичность
  23. Патриотизм
  24. Профессионализм
  25. Самоконтроль
  26. Хорошее настроение
  27. Домашний уют

Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»

Методика разработана  А. Г. Закаблуком. Используется с целью определить, знают ли испытуемые признаки основных видов эмоций, выраженных через слово.

Процедура проведения эксперимента

1. Установочная беседа.

Я провожу работу по составлению  словаря названий эмоций и чувств. Для составления словаря необходимо знать, какими словами пользуются люди, когда говорят о любви. Поэтому я прошу вас помочь мне.

2. Задание испытуемым.

К словам «симпатия», «влюбленность», «любовь» вам нужно подобрать  как можно больше синонимов, т. е. слов, равнозначных им по смыслу. Запишите их в протокол в колонках.

Образец протокола

Симпатия

Влюбленность 

Любовь

     

Обработка полученных данных и выводы. Подсчитывается число названных синонимов. Чем больше испытуемый называет синонимов, тем в большей степени у него сформировано представление о смысле того или иного эмоционального понятия.

Опрос №1 Определение приоритета любви среди других понятий

Учащимся необходимо оценить по баллам (0 баллов - неважно, 8 баллов - очень важно), значимые для них понятия: здоровье, любовь, слава, деньги, красота, дружба, семья, развитие. Далее следует обработка результатов.

Образец протокола

№п/п

Понятие

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

 

здоровье

               
 

любовь

               
 

слава

               
 

деньги

               
 

красота

               
 

дружба

               
 

семья

               
 

развитие

               

 

Проективное сочинение "Любовь в современном мире"

Студентам предлагается написать сочинение, высказать свою точку зрения по теме. Результаты предполагается обработать. Проективное сочинение представляет собой вид проективных методик для выявления некоторых представлений у современных студентов о любви. Цель данной методики - анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и самой проекции интересов, желаний и стремлений.

 

2.2. Анализ результатов  констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов

 

Методика №1. Ранжирование жизненных ценностей посредством  матрицы Боулса.

В основе регуляции  жизни человека находится система  его ценностных ориентации, которая представляет собой сложное и динамическое образование.

В результате проведенного исследования мы определили, что «любовь» как нравственное чувство находится  в системе  иерархических отношений у 3 респондентов. 

Таблица №2

№п\п

ФИО студента

1

2

3

1

Анастасия А.

Любовь

Доброта

Жизнерадостность

2

Наталья Б.

Деньги 

Общение

Развлечения

3

Алена В.

Домашний уют 

Сочувствие

Деньги 

4

Татьяна В.

Честность

Верность 

Общение

5

Жанна И.

Любовь

Отдых

Оптимизм

6

Анастасия П.

Доброта

Спокойствие

Практичность

7

Екатерина С.

Оптимизм

Дружелюбие

Деньги 

8

Елена С.

Деньги 

Искренность

Дружелюбие

9

Марина С.

Семья

Отдых

Домашний уют

10

Юлия Ф.

Любовь

Сочувствие

Развлечения

11

Юлия Ш.

Семья

Жизнерадостность

Спорт

12

Мария Ш.

Семья

Дружелюбие

Доброта


 

Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»

Наибольшие затруднения  у экспериментальной группы вызвала  данная методика. Максимальное количество синонимов приведено на слово  «любовь» - 13, меньше всего на слово  «симпатия» - 2. В таблице №3 приведены  наиболее часто встречающиеся синонимы.

Таблица № 3

Симпатия

Влюбленность 

Любовь

расположение

наклонность

увлечение склонность тяготение благоволение

доброжелательство

дружба благорасположение

влечение

слабость

любовь

привязанность

пристрастие мания

верность

привязанность, склонность

слабость (к чему), страсть

преданность

тяготение

мания

верность

амур


 

Диаграмма №1

Сравнительный анализ количества синонимов на понятия «симпатия», «влюбленность», «любовь»

 

Опрос №1 Определение  приоритета любви среди других понятий

В результате проведенного опроса на первом месте любовь как  нравственное чувство стоит у 2 студентов, диаметрально противоположенное понятие «деньги» поставили на первое место так де 2 студента. Анализ результатов опроса приведен в таблице №4.

Таблица № 4

ФИО студента

1

2

3

4

5

6

7

8

Анастасия А.

Л

Др

З

К

Сл

Дн

См

Р

Наталья Б.

Дн

З

Л

Др

К

См

Сл

Р

Алена В.

См

Л

З

К

Др

Сл

Дн

Р

Татьяна В.

З

Л

Др

См

Дн

К

Сл

Р

Жанна И.

Л

Др

См

З

К

Сл

Дн

Р

Анастасия П.

Др

См

З

Л

Дн

К

Сл

Р

Екатерина С.

Др

Л

З

См

К

Сл

Дн

Р

Елена С.

Дн

З

Л

См

Сл

См

К

Р

Марина С.

См

Л

Др

З

К

Дн

Сл

Р

Юлия Ф.

К

См

Л

З

Р

Др

Сл

Дн

Юлия Ш.

См

Л

К

З

Др

Р

Дн

Сл

Мария Ш.

См

З

Др

Л

К

Сл

Р

Дн


Условные обозначения: Здоровье-З, любовь-Л, слава-Сл, деньги-Дн, красота-К, дружба-Др, семья-См, развитие-Р.

Диаграмма № 2

 

Проективное сочинение "Любовь в современном мире"

Нами было предложено написать проективное сочинение "Любовь в современном мире".

Из 12 испытуемых, - 8 написали, что в современном мире любовь - это, прежде всего, взаимность чувств: "когда люди чувствуют взаимность, понимают друг друга", "это самое  замечательное чувство на свете  очень важно, чтобы она была взаимной", "когда ты чувствуешь то, что чувствует тот человек, который рядом".

А 3 человека ответили подобным образом на вопрос: "что такое  любовь?": "Любовь - это даже не чувство, скорее химическая реакция, гормоны; она основана на привлекательности и взаимном общении", "ее просто нужно почувствовать", "Любовь нельзя описать, ведь для каждого она своя".

Восемь человек указали, что имеют уже некоторый опыт в данном вопросе. Так, например: "любовь у каждого человека разная. Например, для меня любовь - беда, в которой можно утонуть по уши, влюбляясь в какого-нибудь рыжего дурака", или "не все понимают, что это такое, не умеют ценить, а ведь это очень важная вещь. Я уже испытала это чувство".

Примечательно, но один из испытуемых ограничился стандартными фразами при ответе: "Любовь - это река, в которой тонут два дурака" и "любовь - это розы, обман и вечные слезы".

Проанализировав результаты проективного сочинения, мы можем предположить, что по вопросу любви представления  большинства респондентов идеализированы, с возрастом и приобретением определенного опыта идеализация ослабевает, уступая место более реалистическому восприятию. Поразителен тот факт, что ни один из испытуемых не написал, что любви нет в современном мире (хотя, некоторые отметили, что это довольно редкое чувство): "В современном мире, конечно же, она существует, ведь без нее нельзя, без нее было бы тяжело жить".

Мы сочли нужным привести еще несколько определений: "Любовь столь всесильна, что перерождает  нас", "Любовь - это полет души. Это когда тебя окрыляет, когда доставляет удовольствие, что любимый рядом", "Любовь - это что-то такое, что нельзя описать или объяснить".

Проведенное нами исследование предусматривало решение целого ряда задач.

Анализ полученных результатов  позволяет сделать следующие выводы:

- все студены нашей выборки отметили, что считают любовь неотъемлемой частью своей жизни, они позволяют им глубже познать свою личность и овладеть новыми видами человеческих взаимоотношений.

Информация о работе Любовь как нравственное чувство