Эмоции и чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

1. Охарактеризуйте понятия “эмоции’’ и “чувства’’.
2. Проанализируйте понятие “эмоциональные состояния’’.
3. Соотнесите понятия и их определения:
а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
1) стресс;
2) фрустрация;
3) аффект;
4) эмпатия.

Файлы: 1 файл

к.р психология.docx

— 31.09 Кб (Скачать)

Вариант 14

1. Охарактеризуйте понятия “эмоции’’ и  “чувства’’.

2. Проанализируйте понятие  “эмоциональные состояния’’.

3. Соотнесите понятия  и их определения:

а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;

б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;

в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

1) стресс;

2) фрустрация;

3) аффект;

4) эмпатия.

 

 

1.Эмоции(от лат. emoveo — потрясаю, волную)-переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Функции эмоций:

  • коммуникативная
  • регулятивная
  • сигнальная
  • мотивационная
  • оценочная
  • стимулирующая
  • защитная

     Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

     Чувства-переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Функции чувств:

  • Сигнальная функция чувств - выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
  • Регулирующая функция чувств - выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

     Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

     Чувства различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. Чувства  
связаны с определенными предметами, видами деятельности и  
людьми, окружающими человека. 
    Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении  
с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении  
окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы  
подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда  
связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Виды чувств:

  • Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи).
  • Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.
  • Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям.

     Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

     Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления—тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней.

 

2. Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

     Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает.

     Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс.

     Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

     Фрустра́ция (лат. frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов)) — психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния. Возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности.

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение.

     Настроение — эмоциональное состояние, придающее окраску переживаниям и деятельности человека, оно имеет причину, не всегда осознаваемую человеком. Настроение может изменяться под впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающей природы, здоровья, выполняемой работы, учебы. В управлении настроением сказывается развитие личности.

 

3. 4 – а

     Эмпатия - способность человека к переживанию и сочувствию другим людям.

Пример эмпатии: 

  • поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала;
  • поведение младенца, который расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом ребенка.

3 –  б

     Аффект - кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушенный волевой контроль.

Пример аффекта:

  • затруднение в удовлетворении потребностей маленького ребенка или любой конфликт могут привести к возникновению аффекта(может стать раздражительным, агрессивным).

2 –  в

     Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающиеся переживанием безысходности, крушением надежд.

Пример фрустрации:

  • запрет педагога или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного или привлекательного.

1- г

     Стресс - состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии. Можно сказать, что стресс является состоянием общего напряжения организма, возникающего у человека под действием чрезвычайного раздражителя.

Пример стресса:

  • конфликт с начальством
  • сдача экзамена

 

                                 Список использованной литературы

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М.,2008.

2. Изарт К.Е. Эмоции человека. - М., 2010.

3. Максименко С.Д. Общая психология. - М., 2009.

4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., 2009.

5. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. - М., Наука, 2008.

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмоции и чувства