Любовь как нравственное чувство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………………6
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях…………………………………………………………………….22

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов…………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………………36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

11.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) - в нежности и ласке. Какие эмоциональные переживания сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

Сексуальная любовь. Э. Фромм дает следующее абстрактное определение этой любви: это отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.

Р. Стернберг (Sternberg, 1986) разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов [4].

Традиционные способы  ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться  негативными чувствами (раздражением, гневом) возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви - страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и  страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в  других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть  не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третья составляющая любви - решение-обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

И эта составляющая не однозначно соотносится с двумя  предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 1).

Таблица №1

Систематика видов  любви Р. Стернберга

Вид любви

Интимность

Страсть

Решение-обязательство

Симпатия

+

-

-

Страстная любовь

-

+

-

Придуманная любовь

-

-

+

Романтическая любовь

+

+

-

Любовь-товарищество

+

-

+

Слепая любовь

-

+

+

Совершенная любовь

+

+

+


Примечание: + компонент  присутствует, - компонент отсутствует.

Таким образом, эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны[7].

Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной  любовью. Однако нередки случаи, когда за таковую принимают слепое увлечение. Чаще всего бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество.

Острой стадией любви  является влюбленность, о которой  речь уже шла выше. Однако если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота не вечна.

 

1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях

Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек.

Для понимания психологических отличий любви взрослых людей от юношеской особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества [23].

Зачастую юношеская мечта о  любви выражает, прежде всего, жажду  эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Несмотря на демократизацию и упрощение  взаимоотношений между юношами  и девушками, они вовсе не так  элементарны, как кажется некоторым  взрослым. «Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно целоваться и т.д.». Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание - игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой - довольно неопределенны.

Ожидание любви и  ее переживание у юношей и девушек  неизбежно связано с сексуальным  поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью  полового созревания, так и социальными  факторами [16].

«Разделив обследованных  ими испытуемых на до- и постпубертатных, западногерманские исследователи Ю.Шлегель и сотрудники, сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятья, петтинг, вступление в половые отношения). Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателям опережают допубертатных, т.е. половое созревание стимулирует их социальную активность. Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархеальные девочки только чаще влюбляются. Видимо дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей. Подростки начинают ухаживать не только в зависимости от уровня собственной половой зрелости, сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы, школьного класса и т.д. У детей с преждевременным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному возрасту».

Важную роль в любовных отношениях играют представления о  том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

  1. Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;
  2. Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;
  3. Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

«По всей вероятности, все  три гипотезы имеют под собой  известные основания. В одних  случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся  образом, в других – имеет место  идеализация, в третьих – идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может» [5].

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации». И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру. Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи». Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом».

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов

 

Констатирующий эксперимент  проходил на базе Филиала ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, в нем участвовало 12 студентов 2 курса направления 050300.62 Филологическое образование (050301.62 Русский язык и литература).

Цель: на основе пакета диагностического материала, выявить отношение студентов к «любви» как нравственному чувству.

Методика №1. Ранжирование жизненных ценностей посредством матрицы Боулса

Эта система позволяет  оставить список жизненных ценностей  и приоритезировать его.

Подумайте, пожалуйста, о  том, что представляет для вас  в жизни наивысшую ценность. Возможно, это деньги. Или семья. Дружба? Любовь? Творчество? Или это что-то другое?

У каждого человека есть свои собственные ценностные ориентиры. Составьте список из 10 основных своих  жизненных ценностей и запишите его в секцию А прилагаемой  ниже матрицы.

Затем заполните секцию B матрицы. Это делается следующим  образом: слово (или словосочетание) под номером 1 из секции А последовательно  сравнивается со всеми остальными из списка и в каждой паре обводится номер того высказывания, значимость которого для вас является большей. Например, первой в списке секции А у вас значится любовь, а второй дружба. Вы сравниваете эти ценности между собой и приходите к выводу, что любовь в вашей жизни все же важнее дружбы. В этом случае в секции В в первом квадрате вы обводите единицу. Таким образом все позиции из списка ценностей секции А сравниваются друг с другом и результат сравнения всех пар отмечается в секции В.

В секции С затем фиксируется, сколько раз был отмечен в секции В соответствующий номер из общего списка ценностей. Например, по ходу сравнения со всеми остальными ценностями, любовь была выбрана как превалирующая 5 раз, творчество 4, дружба 3, свобода тоже 3. Эти цифры заносятся в первую строчку секции С. Та ценность (или ценности), которые были отмечены большее количество раз, получают высший ранг. Например, в нашем случае любовь получает ранг 1, творчество 2, а свобода и дружба 3. Ранг заносится в соответствующие клетки второй строки секции С. В соответствии с рангом список ценностей переписывается в секцию D. На верхней ее ступени фиксируется ценность, отмеченная наибольшее количество раз, и далее по убывающей.

Для дальнейшего анализ понадобятся не более 3 наиболее значимых жизненных ценностей. Если Вам сложно самостоятельно сформулировать свои основные ценности, можете воспользоваться предложенным ниже списком ценностей.                                                                                           Список ценностей:

Информация о работе Любовь как нравственное чувство