Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………………6
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях…………………………………………………………………….22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов…………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………………36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ГОУ
ВПО СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Любовь как нравственное чувство»
Выполнила:
студентка группы Б-2р
направление 050300.62 Филологическое образование (050301.62 Русский язык и литература)
Фабрика Юлия Игоревна
Научный руководитель:
ст. преподаватель кафедры
Качалова Ирина Николаевна
Железноводск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о
нравственных чувствах в
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические
аспекты любви в юношеских взаимоотношениях……………………………………
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Любовь как высшее человеческое чувство - это часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится с высказыванием Ван Гога, который говорил: "Я - человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви...иначе я замерзну и превращусь в камень." Так говорил великий художник о любви к женщине [4].
Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть. "Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека," - говорит Э. Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении.
Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
Осознание любви как нравственного чувства позволяет развить такие чувства у человека как уважение, жалость к близкому, бескорыстие в поступках.
Все эти качества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Таким образом, актуальность исследования любви как нравственного чувства обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики в сфере психологии личности.
Знакомство с литературой вызвало у нас интерес к исследованию личностных особенностей человека. Эта тема была разработана такими известными психологами как: Колберг Л., Эльконин Д. Б., Фельдштейном Д.И., Леонтьевым А.Н., Рубинштейном С. Л.., и многими другими.
Объектом исследования является любовь как нравственное чувство.
Предметом исследования является развитие любви как нравственного чувства в юношеском возрасте.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.
Гипотеза исследования определила постановку задач, которые решались в ходе исследования:
1. Изучение любви
как нравственного чувства с
точки зрения теории
2. Выявить сущность и содержание понятия «любовь».
3. Проанализировать возрастно-
4. Подобрать
пакет методик для
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.
Изученные в
процессе подготовки данной работы материалы
позволяют сделать вывод, что
внимание на изучение любви как нравственного чувств
При написании работы использовалась специальная литература по психологии личности и общей психологии, включая учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных психологов на тему влияние любви как нравственного чувства на жизнь человека.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие
о нравственных чувствах в
отечественной и зарубежной пси
Когда вы наблюдаете
восход солнца, читаете книгу, слушаете
музыку, ищете ответ на возникший
вопрос или мечтаете о будущем, то,
наряду с разными формами
По мнению ряда ученых, строго научное использование термина «чувство» должно ограничиваться лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т. е. оценочного отношения к каким-либо объектам.
По П. В. Симонову (1962), чувство - это «устоявшееся отношение человека к явлениям действительности» (с. 17); Г. А. Фортунатов (1970) определяет чувства как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, т. е. отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам» (с. 336); по А. Н. Леонтьеву, чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. В «Психологическом словаре» (1983) чувства определяются как «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами». А. В. Петровский (1986) пишет, что «чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает» [16].
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях и
чувствах проявляется также
Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление [12].
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также их многообразием.
Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации.
Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату [3].
Существующие
Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.) [6].
Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят (например: Рудик, 1978) на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании [20].
Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.
К. К. Платонов выделяет еще и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому его попытку расширить список чувств следует признать неудачной [17].
Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.