Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………………6
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях…………………………………………………………………….22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов…………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………………36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………38
- при изучении различных особенностей представлений студентов о любви нами получены следующие данные: идеализация понятия "любовь" зависит, главным образом, от возраста и опыта в такого рода отношениях, чем взрослее человек, чем больше опыт, тем меньше он идеализирует, тем он более реалистичен в своих представления о любви.
В целом, можно сказать, что проведенная нами работа подтвердила, что актуальные для студентов потребности в любви и дружбе являются объективными психологическими реальностями, допускающими возможность экспериментального их исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь — это морально-эстетическое чувство человека, выражающееся в самозабвенном и бескорыстном стремлении к определенной личности с ее индивидуальной неповторимостью. Чувственное влечение — это не что иное, как биологически целесообразный источник возникновения любви.
Представители философской мысли эпохи Возрождения (Пикоделла Мирандола, Джордано Бруно, Спиноза, Шефсбери, Гельвеции, Кампанелла и др.) рассматривали любовь, как силу, организующую социальную жизнь, освобождающую душу человека от аффектов и ведущую к познанию и покорению природы.
Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою»
Л. Феербах считал, что любовь — «универсальный закон разума и природы». Он, как известно, обожествлял половую любовь и создал религию любви. Как ни странно, 3. Фрейд, которого считают защитником любви,— сводит ее и все ее виды к простому, слепому физиологическому инстинкту.
А. Шопенгауэр также считал любовь выражением простого физиологического инстинкта, который лишь занимает существа иллюзией счастья и делает их своим орудием.
Существует много
Истинная любовь включает в себе доброту, ласку, отзывчивость, дружбу, симпатию, душевное тепло, мягкость, нравственную близость, милосердие.
Зрелая сексуальность включает в себя чувственность, физическую страсть, но главную особенность ее составляет эмоциональная привязанность, предполагающая духовную, человеческую близость любящих Этот духовный компонент появился у человека из опыта социального общения.
Любовь обладает своеобразной
силой преобразовывать
Юношеская мечта о
любви выражает жажду эмоционального
контакта, душевной близости. Впервые
появляется потребность в самораскрытии,
чувственно-эротические
Переживания юношей и девушек столь глубоки, что иногда необходима специальная консультативная помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных. Для того, чтобы повысить эффективность психологической консультативной помощи необходимо построить с молодым человеком доверительные отношения, отнестись всерьез к его переживаниям, даже если они не имеют ничего общего с реальностью.
ЛИТЕРАТУРА
1 Аболин Л М. Никифоров В. Е. О выборе адекватных методов обработки и анализа результатов тестирования устойчивых характеристик эмоционального поведения // Новые исследования в психологии. - 1977. - №t2. - С. 11-15.
2 Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1997.
3 Благонадежина Л В. Эмоции и чувства //Психология: Учебник. - М., 1956.
4 Буров А. И. Эмоция, чувство и отношение //Вопросы психологии. - 1966. - № 1.
5 Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.
6 Вилюнас В К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
7 Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979.
8 Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // в кн.: Собрание сочинений, Т.№4. М., 1984.
9 Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.
10 Злобин А. Т. К классификации эмоций //Вопросы психологии. - 1991. - № 4. -С.96-99.
11 Кайдаков С. В. Эмоции как фактор познания и действия: Автореф. дис. ...канд. наук. - М., 1974.
12 Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие. М., 1989.
13 Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1989.
14 Линдслей Д Б. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Сти-венса. - М., 1960. - С. 629-684
15 Мухина В.С. Возрастная психология: Неноменалогия развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр "Академия",2000.
16 Немов Р.С. Психология. Учеба для студентов высших пед.учебных заведений: В 3 кн. - 4-е изд.-М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.
17 Психологический словарь.Под ред.Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.
18 Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.
19 Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.
20 Федотова Ю. В. //Социологические исследования. 2003. №11. С. 137–141.
21 Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1995.
22 Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990
23 Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. М., 1990.