Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………………6
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях…………………………………………………………………….22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов…………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………………36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………38
|
|
Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»
Методика разработана А. Г. Закаблуком. Используется с целью определить, знают ли испытуемые признаки основных видов эмоций, выраженных через слово.
Процедура проведения эксперимента
1. Установочная беседа.
Я провожу работу по составлению словаря названий эмоций и чувств. Для составления словаря необходимо знать, какими словами пользуются люди, когда говорят о любви. Поэтому я прошу вас помочь мне.
2. Задание испытуемым.
К словам «симпатия», «влюбленность», «любовь» вам нужно подобрать как можно больше синонимов, т. е. слов, равнозначных им по смыслу. Запишите их в протокол в колонках.
Образец протокола
Симпатия |
Влюбленность |
Любовь |
Обработка полученных данных и выводы. Подсчитывается число названных синонимов. Чем больше испытуемый называет синонимов, тем в большей степени у него сформировано представление о смысле того или иного эмоционального понятия.
Опрос №1 Определение приоритета любви среди других понятий
Учащимся необходимо оценить по баллам (0 баллов - неважно, 8 баллов - очень важно), значимые для них понятия: здоровье, любовь, слава, деньги, красота, дружба, семья, развитие. Далее следует обработка результатов.
Образец протокола
№п/п |
Понятие |
Баллы | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
здоровье |
|||||||||
любовь |
|||||||||
слава |
|||||||||
деньги |
|||||||||
красота |
|||||||||
дружба |
|||||||||
семья |
|||||||||
развитие |
Проективное сочинение "Любовь в современном мире"
Студентам предлагается написать сочинение, высказать свою точку зрения по теме. Результаты предполагается обработать. Проективное сочинение представляет собой вид проективных методик для выявления некоторых представлений у современных студентов о любви. Цель данной методики - анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и самой проекции интересов, желаний и стремлений.
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов
Методика №1. Ранжирование
жизненных ценностей
В основе регуляции жизни человека находится система его ценностных ориентации, которая представляет собой сложное и динамическое образование.
В результате проведенного исследования мы определили, что «любовь» как нравственное чувство находится в системе иерархических отношений у 3 респондентов.
Таблица №2
№п\п |
ФИО студента |
1 |
2 |
3 |
1 |
Анастасия А. |
Любовь |
Доброта |
Жизнерадостность |
2 |
Наталья Б. |
Деньги |
Общение |
Развлечения |
3 |
Алена В. |
Домашний уют |
Сочувствие |
Деньги |
4 |
Татьяна В. |
Честность |
Верность |
Общение |
5 |
Жанна И. |
Любовь |
Отдых |
Оптимизм |
6 |
Анастасия П. |
Доброта |
Спокойствие |
Практичность |
7 |
Екатерина С. |
Оптимизм |
Дружелюбие |
Деньги |
8 |
Елена С. |
Деньги |
Искренность |
Дружелюбие |
9 |
Марина С. |
Семья |
Отдых |
Домашний уют |
10 |
Юлия Ф. |
Любовь |
Сочувствие |
Развлечения |
11 |
Юлия Ш. |
Семья |
Жизнерадостность |
Спорт |
12 |
Мария Ш. |
Семья |
Дружелюбие |
Доброта |
Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»
Наибольшие затруднения у экспериментальной группы вызвала данная методика. Максимальное количество синонимов приведено на слово «любовь» - 13, меньше всего на слово «симпатия» - 2. В таблице №3 приведены наиболее часто встречающиеся синонимы.
Таблица № 3
Симпатия |
Влюбленность |
Любовь |
расположение наклонность увлечение склонность тяготение благоволение доброжелательство дружба благорасположение |
влечение слабость любовь привязанность пристрастие мания верность |
привязанность, склонность слабость (к чему), страсть преданность тяготение мания верность амур |
Диаграмма №1
Сравнительный анализ количества синонимов на понятия «симпатия», «влюбленность», «любовь»
Опрос №1 Определение приоритета любви среди других понятий
В результате проведенного опроса на первом месте любовь как нравственное чувство стоит у 2 студентов, диаметрально противоположенное понятие «деньги» поставили на первое место так де 2 студента. Анализ результатов опроса приведен в таблице №4.
Таблица № 4
ФИО студента |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Анастасия А. |
Л |
Др |
З |
К |
Сл |
Дн |
См |
Р |
Наталья Б. |
Дн |
З |
Л |
Др |
К |
См |
Сл |
Р |
Алена В. |
См |
Л |
З |
К |
Др |
Сл |
Дн |
Р |
Татьяна В. |
З |
Л |
Др |
См |
Дн |
К |
Сл |
Р |
Жанна И. |
Л |
Др |
См |
З |
К |
Сл |
Дн |
Р |
Анастасия П. |
Др |
См |
З |
Л |
Дн |
К |
Сл |
Р |
Екатерина С. |
Др |
Л |
З |
См |
К |
Сл |
Дн |
Р |
Елена С. |
Дн |
З |
Л |
См |
Сл |
См |
К |
Р |
Марина С. |
См |
Л |
Др |
З |
К |
Дн |
Сл |
Р |
Юлия Ф. |
К |
См |
Л |
З |
Р |
Др |
Сл |
Дн |
Юлия Ш. |
См |
Л |
К |
З |
Др |
Р |
Дн |
Сл |
Мария Ш. |
См |
З |
Др |
Л |
К |
Сл |
Р |
Дн |
Условные обозначения: Здоровье-З, любовь-Л, слава-Сл, деньги-Дн, красота-К, дружба-Др, семья-См, развитие-Р.
Диаграмма № 2
Проективное сочинение "Любовь в современном мире"
Нами было предложено написать проективное сочинение "Любовь в современном мире".
Из 12 испытуемых, - 8 написали, что в современном мире любовь - это, прежде всего, взаимность чувств: "когда люди чувствуют взаимность, понимают друг друга", "это самое замечательное чувство на свете очень важно, чтобы она была взаимной", "когда ты чувствуешь то, что чувствует тот человек, который рядом".
А 3 человека ответили подобным образом на вопрос: "что такое любовь?": "Любовь - это даже не чувство, скорее химическая реакция, гормоны; она основана на привлекательности и взаимном общении", "ее просто нужно почувствовать", "Любовь нельзя описать, ведь для каждого она своя".
Восемь человек указали, что имеют уже некоторый опыт в данном вопросе. Так, например: "любовь у каждого человека разная. Например, для меня любовь - беда, в которой можно утонуть по уши, влюбляясь в какого-нибудь рыжего дурака", или "не все понимают, что это такое, не умеют ценить, а ведь это очень важная вещь. Я уже испытала это чувство".
Примечательно, но один из испытуемых ограничился стандартными фразами при ответе: "Любовь - это река, в которой тонут два дурака" и "любовь - это розы, обман и вечные слезы".
Проанализировав результаты проективного сочинения, мы можем предположить, что по вопросу любви представления большинства респондентов идеализированы, с возрастом и приобретением определенного опыта идеализация ослабевает, уступая место более реалистическому восприятию. Поразителен тот факт, что ни один из испытуемых не написал, что любви нет в современном мире (хотя, некоторые отметили, что это довольно редкое чувство): "В современном мире, конечно же, она существует, ведь без нее нельзя, без нее было бы тяжело жить".
Мы сочли нужным привести еще несколько определений: "Любовь столь всесильна, что перерождает нас", "Любовь - это полет души. Это когда тебя окрыляет, когда доставляет удовольствие, что любимый рядом", "Любовь - это что-то такое, что нельзя описать или объяснить".
Проведенное нами исследование предусматривало решение целого ряда задач.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
- все студены нашей выборки отметили, что считают любовь неотъемлемой частью своей жизни, они позволяют им глубже познать свою личность и овладеть новыми видами человеческих взаимоотношений.